Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению на тему

Соколикова Марина Александровна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия). 

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной  культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности  произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю (34 учебные недели в каждом классе).

           Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

- восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов;

- адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий;

- осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям;

- развитие умения наблюдать за выразительностью речи.

Чтение:

Чтение вслух:

- постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух;

- темп чтения, позволяющий осознать текст;

- постепенное увеличение скорости чтения;

- соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения;

- чтение предложения с интонационным выделением знаков препинания;

- понимание смысловых особенностей разных по типу и виду текстов, передача их с помощью интонирования;

- развитие поэтического слуха;

- воспитание эстетической отзывчивости на произведение;

- умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста

( выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы);

- развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя:

- осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений);

- умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей;

- осознанно определять виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное в зависимости от цели чтения);

- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

Работа с разными видами текста:

- общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение;

- определение целей создания этих видов текста;

- умение оринтироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев;

- практическое освоение умения отличать текст от набора предложений;

- прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению:

- самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам  и самостоятельное деление текста на смысловые части,  их озаглавливание;

- умение работать с разными видами информации;

- участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;

- привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура:

- книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания;

- книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации;

- умение самостоятельно составить аннотацию;

- виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал);

- типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии);

- самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога;

- самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения:

- определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя);

- понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с   содержанием;

- понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали;

- осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов;

- схожесть тем и героев в фольклоре разных народов;

- самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов  с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

- характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста;

- нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события;

- анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов;

- сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту;

- характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев;

- освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей);

- подробный пересказ текста (деление на части, определение главной мысли каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание. План (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста;

- самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия,;

- вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев;

- развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.

- развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

- понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием;

- определение особенностей учебного и научно-популярного текстов;

- знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста;

- деление текста на части, определение микротем, ключевые или опорные слова;

-построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста, воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему;

- подробный пересказ текста, краткий пересказ текста;

- умение работать с учебными заданиями. Обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения):

- осознание диалога как вида речи;

- особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;

- внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению, умение проявлять доброжелательность к собеседнику;

- доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт;

- использование норм речевого этикета в процессе общения, знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений;

- работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями;

- умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос;

- формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности;

- отражение основной мысли текста в высказывании, передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного или художественного текстов;

- передача впечатлений (описание, рассуждение, повествование);

- самостоятельное построение плана собственного высказывания;

- отбор и использование выразительных средств с учетом особенностей монологического высказывания;

- устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи:

- соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев);

- использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, рассуждение, описание);

- рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

- нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

- первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема, герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

- общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ героя), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

- сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);

- фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

- жанровое разнообразие произведений, малые фольклорные формы, узнавание различение, определение основного смысла;

-  художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция), литературная (авторская) сказка;

- рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

- интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированными текстами;

- изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

- развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, умения оформлять свои впечатления в устной и письменной речи;

- сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями;

- находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Ниже представлено тематическое планирование к учебникам «Русский язык» авторов Климановой Л.Ф., Голованова, М.В. Горецкого В.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....