Урок обучения грамоте "Парные звонкие и глухие согласные. Чтение текста "Енот" ПНШ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Богомолова Елена Николаевна

На уроке вводится понятие "парные согласные". Дети  в ходе эксперимента, работы в парах узнают почему звонкий звук "превратился" в глухой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_enot.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:


ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА «ЕНОТ».

Цели: создать условия для знакомства со значением слова «каток»; совершенствовать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся; развивать речевые навыки, внимание; воспитывать любознательность.

Планируемые результаты:

Предметные: различать устную и письменную речь и основные языковые средства ( текст, предложение, слово).

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации - организация исследовательского пространства ученика.

Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Желаю успеха"

II.  Работа по слоговой таблице.

Чтение слогов. Игра "Наборщик"

утята        дыня                надел                Лена

делила        мандарин        дымил                дятел

– Преодолейте слоговые вершины.

III.Сообщение темы урока.

"Азбука" с. 51

  1. Рассмотрите модели звуков, между ними стоит тире. Это означает, что нужно сравнить эти звуки.

Сегодня на уроке мы откроем для себя новые знания: узнаем, что общего у этих звуков и чем они различаются.

Работа по теме урока.

  1. - Вспомните, чем различаются буквы и звуки?

- Подумайте, какой орган нам помогает сравнить буквы? (буквы мы видим, сравниваем с помощью глаз)

- С помощью чего мы сравниваем звуки? (звуки мы произносим и слышим, сравниваем звуки с помощью слуха)

  1. - Сейчас мы проведём эксперимент, с помощью слуха сравним звуки. Т.к. два звука одновременно произнести нельзя, мы сначала  будем работать со звуком, который находится вверху  с левой стороны (найдите этот звук).

- Звук будете произносить , ориентируясь на положение руки:

Сначала руку поднимаю высоко - звук произносите громко

чуть-чуть опускаю руку ниже - звук произносим немного тише

опускаю руку ещё ниже - звук произносим ещё тише

опускаю руку вниз - звук произносим шёпотом.

Произносим одновременно и слушаем. Начнём эксперимент. ( в последний раз слышим [ т].) Какой звук услышали в последний раз?

  1. - Выясним, почему мы услышали  [ т]. Поработаем в парах.

Сначала один из вас вполголоса произнесёт звук [ д], потом звук [ т], а другой внимательно наблюдает  одинаково ли работают губы, зубы. Затем вы поменяетесь ролями.

Обсудите, одинаково ли работают губы, зубы и язык. Когда будете готовы, поднимите руки.

- Когда мы произносим звук [ д], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается  в верхние зубы.

- Когда мы произносим звук [ т], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык упирается  в верхние зубы.

  1. Эти звуки произносятся почти одинаково, только когда произносим звук [ д], мы пользуемся голосом, а когда говорим звук [ т], голоса нет.

Убедимся – закроем ушки и произнесём звуки д-т. Когда произносим звук [д] – слышим гудит (голос), произносится с шумом и голосом, а звук [т] – только с  шумом. Поэтому в нашем эксперименте, когда мы убрали голос (стали говорить шёпотом) звук [д] превратился в звук [т].

Такие звуки, одинаковые по нескольким признакам, составляют пары. Один произносим с голосом  (звонкий), а другой без голоса только с шумом (глухой). Так как они составляют пару, их называют парными звонкими и глухими согласными.

 Физкультминутка


Работа с моделями слов с.51

Чтение схем. Сравним слова – отличаются только первыми звуками. Разные первые звуки (отличаются наличием  или  отсутствием голоса), позволяют различать имена детей – мальчика и девочки.

IV. Чтение текста «Енот».

  1. Рассматривание иллюстрации.  

- Предположите, о чём будет рассказываться в тексте.

  1. Словарная работа.

Ло  дырь – бездельник, лентяй.

У том лен   тру да ми – очень устал.

Мол ни я    мет ну ла    мед ны е    ни ти – засверкала молния.

Те рем – дом.

Дрем  лют – спят.

  1. Вопросы после чтения текста.

Какой енот?

Как шёл домой енот?

Отчего он устал?

О чём думает енот и от чего он тревожится?

Что напугало енота?

Какой дом у енота?

 Как зовёт енот своих детей?

Что делают детишки енота?

Итог урока. Рефлексия « Лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...

Урок обучения грамоте "Звонкие и глухие согласные" 1 класс

Урок- игра: обучение грамоте по программе А.А.Штеца "Звонкие и глухие согласные"...

Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...