Урок обучения грамоте "Согласный звук [ш]. Буква Ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Цель урока: познакомить детей с новым согласным звуком [ш], буквой ш; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширять круг чтения, знакомить с героями русских народных сказок, пословицами; формировать нравственные понятия о добром деле, находчивости, о пользе учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20

Методическая разработка урока обучения грамоте

в 1 «В» классе по теме:

«Согласный звук [ш]. Буква Ш».

                                         

                                                                                                                Подготовила учитель начальных классов:

                                                                                                  Бондаренко Татьяна Григорьевна

2012-2013 уч. год

Технологическая карта урока

Тема урока

Звук [ш]. Буква Ш. Строчная букава ш.

Цель урока

Познакомить учащихся с всегда твердым согласным звуком [ш], буквами ш,Ш. Учить писать строчную букву ш.

Организация образовательного пространства:

Информационный материал:

Азбука,  тетрадь на печатной основе.

Демонстрационный материал:

Мультфильм, схемы «звуковички», схема звуко-буквенного анализа слова, иллюстрации, плакат «буква Ш», карточки с заданиями для читающих детей.

Предполагаемые результаты деятельности:

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные умения:

Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор.

Регулятивные умения:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные умения:

Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука.

Познавательные умения:

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Коммуникативные умения:

Оформлять свою мысль  в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли  (исполнитель – слушатель)

Конспект урока обучения грамоте, проведённого в 1 «в» классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.

Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.

Постановка учебной задачи

- Как шипит змея?

-Почему я задала этот вопрос? Что вы услышали?




Послушайте, внимательно, слова: карандаш, машина, шкаф, стол.  Что заметили, на что обратили внимание? Какое слово лишнее? Почему?

В какой части слова находится новый звук [ш]?


Какой это звук?

А еще этот звук шипящий? Почему?




А еще какой этот звук? Послушайте, как он звучит в разных слогах-слияниях: ша, шо, шу,  ше, ши.


К нам на урок сегодня «пришел»  согласный, глухой, твердый звук [ш], он приготовил для вас мультфильм про шубу (Как вы думаете, почему про шубу?), но не про обычную, а непослушную, посмотрите, что с ней приключилось.  Смотрите внимательно, в этом мультфильме спрятались слова со звуком [ш] , найдите их и назовите. (Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы»)

Шуба- непоседа на стене висела.

Как-то прогуляться шуба захотела.

Вылезла в окошко,

Прыг через забор

По тропинке смело вышла за бугор.

А за бугорочком медведь зимовал,

Он примерил шубу

И себе забрал.

Давайте составим звуковую модель слова ШУБА



Проверка выполненного задания.




Дети произносят звук [ш]

Вывод:  это новый звук, с которым мы сегодня будем знакомиться


В словах: карандаш, машина, шкаф есть звук [ш]. Слово стол- лишнее.

В начале слова, в середине, в конце.

Согласный, глухой.

Дети произносят звук и приходят к выводу, что звук произносится, словно ветер в листьях шумит.

Звук [ш] всегда твердый.



В слове шуба есть звук [ш].








Дети называют слова со звуком [ш]: шуба, вешалка, кувшин, шапка, мешок, окошко, шторы, петушок.





дети выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях;

 объясняют свое решение.

Знакомство с буквой Ш.

Мы составили звуковую модель слова, а теперь напечатаем это слово. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ш]?

Правильно! Звук [ш] обозначается согласной буквой Ш.

Посмотрите, внимательно, на что похожа буква Ш?



Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Читающий ребенок печатает это слово на доске


Дети говорят, на что похожа буква Ш.


Решение учебной задачи.









Красиво напечатайте в тетрадях букву Ш, а рядом букву А. Что получилось? ША

Напечатайте букву Ш, а рядом букву О. Что получилось?

ШО

Напечатайте еще раз букву Ш, а рядом букву И. Прочитайте.

Чтение слогов и слов с мультимедийного проектора:

ША   ШО   ШУ    ШИ   ШЕ

ка-ран-даш           шко-ла            кош-ка

ка-ран-да-ши       Ми-ша            Гри-ша

наш                         на-ша              На-та-ша

                                                          Ма-ша



ФИЗМИНУТКА.

Маша шла. Шла, шла,

Земляничку нашла,

Села, поела,

Опять пошла.


Маша шла. Шла, шла,

Клубничку нашла,

Села, поела,

Опять пошла.


-Вот какая Маша молодец!

Знаете ли вы сказки?

Прочитайте предложения (в азбуке) и скажите из какой сказки девочка Маша.



Читающие дети получают индивидуальные задания-карточки с картинками и предложениями, из которых нужно выбрать одно, которое описывает картинку.

(Приложение №1)

Дети печатают букву Ш. Печатают и читают слоги.



Буква Ш всегда обозначает твердый звук.


Дети читают слоги и слова







Дети выполняют физминутку.











Дети читают предложения и называют сказку «Три медведя», объясняют свой ответ.

Рефлексия

Дифференцированное чтение.







Дети с картинками, встаньте, пожалуйста, по порядку, тем самым отвечая на вопрос «А что произошло потом?»





Тренировочное чтение.

(на доске записаны пословицы)

Эту русскую народную сказку пересказал нам Л.Н. Толстой, а еще русский народ сочинял пословицы, прочитаем их и скажем, когда так говорят?


Добро творишь – себя веселишь.

Перо пишет, а ум – водит.

Если не видишь –взойди на гору,

Если не понимаешь – спроси у старшего.

К доске выходят дети и зачитывают предложения к своей картинке.


Дети читают вопрос: «А  что произошло потом?»


Дети читают продолжение сказки        (чтение сопровождается показом картинок на мультимедийном проекторе)

(Приложение №2)


Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Итог урока

Чему научились сегодня на уроке?



Хорошо уметь читать?



Поэтому завтра мы с вами продолжим обучаться грамоте.

Познакомились с новым звуком и новой буквой.


Можно самому найти ответы на многие вопросы, читая разные книги.

Приложение №1.

Карточка 1.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

-Кто хлебал из моей чашки?

Карточка 2.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.

Карточка 3.

Потом девочка взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Карточка 4.

Поела похлебку и стала качаться на стуле.

Карточка 5.

А Мишутка подставил скамеечку и запищал тонким голосом:

-Кто ложился в мою постель?

Приложение №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"

Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...

урок обучения грамоте " Звук и буква А"

Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...