Прощай, Букварь
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Вострикова Инесса Онисифоровна

Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой книгой – Букварём.

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchay._bukvar.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник

«Прощание с букварём».

                                                                 Подготовила и провела

                                                             учитель начальных классов

                                                                МОУ «СОШ д.Юрловка

                                                                Саратовского р-на Саратовской обл»

                                                            Вострикова Иннеса Онисифоровна


Цели:- воспитывать чувство благодарности к книге; чувство гордости за свои достижения, любовь к родной школе;

           - учить жить и работать в коллективе;

           - развитие у учащихся познавательного интереса, желания интеллектуальной деятельности, творческого воображения

Ход праздника.

Звучит песня «Учат в школе».

Учитель:

Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой книгой – Букварём.

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стал

Первый учебник.

И первые буквы он показал

Девчонкам своим  и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова – в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

(Приглашаются дети для выступления.)

1. Самый первый свой учебник

    Класс с волненьем открывал.

    Видно, сказочный волшебник

    Эту книгу написал.

2. Я с этой книжкой в первый раз

    Пришел в свой первый светлый класс.

    Я эту книжку полюбил,

    Я в ней все буквы изучил,

    И как мне радостно сказать:

    "Умею я теперь читать!"

3. Вдоль картинок мы шагали,

    По ступенькам-строчкам шли.

    Ах, как много мы узнали!

    Ах, как много мы прочли!

4. Букварь мы одолели,

    Потрудились мы не зря.

    Здравствуй, праздник!

    Школьный праздник!

    Праздник Букваря, друзья!

5.Был наш путь не очень долгим,

   Незаметно дни бегут.

   А теперь на книжной полке

   Нас другие книжки ждут.

6.Тем, кто любит приключенья,

   Мы откроем свой секрет.

   Увлекательнее чтенья

   Ничего на свете нет!

7. Разбудите меня ночью,

     В самой серединочке,

     Расскажу вам алфавит

     Без одной запиночки!

8. Много слов в минуту нынче,

      Как машинка, я строчу.

      Я любую вашу книжку

      Одним махом «проглочу»!

9. Мы простимся с Букварём,

      И рукой помашем,

      И спасибо десять раз

      Дружно хором скажем!

10.  Букварь в последний раз

         Несу в просторный светлый класс

         И Букварю я говорю:

        "Благодарю, благодарю!

11. До свидания, учебник!

      А на следующий год

      Ты других читать научишь,

      Тех, кто в первый класс придёт.

12. Букварь  прочли  до  корки  

       Нам  по  чтению  пятёрки.

       Позади  нелёгкий  труд

       Слогового    чтения,

       Нам  сегодня  выдают  

       Удостоверения!

(Учитель вручает удостоверения начинающего читателя)

- А теперь Букварь приглашает нас отправиться в путешествие в Город Букв. А отправимся мы туда на поезде. Во время путешествия мы будем соревноваться. Для этого разобьемся на 2 команды.

- Догадайтесь, как будут называться ваши команды? («Гласные» и «Согласные»)

Садимся в 2 разных вагона и отправляемся в путь. Даем гудок.

У-у!

Торопится поезд,

Колеса стучат.

А в поезде этом

Ребята сидят.

Песня «Учиться надо весело»

(Две ученицы  под торжественную музыку выносят две части букваря. Выходит Незнайка.)  

Незнайка:   К чему такие почести!?

                Что здесь происходит?

        В тишине и строгости предмет по классу носят.

 ученик: Это-Букварь. Он научил нас грамоте!

 ученик: Мы всего полгода в школе учимся. А знаем  уже много!

  ученик: А ты в школу не ходишь- и ничего не знаешь !

Незнайка: А зачем  мне школа Я и без неё могу прожить. Кушать умею. На улице играть умею. А что ещё надо? Правда,  ребята?

 Дети:          Нет!

 Незнайка: Я видел, как дети в школу идут. У них вон какие портфели тяжёлые .Не хочу!

 ученик: Семь ночей и дней в неделе.

                   Семь вещей у нас в портфеле:

                   Есть блокнот и тетрадь.

                   Ручка есть, чтобы писать.

                   И резинка, чтобы пятна

                   Подчищала аккуратно.

                    И пенал, и карандаш,

Хором:      И Букварь-приятель наш!                                        

                                                      (Выходит Королева Грамота.) 

Королева Грамота: Дорогие ребята! Я- Королева Грамота. Поздравляю Вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться! Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать по вашей первой книге-Букварю! Вот, Незнайка, почему этой книге такие почести.

        За ребят я очень рада!

        Вижу: учатся всему -

        Счёту, грамоте, письму.

        Хоть малы ещё на вид-

        Знают русский алфавит.

        Сколько букв в нём                                                              

 Дети: Тридцать три!

Учитель: Давайте, ребята, расскажем Незнайке весь алфавит, в котором важна каждая буква.

Буквы- значки, как бойцы на парад,

В чётком равненье построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется он- Алфавит!

Королева Грамота расскажет нам о городе Букваринске, в котором и живут буквы.

Королева Грамота:    Был на речке на Чернильной

                                     Город маленький, непыльный

        С незапамятных времён

        Букваринском звался он.

        Там, не ведая невзгод,

        Очень славный жил народ:

        Хлебосольный, незлобивый,

        Дружный и трудолюбивый,

Незнайка: Вот это да! Никогда бы не подумал, что каждая буква так важна! И на каждую букву есть вид спорта

 - Проверим, какие виды спорта вы знаете. Я буду показывать букву, а вы вспомните название вида спорта на эту букву.

Ф – футбол, фехтование, фигурное катание, фристайл

В – волейбол, водное поло, велоспорт

Ш – шахматы, шашки

П – прыжки в воду, плавание, парусный спорт

Т – теннис, тяжелая атлетика, триатлон

Королева Грамота: Надо тебе, Незнайка, серьёзно заняться своим обучением. Глядишь, и ты выберешь себе дело по душе.

Незнайка: Ну, допустим, это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять . Вот к празднику приготовил свеженькие. Хотите, прочитаю?

        Тает снег. Течёт ручей.                      Говорят, один рыбак

                            На ветвях полно врачей.                    В речке выловил башмак,

Синеет море перед нами.                                               Но зато ему потом

Летают майки над волнами.                                         На крючок попался дом

Учитель: Видишь, Незнайка, не зря говорят: « Мало уметь читать, надо уметь думать». Садись и слушай внимательно, зачем людям нужна грамота и как себя должны вести ученики.

Учитель: Слышим, радио включая :

                 Лодырь двойку получает

                 И подводит первый класс.

Дети:       Только это не про нас!

Учитель:  Про другого говорится:

                  Любит дёрнуть он подчас

                  За косицу учуницу.

Дети:        Это тоже не про нас!

Учитель:  Но когда идёт хороший

                   Про отличников рассказ,

                   Имена хоть не похожи…

Дети:         Мы считаем, что про нас!

Незнайка: Подумаешь, важные какие! Отличники…Что-то мне тут не нравится!

Королева Грамота: Что ж, мы Незнайку не убедили в важности учения. Ну, хорошо, устроим тебе экзамен.

(Дети выносят две коробки. На красивой написано «Мусор»,на серой-«Конфеты».)

-Вот две коробки. В одной что-то хорошее,  а в другой- плохое. Если читать умеешь, то выберешь правильно. А нет- придётся и тебе грамоте учиться.

(Незнайка разворачивает красивую коробку, а оттуда сыплется мусор.)

Незнайка У-у-у, а какая коробка красивая!

Королева Грамота: А написано-то  «мусор»!Нужно уметь читать и знать все буквы в алфавите, и дружить с ними!

Незнайка: Так и быть! Выучу алфавит! Давайте мне букварь!

Песня «Чему учат в школе»

Учитель: А сейчас мы проверим, чему вы научились ещё, кроме чтения, за первое полугодие. За каждый правильный ответ- команде жетон.

Разминка (по одному вопросу команде): Попробуйте отгадать букву по описанию.

Загадки для команды Гласные:

1. Эта буква широка

    И похожа на жука.    (ж)


2. На эту букву посмотри,

    Она совсем как цифра три.  (З)


3. Вы посмотрите, кто такой,

    Загородив дорогу,

    Стоит с протянутой рукой,  

    Свернув баранкой ногу?   (Б)


4. Ты с этой буквою знаком:

    Стоят два колышка рядком,

    А между ними поясок,

    Протянутый наискосок.  (И)


Загадки для команды Согласные:

5. В этой букве нет угла,

    До того она кругла,

    До того она кругла –

    Укатиться бы могла.  (О)


6.  Вот два столба наискосок,

    А между ними поясок.   (А)


7. Дрожу от страха до сих пор,-

    Воскликнуло полено, -

    Похожа буква на топор,  

    Расколет непременно.    (Г)


8. Бывает эта буква

    В конце и в середине,

    В конце капусты, брюквы,

   А в середине дыни.          (ы)

- Буквы вы знаете. Молодцы. А теперь посмотрим, умеете ли вы из букв составлять слова.

1 задание.  Чтобы разгадать шифр, надо поставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово.

а ш к л о  (школа)

и к г а н  (книга)

Незнайка - Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге споткнулся, и все слова рассыпались. (Раздает командам конверты со слогами.)

1) чаш  щу  чи  до  ка  ща  вель  (чашка, чищу, щавель, чудо)

2) ро  чу  ща  ча  та  све  кри  щу (роща, свеча, кричу, тащу)

- На какие правила я вам принес слова? 

3 задание Сказочная. Загадки загадываются по очереди каждой команде.

- Кто это?

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.  (Снегурочка)

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял!      (Золушка)

- Из какой это сказки?

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.  (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- В какой сказке сердце у мальчика превратилось в осколок льда?  (Андерсен «Снежная королева»)

- Какой зверь помог Герде попасть к Снежной королеве?  (олень)

- Кто не хотел учиться, но пытался стать и поэтом, и музыкантом, и художником, и водителем газированного автомобиля?  (Незнайка)

- Сказочные герои привели нас в Читай-город.

Я надеюсь, что все вы станете активными читателями. Приглашаю всех вас обязательно посетить нашу школьную библиотеку.

Учитель: Спасибо, молодцы! Праздничный экзамен  продолжает царица всех наук- математика.

Задание №1 –На поляне росли две берёзы. На каждом дереве по две ветки. На каждой ветке по одному яблоку. Сколько всего яблок ?

(Ответ: на берёзе яблоки не растут.)

Задание №2 -У палки два конца. Один конец отпилили. Сколько концов осталось  ? (Ответ: два )

Задание №3- Горело пять лампочек, две лампочки потухли. Сколько лампочек осталось  ?  (Ответ:5 )

Задание №4 -Петух на одной ноге весит 2 кг. Сколько кг он весит на двух ногах?

Учитель: А теперь, как сказал класс- самый великий и могучий- русский язык Вот Незнайка учился грамоте. Исправьте ошибки в его предложениях:

Задание №1- зимой уснули ежы и ужы

Задание №2- У оли жывёт кот пушок.

  Учитель: Завершая наш праздник и прощаясь с Букварём, давайте подумаем , за что можно сказать «спасибо» первому учебнику?

   (Мнения детей.)

11 ученик: Как хорошо уметь читать!

                     Не надо к маме приставать,

                     Не надо бабушку просить:

                     «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

                     Не надо умолять сестрицу:

                     «Ну прочитай ещё страницу!»

                     Не надо звать, не надо ждать,  

                     А можно взять и прочитать.

12 ученик: Мы теперь читаем сами,

                     Знаем слоги и слова.

                     Скажем Букварю: «Спасибо!»-

                     Расставаться нам пора!

Песня «Прощание с Букварём»

1. Мой Букварь, мой друг надёжный

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир, большой и сложный

Для меня открыл ты дверь

                         Пр-в: Расстаёмся с Букварём

                                   Песню мы о нём поём

2. Много радостных событий

ты мне щедро подарил

В мире радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Пр-в

3. Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощальный срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Пр-в.      

 

Использованная литература:    

1.Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я.Практическое руководство для учителя/Н.Ф. Дик.Изд.2-е дополн. и перераб.-Ростов н/Д:Феникс,2006.-320с.

2. Волкова Весёлая азбука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай, букварь! До свидания, первый класс!

Совмещённое мероприятие для первоклассников...

Прощай,букварь

Прощай, букварь! Сценарий составила Тернова В.Н....

Праздник «Прощай, Букварь!»

Это полностью разработанный сценарий праздника....

Сценарий праздника "Прощай, Букварь!"

Сценарий празника "Прощай Букварь!"...

Прощай, Букварь!

Праздник - Прощай, Букварь!...

Праздник !Прощай, 1 класс! Прощай, Букварь!"

Цель:  провести праздник прощания с 1-м классом, подвести итоги за год.Задачи:- привитие любви к книге, развитие интереса к чтению; расширение кругозора;- коррекция и развитие познавательного инт...