Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лебедева Антонина Павловна

 

Цели урока:

  • Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.
  • Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.
  • Развивыть монологическую речь учащихся.
  • Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердие, любви ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_4_kl_po_teme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения  4 класс

 Программа «Начальная школа 21 век»

 по теме: Слушание и работа с детскими книгами.

«А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока: 

  1. Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.
  2. Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.
  3. Развивыть монологическую речь учащихся.
  4. Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердие, любви ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения.

3. Вступительное слово учителя о писателе А. П. Платонове и его произведениях.

4. Чтение учителем сказки по частям и разбор текста по вопросам.

Откроем первую страницу сказочного происшествия «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. Работа в группах.

а) Первая группаПересказать эпизод «Скрипач и воробей», ответить на вопросы:

Зачем скрипач ходил играть на скрипке к памятнику А. С. Пушкина?

Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?

Почему музыкант не берёт денег за своё искусство?

Почему он играет именно у памятника Пушкину?  

Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?

Понимал ли воробей музыку?

Что больше привлекало воробья — музыка или крошки хлеба?

Выводы. Что входит в понятие жизнь? Каковы первые её слагаемые? (Милосердие, любовь ко всему земному.)

б) Вторая группа. «Воробей в райской стране».

— Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?

— Кого он выбирает себе в друзья? Почему?— Где находит пристанище?

— Что мучает воробья? О чём он мечтает в райской стране?

в) Третья группа. «Музыкант и черепаха».

— Почему музыкант купил черепаху?— Что даст музыканту присутствие черепахи в его доме?

— Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?

— Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?

Выводы. Способность и готовность любить.

г) Четвёртая группа. «Воробей и ураган».

— Как чувствует себя воробей в урагане?

— Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достаётся?

— Устраивает ли его жизнь в урагане?

— Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?

— О чём он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?

Выводы. Есть ли новые компоненты в “формуле жизни”?

д) Пятая группа. Новая встреча воробья и скрипача.

— Почему сказочное происшествие — вопреки сказочной традиции — заканчивается трагически?

— Почему воробей умирает?— Любил ли музыкант воробья, а воробей — музыканта?

— Почему после смерти воробья в музыке недоставало полного утешения?

6. Аналитические выводы.

— О чём же этот рассказ? О чём важном, сокровенном хотел поведать читателям автор? Почему рассказ назван «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»?

— Что включает в себя “формула жизни” Андрея Платонова? (Любовь к Родине, милосердие, любовь ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать, бескорыстная любовь.)

— Случайна ли смерть воробья?

Нет, смерть воробья отнюдь не случайна. Воробей из тех, кто привык явно брать от жизни необходимое. Итак, воробей лишён животворящих начал, которыми, по Платонову, являются труд, способность и готовность любить, отдавать. Именно, благодаря им, чудо жизни оказывается возможным.

7. Беседа.

— Какова писательская цель у Платонова? Чему учат его притчи? (Открывать людям истинный смысл и правду жизни, показывать, какая это радость — понять мир и помочь ему стать лучше.)

— Что в этих произведениях от рассказа и что от сказки?

8. Работа в тетрадях.

9. Итог урока. Рефлексия.

 Какие составные “формулы жизни” А.Платонова особенно важны сегодня?

МИЛОСЕРДИЕ

Подберите синоним к тому слову: сожаление, участие, жалость, соболезнование, сострадание.

СОСТРАДАНИЕ — жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого (словарь русского языка Ожегова)

10. Домашнее задание:Краткий пересказ проиведения.

Посмотрим, какие составные вывели вы в “формуле жизни” А.Платонова (смотри схему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья"

Презентация к уроку литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...

Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Тема:   Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого».Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толст...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Урок литературного чтения во 2 классе Формирование читательской активности при работе с детскими книгами по разделу «О братьях наших меньших»: составление аннотации.

Урок будет полезен для учителей начальных классов для повторения раздела "О братьях наших меньших" и для введения нового понятия "Аннотация"...