Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.
статья по чтению по теме

 

   Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Ведрова Тамара Михайловна  

                                                                                          Буткинская специальная (коррекционная)      

                                                                                          общеобразовательная школа –интернат

                                                                                          Талицкого района, Свердловской области

                                                                                          учитель начальных классов, 1 кв. категория

                                                                                         

                                                                             

                               Коррекционно-развивающая  работа

 по исправлению дефектов развития  умственно отсталого ребенка.

    Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

    В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

   Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

   Принципы коррекционно-развивающей работы.

*  Коррекционная направленность обучения.  

*  Конкретизация путей и средств исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания  у.о. детей в процессе овладения каждым учебным предметом и трудовыми навыками.

* Система межпредметных связей, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками- олигофренами учебного материала: особое внимание уделено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.  

* Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.

*  Принцип реальности, когда коррекционная работа опирается на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

*  Принцип индивидуально – дифференцированного подхода -   коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены  на каждого отдельного ребенка и проводиться в соответствии с его индивидуальным  развитием.

*  Мотивация к учению. Все задания и упражнения должны быть интересны ребенку, чтобы он хотел их выполнять, так используем включение в урок проблемных и познавательных задач, поощрение.

 * Традиционные принципы: наглядность, научность, доступность.

   Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

   Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;    коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

   Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

    Основные направления коррекционной работы.

*  Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;  - развитие навыков каллиграфии;  - развитие артикуляционной моторики.

 *  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания;  - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;  - развитие пространственных представлений и ориентации;  - развитие представлений о времени;  - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических  представлений, формирование звукового анализа.

*   Развитие основных мыслительных операций:  - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации ( на базе овладения основными родовыми понятиями);  - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;   - умение планировать деятельность;  - развитие комбинаторных способностей.

 *   Развитие различных видов мышления:  - развитие наглядно-образного мышления;   - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 *  Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения  для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).

 *  Развитие речи, овладение техникой речи.

 *  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 *  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

  Основной формой обучения является урок.  Типы уроков – комбинированные, обобщающие, учетно-контрольные, урок работы над ошибками, урок дифференциации. В коррекционной школе преобладает комбинированный урок.

  Требования к современному уроку специальной (коррекционной) школы:

*  Научность.              * Правильность формулировки учебных тем.        * Четкость целей вытекающих из тем.             * Целенаправленность   содержания урока.        * Проблемность обучения.        * Развивающее обучение.             * Наличие самостоятельной работы на уроке.         * Дифференциация обучения.         * Работа над развитием речи.               * Воспитывающий характер обучения  (образовательная, коррекционная, воспитательная).     * Наглядность обучения.       * Научное усвоение материала учащимися.        * Соблюдение норм дачи домашнего задания.               * Соблюдение переключаемости учащихся к каждому уроку.  * Соблюдение требований школьной гигиены.

    Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо-ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

    Коррекция развития детей вспомогательной школы, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. При подготовке и проведении  уроков  необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

    В начале урока использую коррекционные упражнения  –  " Найди отличия", "Пройти по лабиринту" , "Найди какие буквы спрятались", " Что лишнее?" и т.д.

    На уроках я использую Папку дошкольника :   "Лабиринты",   "Знакомимся с клеточками",    "Находим противоположности",    "Логика" ,  "Ребусы, головоломки, игры" и др. – материал для занятий на отдельных листах. Учащимся нравятся занимательные задания на развитие логики, внимания,  мелкой моторики руки, задание на развитие речи, восприятия, умения находить противоположные понятия .

    На уроках чтения, устной речи, развития речи использую логопедичесую зарядку для артикуляционного аппарата. Дети с удовольствием повторяют за мной несложные упражнения для губ, щек, языка. Для развития фонематического восприятия, совершенствования речевого дыхания применяю скороговорки, чистоговорки и др. Работа ведется в тесном контакте с логопедом.

   Физкультминутки в  специальных (коррекционных) школах являются обязательной частью урока.  После физкультминутки снимается перегрузка, активизируется восприятие, создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов  и др.   На своих уроках я использую  упражнения для развития навыка чтения, письма, формирования математических умений, развития личностных качеств ( творчество, навыки самосознания и т.д),    игровые упражнения  на релаксацию (мышечное расслабление) с проговариванием слов. На уроках русского языка несколько раз во время урока провожу гимнастику для развития мускулатуры кисти.

   Учащимся моего класса нравится учиться. Они охотно выполняют все задания, радуются успехам, и стараются помочь тем у кого еще не все получается.

    Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка;  и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

   Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению

 

            Литература.

  1. Журналы "Начальная школа"
  2. Журналы "Дефектология"
  3. Журналы "Коррекционная педагогика"
  4. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"
  5. Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;
  7. Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.
  8.  И др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....

Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка

Модели типов воспитания, условия для начала работы с родителями....

Дефекты прикуса и их исправление

В статье рассказывается о вредных привычках у детей, приводящих к нарушению прикуса. Даны рекомендации по исправлению прикуса...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....