Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ritorike_4_kl_moe.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/О.В.Айсина/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/Л.М.Торопова /

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 первой категории

по риторике,  4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»___2012  г.

2012 - 2013  учебный год

Рабочая программа по риторике

4 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена  на основе:

  1.  федерального  государственного стандарта начального общего образования;
  2. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
  3.  авторской программы по курсу «Детская риторика» (автор Т. А. Ладыженская, 2004).

       Программа адресована учащимся 4 классов, рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета:

      Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

 Этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества».

        Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.

        Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Для реализации программного содержания курса риторики в 4 классе используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Ювента; Баласс, 2010.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           35

Количество часов в неделю                                      1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1.

ОБЩЕНИЕ

10

2.

ТЕКСТ

13

3.

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

7

4.

ОБОБЩЕНИЕ

5

Всего:

35

4 класс (35 часа)

ОБЩЕНИЕ (10 часов)

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (20 часов)

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

ОБОБЩЕНИЕ (5 часов)

Учебно-тематическое планирование уроков  риторики в 4 классе

по учебнику «Детская риторика в рассказах и рисунках»

Авторы: Т. А. Ладыженская и др.

Образовательная система «Школа 2100»

Всего 35 часов (1 час в неделю)

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Коррекция

1 триместр

Раздел 1. Общение (10 часов)

1

1

Проверь себя. Повторение изученного в 3 классе.

http://school-collection.edu.ru/

№ 7, с.9-10

06.09.

2

2

Речевая ситуация.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 13, с.13

13.09.

3

3

Учитывай, с кем, почему, для чего … ты общаешься

Наглядное пособие по развитию речи

№ 21, 25, с.19,22

20.09.

4

4

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения)

http://school-collection.edu.ru/

№ 34, с.27

27.09

5

5

Особенности говорения. 

Наглядное пособие по развитию речи

№ 43, с.31 выучить скороговорку

04.10.

6

6

Речевые отрезки и паузы

http://school-collection.edu.ru/

№ 52, с.36-37, № 55, с.39, сочинить закличку

18.10.

7

7

Успокоить, утешить словом.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 61, с.43

25.10.

8

8

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

http://school-collection.edu.ru/

№ 69, с.49

01.11.

9

9

Какой я слушатель.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 74, 75, с.53

08.11.

10

10

Я – читатель.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 83, с.57

15.11.

2 триместр

Раздел 2. текст (13 часов)

11

1

Типы текстов.

Наглядные пособия по русскому языку.

4класс

№ 87, 88, с.62-63

29.11.

12

2

Яркие признаки текста.

http://school-collection.edu.ru/

№ 90, с.65

06.12.

13

3

Абзацные отступы, завершающие абзац.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 95, 100 с.70, 72

13.12

14

4

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий

Наглядное пособие по развитию речи

№ 109,110 с.76,77

20.12.

15

5

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Презентация «Дорожные знаки»

№ 115, с.81

27.12.

16

6

Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 118, 121, с.82,84

10.01

17

7

Опорные конспекты.

http://school-collection.edu.ru/

№ 125, с.88

17.01

18

8

Составляем опорный конспект.

Наглядное пособие по развитию речи

№  126, 127, с.89

24.01

19

9

Описание – деловое и

художественное.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 135, 138, с.92,94

31.01.

20

10

Вежливая оценка.

№ 147, с.100

07.02.

21

11

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Наглядное пособие по развитию речи

Выписать из любого учебника

3 вопроса

с «почему» и дать ответы на них,

№ 153, с.104

14.02.

3 триместр

22

12

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

№ 159, с.109

28.02.

23

13

Вступление и заключение.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 164, 166, с.114,115

07.03.

Раздел 3. речевые жанры (7 часов)

24

1

Словарная статья

http://school-collection.edu.ru/

№ 172, 173, с.121

14.03.

25

2

Рассказ.

№ 177, 181 с.125, 128

21.03.

26

3

Хочу рассказать.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 184, 185, с.131

28.03.

27

4

Служба новостей, что такое информация.

№ 191, с.135,

04.04.

28

5

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

http://school-collection.edu.ru/

№ 196, с.141

18.04.

29

6

Информационные жанры: хроника, заметка.

№ 201, с.147, № 210 с.153

25.04.

30

7

Подпись под фотографией.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 233,234, с.165

02.05.

Раздел 4. обобщение (5 часа)

31

1

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

http://school-collection.edu.ru/

№ 246, с.172

16.05

32

2

Речевые жанры.

№ 256, с.180

16.05

33

3

Этикетные жанры и слова вежливости.

Наглядное пособие по развитию речи

№ 266, с.185, № 268, с.186

23.05.

34

4

Этикетные диалоги, речевые привычки.

№ 273, 275, с.191

23.05

35

5

Итоговый урок.

30.05.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Ювента; Баласс, 2010.

2. Ладыженская, Т.А. , Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В.  Детская риторика в рассказах и рисунках: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс; Ювента, 2011.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

       -  DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  - цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

  - компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Список литературы

1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. –   М. : Баласс; Ювента.

2.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. Под ред. Ладыженской Т.А. – М. : Баласс; Ювента.

3. Ж. «Начальная школа плюс до и после…»

4. Ж. «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...