Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тарасова Ирина Викторовна

Конспект урока по литературному чтению. Тема: П.П.Бажов "Уральские сказы". Урок сопровождается презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_ushinkskogo.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:


"НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского

Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

Номинация: Уроки в начальной школе

Разработка урока литературного чтения

Тема: П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы»

Автор: И.В.Тарасова

 Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы», Flash презентация, запись отрывка в исполнении артистки Ленинградского радио Петровой Марии Григорьевны, схемы «Формы порядка слов»

На уроке используются метапредметные связи: изобразительное искусство, литература и театр.

Коммуникативные УУД

1. Умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Работать в паре и в группах.

5. Применять навыки оформления полученной информации в виде опорных схем

6. Выделять в прочитанном произведении те опорные эпизоды, которые составляют     основу сюжета.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изображением на слайде.

4. Учиться работать по предложенному плану.

Личностные УУД

1. Умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Показать, что честный и добросовестный труд – основа жизни мастера.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ХОД УРОКА:

I.Подготовительная работа.

Эмоциональный настрой.

— Красив Средний Урал: до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек.

— На Урале “удивительное – рядом”… Лишь протяни руку к камешку под ногами – и можешь стать обладателем самоцвета. Лишь вырвись из городской суеты в эту старую горную страну – и очутишься в сказке. Такая земля должна быть богата и талантом народным – красоте природы необходимо высказать себя в песнях и сказаниях. Их на Урале великое множество, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.

II. Повторение.

С творчеством какого писателя, сделавшего уральские предания и сказки достоянием русской литературы, мы начали знакомство?





СЛАЙД 1

Заставка “Бажовских сказов дивные места” 


(Павел Петрович Бажов)


Что вы о нём знаете?


(ответы детей)

СЛАЙД 2

фото Бажова

—Какие сказы Бажова вам известны?

СЛАЙД 3 (3,4,5,6 быстро)

Сказы П. П. Бажова: 

СЛАЙД 4

“Медной горы Хозяйка” 

СЛАЙД 5

“Малахитовая шкатулка”

СЛАЙД 6

“Каменный цветок”

— С каким сказом мы сейчас работаем?


СЛАЙД 7

“Медной горы Хозяйка”

1.        Биография автора. Жанр “сказ”, отличие от сказки.

2.        Словарь сказа. Фольклорная первооснова.  Способы изображения персонажей.

3.        Образ Хозяйки. Хозяйка и Степан.

4.        Особенности стиля П.П.Бажова

 




III. Сообщение темы урока.

Прочитайте тему  урока.

СЛАЙД 8 (8,9 быстро)

1.        Биография автора. Жанр “сказ”, отличие от сказки.

2.        Словарь сказа. Фольклорная первооснова.  Способы изображения персонажей.

3.        Образ Хозяйки. Хозяйка и Степан.

4.        Особенности стиля П.П.Бажова

СЛАЙД 9 (тема)


СЛАЙД 10 (+картинка)

        - Многим сказам П.П.Бажов давал подзаголовки, например “Уральские сказы”. А сказ “Медной горы Хозяйка” получил подзаголовок уже при публикации: “Тайный сказ”

        - Какую тайну имел в виду писатель?  Может быть тайну Золотой Бабы?








СЛАЙД 11

ЗОЛОТАЯ БАБА 

IV. Образ – прототип Хозяйки.

— На старинных картах  близ устья Оби часто встречается надпись "Золотая Баба". Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера.

— Золотая Баба была древней богиней.

— Во владениях богини хранились сказочные сокровища. Старинные рукописи, например, рисуют такую картину: "Даже наружность храма была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность.










— Грозна была богиня. Вот что поведали о ней очевидцы: "И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет".

СЛАЙД 12

"И дают ей долю от всякого промысла. А если кто этот закон нарушит, того мучит и томит. А кто принесет не от души и жалея, тот, пред нею упав, умрет"

Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Фольклор уральских горнорабочих знает еще одно ее имя - Золотая Баба. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок. Горняцкая Золотая Баба, как и богиня, не любила жадных и криводушных.


СЛАЙД 13 (ящерки)



— Хозяйка носила малахитовое платье и звали ее Малахитница. Идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой.

СЛАЙД 14

платье меняет цвет





— Образ Золотой Бабы сопровождали музыкальные инструменты. Местные предания гласят: "Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал".  Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим золотым истуканом, слышали какой-то звук и громкий рев, наподобие трубного.

СЛАЙД 15

"Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал"

СЛАЙД 16

+трубный звук

В преданиях медная богиня выглядит так:

 На спине крутясь,

        Одержимо вертясь,

        Вскрикивая,

        Подпрыгивая,

        Как сверчок, звенеть начала.


ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

—Покажите, как это происходило.


СЛАЙД 17

На спине крутясь,

        Одержимо вертясь,

        Вскрикивая,

        Подпрыгивая,

        Как сверчок, звенеть начала.



СЛАЙД 18

(музыка для физ. минутки)

IV. Образ Хозяйки. Хозяйка и Степан.

1. Выборочное чтение.

        -Найдите в тексте описание Хозяйки, где видно её сходство с образом медной богини.

        -Можем ли мы назвать эти черты демоническими? Почему?

-Необычная вертлявость, какое-то невразумительное лопотанье, странный смех Малахитницы сразу же напоминают лопотание, посвист, хохот кикиморы и прочей неведомой и нечистой силы из народной демонологии.

-Какой делают эти качества Хозяйку?

(загадочно таинственной, страшной и довольно опасной.)



-Какие черты портрета делают Хозяйку привлекательной?

- В таком виде она немножко сказочная, немножко земная, по крайней мере ничего сверхъестественного в ней нет.

  1. 2. Сюжетные линии: Степан - Хозяйка; Хозяйка - Степан

-Какой видит Хозяйку Степан?

(Степан видит перед собой и прекрасную девушку, и создание демоническое, злое, опасное.)

-Как называет Малахитницу Степан? Почему? Прочитайте этот отрывок.

(Чуть позже он увидит, что Малахитница – настоящий оборотень и назовёт её “поганью”.)

-Для чего Хозяйка приметила Степана?

(Разработка меди велась на Гумешках, где, судя по всему, находились подземные дворцы Хозяйки Урала. И, чтобы остановить разрушение их, Хозяйка и приметила Степана). 

- Как она об этом говорит?

("Мне как раз такого и надо, который ничего не боится”.)

- Каким испытаниям подвергает Степана Хозяйка Медной горы?

-Почему Малахитница сама не появилась перед приказчиком?

(Малахитница могла ведь сама появиться перед приказчиком, сказать ему, что он, душной козёл, должен уйти с Красногорки, иначе… и т.д. Но тогда в стороне оказался бы Степан. Когда же он берёт на себя поручение Хозяйки, образуется возможность показать себя, показать позицию рабочего человека. Это было испытание его бесстрашия).

        -Чем закончилась эта история?

    — Хозяйка сказала, что поведение Степана можно “чести приписать”. За что она его хвалит?

-Почему она называет его Степаном Петровичем?

(Хозяйка не заступается за обиженных, но отмечает избранников — своих: талантливых, бескорыстных, чистых сердцем и… способных вынести знакомство с тайной силой.)

      — Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана “щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается”?

-Какое испытание не выдерживает Степан?

(Третье испытание – забыть красоту Малахитницы – Степан не выдерживает. В сказе проводится мысль о невозможности счастья для горняка. Труд в горе, во владениях Малахитницы, медленно убивает человека. Даже молодые парни-горняки выглядят измождёнными. (Выборочное чтение.) Молодые мужчины – и такой вид; это противоестественно. Труд в горе – зло.)

      — Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?

— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу?

-Опишите сцену его смерти.


3. Обобщение. Какая же Хозяйка?


- Малахитница напоминает сказочную царевну. В народных сказках есть два типа царевны: кроткая и коварная.

- К какому типу ближе Хозяйка Медной горы?


(Малахитница ближе к последней, которая может быть очень мстительной и злой, пока жених не решит поставленных перед ним задач. Хозяйка как сказочная царевна, ищет женихов, ставит им трудные задачи. Но парни, приглянувшиеся ей, оказываются связанными обещаниями жениться на другой девушке.

Поиски жениха приносят Хозяйке лишь тоску и слёзы. Вступив в брак, она потеряет, согласно сказочным канонам, своё “я”, перестанет быть самой собой. Если с крестьянской точки зрения герой мог жениться на царевне и получить полцарства или всё царство, то в рабочей среде, признающей только один трудовой путь достижения благополучия и счастья, брачный союз простого человека с богатой царицей невозможен. Видимо поэтому сознание рабочих наделяло хранительницу богатых месторождений негативными качествами. По рабочим поверьям, даже обычная встреча с Хозяйкой нежелательна, ибо она приносит несчастье: печаль, задумчивость, потерю здоровья, смерть. Поэтому сказ “Медной горы Хозяйка” заканчивается не только смертью Степана, но и суровой констатацией: (Выборочное чтение.) При первом издании сказа было отмечено ещё определённее: “Худому с ней встретиться – горе и доброму – не радость”)


Подготовка к описанию образа Хозяйки Медной горы. Исследовательская работа: “Особенности стиля Бажова П. П.”. Работа в группах.

1. Инструкция.

        -Дома вам предстоит составить портрет Хозяйки Медной горы (словесный). Сегодня на уроке вы наверное заметили, что трудно строить свою речь так, чтобы передать особый, сказовый стиль автора. Сейчас мы попытаемся понять в чём же именно он заключается, проведя исследование отрывка из сказа.

        -У вас на партах лежат тексты. В каждом отрывке выделено цветом предложение, с которым вам предстоит работать.


ЗАДАНИЕ: составить схему выделенной части предложения (на этой же карточке)

  1. Самостоятельная работа (индивидуальная)
  1. Работа в парах. Сравнение.
  2. Работа в четвёрках. Сравнение.
  3. Обсуждение полученных результатов.


СЛАЙД 19         (Степан, Хозяйка, ящерки)    

        

СЛАЙД 20 (заголовок: формы порядка слов)


Прочитайте предложения, начало которых соответствует такой схеме ... (схема 1)





СЛАЙД 21

Схемы 1 без названия (разговорные)

Прочитайте предложения, начало которых соответствует такой схеме ... (схема 2)




СЛАЙД 22

Схемы 2 без названия (фольклорные)



Прочитайте предложения, начало которых соответствует такой схеме ...(схема 3)







6. Теоретическая база.

        

Каждая форма порядка слов в предложениях  имеет свое название...


СЛАЙД 23

Схема 3 без названия (книжно - литературная)



СЛАЙД 24

добавляются названия над каждой схемой


- В исследуемом отрывке каких форм встретилось больше?

( с разговорной формой порядка слов)

СЛАЙД 25

...С той поры Степан на волю вышел, а в Гумёшках после того всё богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идёт, а больше обманка. О корольке с витком и слыхом не слыхать стало, и малахит ушёл, вода долить приняла. Так с той поры Гумёшки на убыль и пошли, а потом их и вовсе затопило. Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему.

        Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял…

Разговорная форма порядка слов

Книжно – литературная форма порядка слов

Фольклорная форма порядка слов


— Все вместе  формы порядка слов в сказах получили в литературе название БАЖОВСКИЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ


  1. Домашнее задание.


—Можете попытаться дома, используя схемы, проанализировать другие отрывки из сказа. 

Я бы порекомендовала это сделать следующим девочкам: ...............

—Также эти схемы помогут вам подготовиться дома к составлению портрета Хозяйки, сохраняя в своей речи авторский стиль.


СЛАЙД 26

БАЖОВСКИЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ 


—Над образом Хозяйки мы будем работать и при изучении других сказов Бажова.

—Сейчас вы услышите запись отрывка одного из сказов в исполнении артистки Ленинградского радио Петровой Марии Григорьевны.

—Эта запись сделана специально для вас, для нашего урока.

—Послушайте внимательно и подумайте, как характеризуется Хозяйка Медной горы в этом отрывке

—Можно продолжить работу в словариках: записать те слова из записи, которые не встречались в сказе “Медной горы Хозяйка”

—А самое главное - обратите внимание на речь.








ЗАПИСЬ - ДИСК

— На следующем уроке литературы мы продолжим наблюдения за особенностями авторского языка. Это поможет нам при работе с другими сказами П.П.Бажова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...