Календарно- тематическое планирование по курсу "Тамбовские писатели- детям"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Панкова Татьяна Александровна

Развёрнутое календарно- тематическое планирование по курсу "Тамбовские писатели- детям" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tambovskie_pisateli_1.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горельская СОШ»

Рассмотрена на заседании Методического совета школы и рекомендована к утверждению

Протокол № ______

от «___» ____________ 2012 г.

Руководитель МС_________/___________/

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № _______

от «___» ______2012 г.

Директор школы ___________/_______/

Рабочая программа

по учебному курсу

«Тамбовские писатели - детям»

для 3 «Д» класса

общего образования

на 2012-2013 учебный год

Учитель: Панкова Т.А.

Пояснительная записка

Программа обеспечена учебником-хрестоматией «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

           Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по курсу и рекомендует последовательность изучения тем и материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа.

             Примерная программа включает два  раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по классам.

Общая характеристика учебного предмета.

    «Тамбовские писатели - детям» входит в общеобразовательную область «Краеведение».

Цели обучения:

  1. помочь детям узнать писателей родного края;
  2. начать знакомство с произведениями писателей родного края;
  3. вызвать интерес к дальнейшему изучению творчества талантливых земляков;
  4. совершенствование техники чтения и приёмов понимания текста;
  5. совершенствование приёмов литературоведческого анализа текста;
  6. развитие речи, развитие творческих способностей учащихся;
  7. введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.

 Место предмета «Тамбовские писатели - детям»

 в базисном учебном плане

            «Тамбовские писатели- детям»  изучается за счёт часов вариативной части базисного учебного плана в количестве одного часа в неделю во 2-4 классах и в качестве модуля учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе.

Содержание

           В хрестоматию отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал.

          Начинать занятия литературным краеведением лучше с первого класса. Среди первых прочитанных учащимися книг должны быть и книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем. В хрестоматию собраны рассказы о детях, об окружающем ребёнка мире, о Великой Отечественной войне, о сложных человеческих отношениях. В книге есть и наиболее любимые детьми жанры: сказки, загадки, считалки. Программа будет способствовать и стиховому воспитанию младших школьников, поскольку половину книги составляют поэтические произведения.

           Педагогический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках классного и внеклассного чтения. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы чтения-рассматривания книг, чтения-общения и творческого исследования текста.

            В первом классе изучение темы «Писатели родного края» начинается с произведений А.М.Акулинина. Главным критерием отбора произведений А.М.Акулинина, для только что научившихся читать, стала близость  тематики чтения детям этого возраста:  у писателя есть «школьная страница» детства, картинки из жизни первоклассников. Он воспроизводит детскую речь, которая часто сливается с речью повествователя.

           Для 1-2 классов отобраны произведения Т.Л.Курбатовой и Г.А.Попова, которые создавались специально для детей. В них реализован педагогический критерий доступности произведения детскому восприятию.

         В 3-4 классах обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые   в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3-4 классов приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить  возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления.

          Для чтения в 3-4 классах отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали, в отличие от 1-2 классов, где читались тексты детской литературы. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям.

         Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тамбовские писатели - детям – 17 часов

п/п

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Внутрипредметные и межпредметные связи

Виды и формы  контроля

Дата план.

Дата факт.

Примечание

1

Жизнь и творчество C.С. Милосердова.

1

Урок усвоения новых знаний

Библиографическая информация об авторе

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Библиографическая справка

2

Избранные стихотворения С.С. Милосердова «Колосья», «Все родники в России певчие».

1

Урок усвоения новых знаний

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя


Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы.

Изобразительное искусство: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.

Чтение вслух

3

С.С. Милосердов «Июль», «Солома».

1

Рефлексия

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы.

Изобразительное искусство: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.

Чтение наизусть

4

С.С. Милосердов «Деревья».

1

Рефлексия

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы. Музыка: работа с музыкальным произведением.  

Чтение наизусть

5

Жизнь и творчество П.Ф. Шаповалова.

1

Урок усвоения новых знаний

Библиографическая информация об авторе

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Чтение вслух

6

Рассказы П.Ф. Шаповалова «Необыкновенные свидания», «Уточка».

1

Урок усвоения новых знаний

Произведения русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы.

Чтение вслух

7

П.Ф. Шаповалов «Обманчивые ягоды».

1

Рефлексия

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –

живописными и музыкальными произведениями

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы. Музыка: работа с музыкальным произведением.  

Чтение вслух Пересказ

8

П.Ф. Шаповалов «Свет весны».

1

Урок усвоения новых знаний

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы.

Музыка: работа с музыкальным произведением  

Чтение вслух

Пересказ

9

П.Ф. Шаповалов. Рассказ из книги «Говор лесов» ,

«Раненая мать».

1

Обобщающий контроль

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание живой и неживой природы.

Пересказ произведений П.Ф. Шаповалова

10

Жизнь и творчество И.В. Шамова.

1

Урок усвоения новых знаний

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

История: историческая справка из жизни И. В. Шамова.

Библиографическая справка

11

Избранные стихотворения И.В. Шамова. «Тополёк», «Первый луч». «Заря космической весны».

1

Урок усвоения новых знаний

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы. Музыка: работа с музыкальным произведением

Чтение наизусть

12

И.В.Шамов  «Русский лес», «Зелёной кружевной каёмкой».

1

Урок контроля

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Окружающий мир:  характерные признаки времён года, описание природы. Музыка: работа с музыкальным произведением.  

Конкурс чтецов

13

Жизнь и творчество М.А. Белаховой.

1

Урок усвоения новых знаний

Библиографическая информация об авторе

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Библиографическая справка

14

Рассказы М.А. Белаховой «Драгоценный груз».

1

Урок усвоения новых знаний

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Чтение вслух

15

Рассказы М.А. Белаховой «Пожар в самолёте».

1

Рефлексия

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Изобразительное искусство: иллюстрирование произведения.

Чтение вслух

Пересказ

16

М.А. Белахова «Дела попутные».

1

Рефлексия

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Изобразительное искусство: иллюстрирование произведения.

Чтение вслух

Пересказ по плану

17

М.А. Белахова «С одной фарой».

1

Обобщающий контроль

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Русский язык: поиск нужной библиографической и содержательной информации.

Изобразительное искусство: иллюстрирование произведения.

Тестирование

Итого: 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 1 класс для детей с ОВЗ II вид 2 отделение.

Содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1-го класса( слабослышащие)...

Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ 7 вид 2 класс

Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ  7 вид 2 класс...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид

Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид...