Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Приймак Елена Ивановна

 

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на уроках русского языка темы «Лексика» и  на уроках литературного чтения темы «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Обобщающий урок литературного чтения по этой сказке назвала «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске провела конкурсы для команд учащихся. Урок прошёл замечательно! Были вопросы, задания, инсценировки с помощью кукольного театра, призы и победы. Но самое главное, дети применили знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз мы убедились в гениальности великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку.2.28 МБ
Файл Разработка урока.26.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У рок литературного чтения (во 2 классе по УМК «Школа ХХІ века») по сказке А. С. Пушкина «Путешествие в Лексикоград » Учитель МБОУ СОШ № 2 ст. Медведовской Тимашевского района Краснодарского края Приймак Е. И.

Слайд 2

Лексикоград

Слайд 3

Двор устаревших слов Море Антонимов Улица Синонимов Терем Омонимов Дворец Фразеологизмов 1 Маршрутный лист по городу Лексикограду 2 3 4 5

Слайд 5

Двор устаревших слов оркоты ректьсняка ёлсевтка тасчер мелзякна

Слайд 6

Двор устаревших слов корыто крестьянка светёлка старче землянка

Слайд 7

Море Антонимов Море слегка разыгралось… Слова - антонимы звучат по-разному, имеют противоположные значения.

Слайд 8

Подбери по картинке антоним: поймал рыбку отпустил рыбку закинул невод вытащил невод

Слайд 9

Подбери по картинке антоним: старое корыто новое корыто низкая землянка высокий терем

Слайд 10

Подбери по картинке антоним: чёрная крестьянка столбовая дворянка на море чёрная буря на море тишь

Слайд 12

Помутилося синее море…

Слайд 13

Улица Синонимов Слова – синонимы звучат по- разному, но имеют близкие значения .

Слайд 14

Подбери синоним, соедини: бранит грустит молвит спорить перечить говорит печалится кликать ругает звать

Слайд 15

Не спокойно синее море…

Слайд 16

Терем Омонимов Слова – омонимы звучат или пишутся одинаково , а значения имеют абсолютно разные.

Слайд 17

Поставь ударение в омонимах, чтобы смысл был верным Дорогой за себя дам откуп. За широкой дорогой шумело море.

Слайд 18

Проверь ударение, чтобы смысл был верным Дорогой за себя дам откуп. За широкой дорогой шумело море.

Слайд 19

Почернело синее море.

Слайд 20

Дворец Фразеологизмов Фразеологизмы – устойчивые словосочетания с самостоятельным значением.

Слайд 21

Объясни, что это значит? 1. Не садись не в свои сани ! 2. Что ты, баба, белены объелась ? 3. Лишь с очей прогнать его велела. 4. Не дерзнул поперёк слова молвить . 5. Не печалься, ступай себе с Богом .

Слайд 22

Сесть не в свои сани ! Браться не за своё дело, заниматься тем, на что не способен и в чём нет достаточных знаний.

Слайд 23

Белены объелась Белена – это высокое растение с характерно пахнущими цветками тускло-желтого цвета, которое иногда встречается в огородах деревенских домов. Белена крайне ядовита. Её семена похожи на мак. Съевший их человек теряет рассудок и начинает вести себя неадекватно, возможен даже летальный исход. Отсюда очевидно, почему данное выражение применяют к тем людям, которые чудят и допускают глупые ошибки.

Слайд 24

С очей прогнать Гнать прочь от себя, не желая больше видеть.

Слайд 25

Поперёк слово молвить . Не соглашаться, спорить, доказывать своё.

Слайд 26

Ступай себе с Богом ! Счастливо! В добрый час! Это пожелание успеха в каком – либо деле.

Слайд 27

Какая фраза теперь стала фразеологизмом, благодаря «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? Старуха осталась у разбитого корыта . Требуя лучшего она осталась ни с чем, потеряла всё и вернулась к своему бедственному положению.

Слайд 28

Обычно в сказках счастливый конец. А в этой сказке? Почему рыбка не выполнила все желания старухи? А что бы вы попросили у рыбки?

Слайд 29

Счастливый конец! Подведём итоги! Посчитайте, сколько богатств в вашем подводном царстве, что вы заработали?

Слайд 30

Как богат мир океана, так же богат мир ЛЕКСИКИ!

Слайд 31

Мастерство А. С. Пушкина Море слегка разыгралось Помутилось синее море Не спокойно синее море Почернело синее море На море чёрная буря

Слайд 33

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… А чтобы мудрым стать, учёным, Прочти ты сказок мудрых том!



Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения  «Путешествие в Лексикоград»

по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(проводился во 2 классе по УМК «Школа ΧΧΙ века»).

Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы»,показать  значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес   к родному русскому языку, учить работе в команде.

                                        Краткое пояснение.

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема.  Обобщающий урок чтения по  «Сказке о рыбаке и рыбке» назвала «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске провела конкурсы для учащихся, заранее разбитых на 5 команд. Ученики сидели за столами  по командам. Задание показывалось на доске – экране, дети выполняли задания на распечатанных листах. После ответов команд задание проверялось на доске-экране. Команды, правильно выполнившие задание, получали призы на морскую тематику от Золотой рыбки. В конце урока каждая команда из полученных призов оформила свой коллаж «Морское царство Золотой рыбки». Между заданиями каждая команда представляла инсценированный отрывок из сказки с помощью кукол кукольного театра. «Старухе»  родители сшили наряды, согласно сценарию сказки. «Старуху» быстро переодевали. Она появлялась каждый раз по-новому. (Когда  дети инсценируют сказки с помощью кукол, они не смеются над одноклассниками и «увлекаются» происходящей театрализацией на сцене.)

Урок прошёл замечательно! Были вопросы, задания, инсценировки с помощью кукольного театра, призы и победы. Но самое главное, дети применили знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз мы убедились в гениальности великого поэта.

Этапы урока.

  1. Знакомство с Лексикоградом.
  2. Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.
  3. Инсценировка эпизода сказки с помощью кукольного театра или выразительное чтение начала сказки.
  4. Двор Устаревших слов. Задание для учащихся из  букв разрезной азбуки.
  5. Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям  в презентации.
  6. Улица Синонимов. Задание для учащихся на распечатанных листах.
  7. Терем Омонимов. Задание для учащихся на распечатанных листах.
  8. Дворец Фразеологизмов. Задание на доске или на печатных листах.
  9. Итоги  «Путешествия».
  10. Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

  1. Орг. момент. Знакомство с Лексикоградом.

Слайд 2.

Город красоты небывалой,

Город сказочный, город немалый,

Нас сегодня в гости приглашает

Встречу нам с Прекрасным обещает.

Это город Лексикоград!

Нашей встрече он очень рад!

  1. Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».

Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

Чтобы город обойти

И не сбиться нам с пути,

Получите лист маршрутный!

Сказку возьмите в попутчики.

А какую сказку мы возьмём в попутчики? (Ответы детей).

Сегодня опять мы в сказке побываем,

Что-то вспомним, а что-то узнаем,

Во Дворе устаревших слов

(Вид его ну совсем не нов!)

Выйдем к морю Антонимов,

Пройдём по улице Синонимов,

Полюбуемся теремом Омонимов,

Посетим Дворец Фразеологизмов.

Время в пути промчится быстро!

Но мы сумеем найти ответ:

В чём же сказок Пушкина секрет?

  1. Инсценировка эпизода сказки (с помощью кукольного театра)

Итак, путешествие начинаем!

Начало сказки мы прочитаем.

Слайд 4.

Чтение сказки со слов

«Жил старик со своею старухой…»

До слов

«Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Слайд 5.

Чтение сказки со слов

«Воротился старик ко старухе…»

До слов

«Наше-то совсем раскололось».

Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

Во Дворе устаревших слов

Разобрать дед слова не смог.

Перепутались буквы в словах.

Соберите слова на столах.

У команд на столах конверты с буквами-карточками:

ТАСЧЕР            МЕЛЗЯКНА                РЕКТЬСНЯКА        

ОРКОТЫ                ЁЛСЕВТКА

Из этих букв надо собрать слово. Ответы:

СТАРЧЕ,   ЗЕМЛЯНКА,  КРЕСТЬЯНКА,   КОРЫТО,   СВЕТЁЛКА.

Слайд 6.

Проверка выполнения задания. Команды, верно собравшие слова, получают «морские богатства». Это могут быть ракушки, морские звёзды, кораллы  и т.д.

Слайд 7.

5. Море Антонимов.

Наше путешествие продолжается.

К морю Антонимов мы приближаемся.

А на море том неспокойно,

Подберите к слову антоним.

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Команды по очереди подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.

Закинул невод -  вытащил невод.

Поймал рыбку – отпустил рыбку.

Старое корыто – новое корыто.

Низкая землянка – высокий терем.

Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.

На море  тишь – на море чёрная буря.

Команды, верно подобравшие антонимы, получают «морские богатства».

Слайд 11-12. Инсценировка следующего отрывка сказки.

6. Улица Синонимов.

Антонимы мы подобрали

И на улицу Синонимов попали.

Слайд 13.

Здесь надо к слову синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики командой выполняют задание на распечатанных листах. После сдачи работ проверка на доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится – грустит.

Молвит – говорит.

Перечить – спорить.

Слайд 15. Инсценировка следующего отрывка сказки.

7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

К красивому терему мы подошли.

 Здесь мы омонимы вспомнить должны.

В словах – омонимах звуки  похожи.

Только значения их не схожи.

Слайд 17.

В словах ударение надо поставить,

Чтобы верно значение слов обозначить.

Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой шумело море.

Дети выполняют задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка задания .

Ответ.          Дорого´й за себя дам откуп.

                За широкой доро´гой шумело море.

Команды, верно подобравшие антонимы, получают «морские богатства»: ракушки, морские звёзды, кораллы  и т.д.

Слайд 19. Инсценировка следующего отрывка из сказки.

8. Дворец Фразеологизмов.

Слайд 20.

Близится путешествия конец.

И вот  перед нами прекрасный дворец.

Здесь фразеологизмы обитают,

Они  нашу речь украшают.

Слайд 21.

Ученики по командам сначала сами объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не садись!

Что ты, баба, белены объелась?

Лишь с очей прогнать его велела.

Не дерзнул слова поперёк молвить.

Не печалься, ступай себе с Богом.

Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов  22-26.

Слайд 27.

Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Этот ответ, может быть, будет иметь решающее значение для победыкоманды.

Ответ. Осталась у разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги «Путешествия в Лексикоград» .

У команд получился коллаж «Морское царство Золотой рыбки». Золотая рыбка «поселится» только там, где «царство оказалось самым богатым»!

    10.Вывод урока.

Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики»  в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.

Слайд 32.

Так в чём же секрет сказок А. С. Пушкина?

Секрет в их неисчезающей Мудрости.

Слайд 33.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!