"Книжкин дом" Библиотечный урок.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Дроздова Татьяна Николаевна

Библиотечный урок, посвященный знакомству с библиотекой , проводится в игровой форме с использованием театрализации. Это позволяет познакомить первоклассников с  основами библиотечной азбуки и вызвать интерес к библиотеке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечный урок  1 класс

Знакомство с библиотекой  « Книжкин дом».

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить первоклассников с библиотекой, с правилами пользования.
  2. Вызвать интерес к  посещению библиотеки, к чтению книг.
  3.  Расширение словарного запаса учащихся.
  4. Формирование навыков выразительного чтения.

Оборудование:

  1. Плакат « Добро пожаловать в страну Читалию»
  2. Эпиграф «День без чтения - потерянный день»
  3. Папка «Библиотечная азбука» с плакатами: абонемент,  библиотека,  библиотекарь, выставка, герои книг, журнал, читатель, читательский формуляр, читальный зал, писатель.
  4. Книжная выставка «Праздник читательских удовольствий!»
  5. Сказочные часы.
  6. Ключ от страны Читалии.

Подготовка:

  1. Составление  текста для сказочных героев.
  2. Подготовка шефов-пятиклассников, исполняющих роли Незнайки,  Карлсона, Феи Книгочеи, Мальвины.
  3. Первоклассникам – выучить стихи и загадки о книге.

Ход мероприятия.

I. В классе:

 Вбегает Незнайка:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

(ответы ребят)   Конечно, я - Незнайка. А знаете ли вы, почему меня так зовут? (ответы ребят). И как вы думаете, очень приятно жить с таким именем? Вот я и решил, не пойти ли мне в школу.

 А  с какой книги мне начать грамоте учиться?  (ответ: Азбука)

Где же мне можно взять эту Азбуку? (ответы ребят)

Учитель:

Конечно, ребята, Азбуку можно получить в библиотеке.

Незнайка:

Что же это такое - библиотека? Где она находится? Мне одному почему-то

страшновато туда отправляться. А вы сами-то записаны в эту, как её,

.. библиотеку? (ответы ребят)

 Вот и здорово! Давайте пойдем все вместе  записываться в библиотеку!

Учитель:

 Ну что, ребята, хотите вместе с Незнайкой отправиться в библиотеку? Составим ему компанию?

 Входит фея Книгочея:

Я услышала, что кто-то тут собирается отправиться в библиотеку. Тогда давайте знакомиться. Я - фея Книгочея,  и только я могу вручить вам ключ в Книжную страну.

 Учитель:

Что же нам нужно сделать, чтобы ты вручила нам этот ключ?

 Фея Книгочея:

О, это очень просто! Ведь некоторые из вас уже научились читать, а другим книжки читали ваши мамы. Так что справиться с моими заданиями вам не составит труда. Сейчас я приглашу героиню из   одной известной сказки, которую написал Алексей Толстой. Она очень любит воспитывать и учить. Вот пусть эта девочка и выяснит, можно ли вам вручить ключ от  страны Читалии.

Мальвина:

Здравствуйте, первоклассники! Ну что ж, пожалуй, начнем.

Снаружи смотришь –

Дом как   дом

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

 Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

 Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

(Библиотека)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца

{Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Не лежалось на окошке -Покатился по дорожке.

(Колобок)

Молодцы! А теперь попробуйте справиться с заданием  посложнее!

По дороге к вам мне попались обрывки листов из книжек. Помогите мне

разобраться, из каких это книг.

1.« Отвечает ему Золотая рыбка: « Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси

бабушке, неси   дедушке»

-. « Не печалься, ступай себе с богом!» Пушкин «Сказка о рыбаке и   рыбке»

- «Маша и медведь»

2 « Испекла баба колобок. А он... снес яичко, да не простое, а золотое»

- «Колобок» . «Курочка Ряба»

 3. «Посадил дед репку .Выросла она большая-пребольшая. Стал дед репу тянуть. Тянет-потянет... и вытянул ... аленький цветочек»

- «Репка». « Аленький цветочек»

 Фея Книгочея:

А вот теперь попробуйте-ка выполнить другое мое задание.

 Оно называется «Соберитесь в книжку!»

. Сейчас вы получите таблички с именами героев книг. Ваша задача - пока звучит музыка, нужно отыскать героев из своих книг и встать в кружок.

  (Раздаются таблички с именами героев.  Фея зачитывает их.  Дети собираются  вокруг книги с их героями)

  1. Буратино, Мальвина, Папа Карло.
  2. Доктор Айболит, Крокодил, Бармалей
  3. Волк. Лиса
  4. Нифф-Нифф. Нафф-Нафф, Нуфф-Нуфф

Замечательно! Теперь мы можем смело отправляться в библиотеку. Я с удовольствием вручаю ключ самому начитанному из вас. (Вручает ключ)

(учитель помогает провести класс в библиотеку)

II. В библиотеке.

Библиотекарь (встречает ребят):

Дорогие первоклассники! Я рада вас приветствовать у нас в школьной библиотеке. Давайте
знакомиться! Зовут меня Татьяна Николаевна, и я здесь - хозяйка. Я догадываюсь, что вы уже
знакомы со многими книжками. Знаете сказочных героев. И, наверное, хотите продолжить путешествие по нашей удивительной стране Читалии. Я и мои друзья, герои книг, помогут вам совершить путешествие по этой удивительной стране.  Я вижу, что один наш герой уже познакомился с вами. Незнайка, а зачем же
ты пожаловал к нам в библиотеку?
Незнайка:        

Мне надоело жить с  таким именем. Хочу стать Знайкой! Может быть, вы мне поможете? Говорят, здесь можно получить Азбуку.

Библиотекарь:

Конечно, дружок! Но сначала я познакомлю тебя и всех первоклассников с БИБЛИОТЕЧНОЙ АЗБУКОЙ. Она поможет вам правильно вести себя  в нашем Книжном  доме. Оглядитесь по сторонам. Кто же живет в нашем книжном государстве?

(Библиотекарь дополняет ответы ребят)

Давайте откроем нашу Библиотечную азбуку. С какой буквы начинается алфавит?

Абонемент.

Библия. Библиотека. Библиотекарь

( Библиотекарь объясняет значение этих слов)

Незнайка:

Я знаю, что такое библиотека. Здесь куча книг!

Библиотекарь:

Выставка. Витрина. Заголовок.

( Библиотекарь объясняет значение этих слов)

Как вы думаете, где находятся книжки для вас, первоклассников?

Взгляните, какая выставка приготовлена специально для вас?

Она называется «Праздник читательских удовольствий». Как вы понимаете это название?

(ответы ребят, комментарии библиотекаря)

Незнайка:

А для чего здесь часы?

Библиотекарь:

Часы эти не простые. Они - волшебные, литературные. Кто изображен на этих  часах? Рядом с цифрами - герои книг. Давайте пригласим кого-нибудь к нам в гости!

 Кто хочет покрутить стрелки часов?

Незнайка:

Я.!Я.! Можно я?

Библиотекарь:

Ну что ж, давай крути!

(Незнайка крутит и останавливает стрелку на Карлсоне).

Мальвина:

Ребята, я помогу узнать этого героя.

На красной черепичной крыше,

В домике за черною трубой,        

В шведском городе Стокгольме

Живет толстяк веселый, озорной.

Он любит звезды, дружит с Малышом,

Дурачит фрекен Бок и трубочиста.

Кто любит книги, тот узнал

Из шведской сказки юмориста.

Выходит Карлсон.

Живу на школьной крыше,

Где солнце, облака.

Веселый шум услышал

И к вам примчался я

Люблю я есть конфеты,

Варенье, пироги,

Плясать и петь куплеты.

А что любите вы?

(Ребята отвечают)

 Фея Книгочея:

Дорогой Карлсон, а книжки ты любишь?

Карлсон:

Я  Карлсон, который живет на крыше.

Это чистая  правда, друзья!

Но я же из книжки вышел

Отрицать это тоже нельзя.

(показывает книгу А. Линдгрен)

Я самый лучший друг в мире, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, лучший в мире знаток паровых машин, лучшая в мире нянька... А еще... я самый лучший знаток библиотечных правил!

Фея Книгочея:

Вот и замечательно. Ты сейчас познакомишь наших ребят с библиотечными правилами.

Карлсон:

Запросто! Слушайте внимательно. Библиотека - это очень хорошее место. Сюда можно прийти на перемене и побегать, покричать. Можно поболтать с друзьями, послушать музыку, поиграть с сотиком. Можно даже подраться. Ведь учительницы здесь нет! А еще в библиотеке много книг, их можно хватать даже грязными руками. В библиотеке бесплатно дают книги домой.. Их можно даже не возвращать, пусть лучше у меня постоят.

Незнайка:

А я вот тоже слышал про одну очень интересную игру: прятки по-библиотечному: взял книжку с полки и поставил ее в другое место. Пусть потом библиотекарь ее обыщется! Здорово, правда? Библиотекарь:

Ну и помощники у меня! Ребята, как вы считаете, все правильно вам наши герои рассказали? Давайте- ка попробуем разобраться с нашими правилами. Наверное, нам может помочь Мальвина. Мальвина:

  1. В библиотеке ведут себя тихо: не кричат, не бегают, не мешают другим.
  2. Книги можно брать домой, но через 10 дней их нужно вернуть: ведь эти книги нужны другим детям.
  3. Если книга потерялась, ее нужно заменить другой.
  4. Чтобы книга не помялась и не порвалась, ее нужно носить в конверте или пакете.
  5. Книги нужно ставить строго на место, на стеллажах сохранять порядок.
  6. Выбранные книги нужно записать в формуляр.

Библиотекарь:

Наверное, вам не понятны многие слова.
Ребята, давайте снова  заглянем в Библиотечную азбуку.
Стеллаж.        ,,

Формуляр. Разделитель. Игра. Конкурс. Викторина.

( библиотекарь объясняет значения слов)

Вот сейчас мы с вами и поиграем в викторину. Взгляните на наши часы. С кем из изображенных героев мы уже познакомились? А с кем вам еще предстоит встреча?

(Ребята называют изображенных героев)

Дорогие друзья!

К  сегодняшней встрече, вы должны были подготовить стихи и загадки о книге.

( Ребята читают стихи и загадывают загадки)

Ну вот, дорогие первоклассники, подошло к концу наше путешествие по стране Читалии. Мы надеемся, что вы станете нашими постоянными друзьями.. Вас ждут удивительные открытия. Подружитесь с книгой, и вам откроется целый мир. Учитесь читать! Любите книгу! День без чтения - потерянный день.

 Чтецы:

Книга - радостная ноша.

В путь с собой ее берешь.

Сколько книг прочтешь хороших,

Столько ты друзей найдешь!

***

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умалять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Библиотекарь:

Мы рады новым читателям. Сейчас те ребята, кто уже научился читать и хочет записаться, могут выбрать книги. А остальные приходите в часы работы библиотеки. Мы всегда рады встрече с вами!

Дроздова Т.Н., зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 13»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Книжкины именины"

Презентация рассчитана для учащихся начальных классов. Можно использовать на классном часу....

Книжкины именины часть 1

В народе говорят, что тот, кто перестаёт читать - перестаёт думать, а человек, который не читает, ничем не лучше того, кто не умеет читать, и тот, кто читает всегда впереди.Именины, именины!У Марины, ...

Книжкины именины часть 2

Учись читать, учись читать!Выжнее нет науки.Тот, кто умеет сам читать,совсем не знает скуки. Всю жизнь свою учись читатьвнимательно, серьёзно.Я так прошу тебя - учись,учись, пока не поздно!...

Книжкина неделя:стихи, цитаты писателей

Стихотворения о книге, высказывания известных писателей,правила общения с книгой...

Путешествие в книжкино царство.

Презентацию можно использовать во внеклассной работе....

Сценарий "Книжкина неделя" для начальной школы.

Сценарий предназначен для внеклассного мероприятия во время весенних каникул. В нем собран материал для проведения игры-викторины "Литературный ринг". Все вопросы, которые будут заданы, связаны с...

Книжкины именины

Презентация к празднику Детской книги...