Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Задачи урока:  образовательные:

  • познакомить с буквой Р р;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

                            развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

                              воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, привитие навыков культурного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матюшинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект урока по обучению грамоте

в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема урока: 

«Звуки   [р] [р,],

обозначение  их буквой «Рр»

 

                                                                         Подготовила:

                                                          учитель начальных классов

Гузельбаева Лилия Назымовна                                                                            

2013

Тема урока:   «Звуки   [р] [р,],  обозначение  их буквой «Р».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в

                                        соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами

                                        технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи урока:  образовательные:

  1. познакомить с буквой Р р;
  2. учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  3. плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

                            развивающие:

  1. развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  2. оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  3. способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

                              воспитательные:

  1. воспитывать интерес к русскому языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная работа
  2. парная
  3. индивидуальная

Средства обучения:

  1. у учителя – мультимедийный проектор, компьютер,   презентация, доска;
  2. у учащихся – учебник «Азбука», рабочая тетрадь «Пропись», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока

(технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

 I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какой сейчас урок?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Сколько знаете гласных букв?

-А гласных звуков? Назовите.

-Назовите изученные согласные.

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?

  1. Физкультминутка для глаз

2. Чистоговорка. (слайд №2)

-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

-С какой буквой познакомимся на уроке?

 

1. Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?

Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Буква, которой обозначаются звуки   [р]    [р,], называется  «эр» (слайд №7)

-Почему здесь две буквы «эр»?

-На что похожа буква «эр»?

(слайд №8)

«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

                        В.Степанов

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки     [р],  [р,]

-Определите, твердый или мягкий это звук?

2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками      [р],  [р,]

-Составьте звукобуквенную модель   слова с новыми звуками.

3. Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

«Мы ладонь согнем дугой

И прижмем её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква «Р».

4. Работа в тетрадях для печатания.

5. Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать                   предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по  

                   строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –  

                   окошечки».

6. Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.

7. Физкультминутка

«У реки росла рябина

А река текла, рябила.

Посредине глубина

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыба – царь

Называется пескарь».

-Назовите слова с новым звуком.

8. Работа с текстом.

        «На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.

-Как называется рассказ?

-Кто прочитает?

Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

-Какую рыбу они поймали?

-Куда дети кладут рыбу?

-Кто будет рад улову?

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]    

9. Задания по рабочей тетради «Пропись».

  1. Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  Р.

  1. Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.

-Чем похожи эти слова?

-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

-А мягкий согласный звук?

  1. Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.

-Что общего у всех слов первой строчки?

 

-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква Р?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу

-Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Десять.

-Шесть: [а],[о],[у],[ы],

[и],[э].

-М, Н.

-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

-[р] и [р,]

- С буквой  Рр.

-Рыба.

(слайд №3)

-[ р]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

(слайд №4)

-[ы]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

-[б]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

-[а]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

 

-Речка (слайд №5)

                      (№6)

-Печатная большая, печатная маленькая.

-Парус, ромашка.

-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.

(учащиеся определяют)

-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.  

Учащиеся печатают букву Рр.

-Марина, Нина, рана, имена.

-Нина, Марина.

-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.

-На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.

-Митя и Лёша.

-Ерша, карася, пескаря.

-В ведро.

-Мурзик.

-Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

-Море, нора, рама.

-Есть звук [р] и   [р,]

-Нет.

-Нора, рама.

-Море.

Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.

Имена людей.

-Рр

-[р],[ р,]

Фронтальные ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы

  1. Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  2. Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  3. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  4. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента - Граф», 2011 г.
  5. И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС по темеЧтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).

Цели: закрепить знания о согласных звуках [з], [з’]; создать условия для развития умений различать звуки[з] и [c], [з’] и [c’].Задачи:·        Сопоставление слогов и...

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс, по теме "Буква Ч, ч. Закрепление."

План-конспект урока по обучению грамоте по учебнику "Азбука", часть 1, автор Горецкий. В.Г. Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный ...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...