УМК Школа России
рабочая программа (чтение, 4 класс) на тему

Косенко Елена Владимировна

ПоЯснительнаЯ записка, содержание учебноо курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, характеристика контрольно-измерительных материалов, требованиЯ к результатам обучениЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat._4_klas.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа Косенко Е.В. по литературному чтению для 4 б класса создана на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс – М.: Просвещение. 2011 год.

Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа, согласно учебному плану ГБОУ СОШ 2065 «Вектор», на 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим были равномерно уменьшены все разделы курса для полного его изучения и для увеличения часов на повторение.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Курс литературного чтения нацелен на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности; развития интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг;
  2. развитие художественно-творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; формировать умения понимать художественное произведение;
  3. формирование нравственных чувств  и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы).

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы.

  1. Воспитание  эстетического   отношения  к  действительности,  отражённой  в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  1. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


  1. Содержание учебного курса.

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

Летописи, былины, жития

Чтение летописи, былин, житие. Понимание значимости литературы для сохранения русской культуры. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер и герои былин. Пересказ былины от лица героя. Словесное описание картины В. Васнецова «Богатыри». Рассказ о битве на Куликовом поле. Интересные факты из жизни святого человека. Описание характера героев.

5

Чудесный мир классики

П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Автобиография писателей и поэтов. Мотивы народной сказки и литературной, русской и турецкой.  Герои сказок, их характеристика и отношение к ним. Деление сказок на части, составление плана, пересказ. Интонация стихотворений, авторское отношение к изображаемому, заучивание наизусть. Рисование иллюстраций к стихотворению. Особенности басни. Определение главной мысли. Смысл названия художественного текста и его герои.

17

Поэтическая тетрадь 1

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин. Автобиография поэтов. Картины природы в лирических стихотворениях. Передача настроения и чувства стихотворения. Ритм и интонация (тон, паузы, темп) в стихотворениях. Сравнения, эпитеты. Выразительное чтение, заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

8

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов, С.Т. Аксаков. Автобиография писателей. Особенности литературных жанров. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои произведений и авторское отношение к ним. Мотивы народных сказок в литературном тексте. Рисование иллюстраций. Составление плана, пересказ, словесное иллюстрирование. Проект «Моя сказка».

10

Делу время – потехе час

Е.Л. Шварц, В.Ю. Драгунский, В.В. Голявкин. Нравственный смысл, жанр произведений. Особенности юмористического текста. Пересказ текста от лица героев. Смысл заголовка. Герои произведения.

6

Страна детства

Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко. Особенности развития сюжета. Герои произведения. Составление плана, пересказ.

6

Поэтическая тетрадь 2

В.Я. Брюсов,  С.А. Есенин, М.И. Цветаева. Тема, главная мысль стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Тема детства в произведениях. Сравнение произведений разных авторов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

4

Природа и мы

Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. Анализ заголовка. Герои произведений и их характеристика на основе поступка. Деление текста на части, составление плана, выборочный пересказ. Составление проекта.

10

Поэтическая тетрадь 3

Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин. Средства художественной выразительности. Картины весны, лета, осени в лирических произведениях. Мотивы народного творчества.

6

Родина

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин, Б.А. Слуцкий. Образ Родины в поэтических текстах. Авторское отношение к изображаемому. Конкурс чтецов других стихотворений о Родине.

6

Страна Фантазия

Е.С. Велтистов, Кир Булычев. Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказов. Просмотр кинофильма.

7

Зарубежная литература

Дж. Свифт, Г.Х. Андерсен, Марк Твен, Сельма Лагерлеф. Герои приключенческой литературы и особенности их характеров. Сравнение героев и их поступков. Выразительное чтение диалогов. Пересказ понравившегося эпизода. Просмотр кинофильма.

12

 


  1. Тематическое планирование.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки. Неделя.

Скорректированные сроки

1

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

1

1

2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

3-4

Былина «Ильины три поездочки».

2

5

Житие Сергия Радонежского.

1

2

6-8

П.П. Ершов « Конек-горбунок».

3

9

А.С. Пушкин «Няне»

1

3

10

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора…».

1

4

11-13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

14

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

5

15-16

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2

17-18

Л.Н. Толстой «Детство».

2

6

19

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

1

7

20-21

А.П. Чехов «Мальчики».

2

22

Урок-викторина «Чудесный мир классики».

1

8

23

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

1

24

А.А. Фет «Весенний дождь», « Бабочка»

1

25

Е.А. Баратынский «Весна, весна…»

1

9

26

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

27

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

1

28

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…».

1

10

29

И.А. Бунин «Листопад».

1

30

Повторение. Конкурс чтецов.

1

31-33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

3

11

34-35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

12

36-37

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

2

38-39

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

2

13

40

Проект «Моя сказка».

1

14

41-42

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

2

43

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

15

44

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

45

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

46

Урок-викторина «Делу время – потехе час».

1

16

47-48

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

2

49-50

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

2

17

51

М.М. Зощенко «Елка».

1

52

Тест «Страна детства»

1

18

53

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

54

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

55

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

1

19

56

Повторение. Конкурс чтецов.

1

57-58

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

2

59-60

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

2

20

61-62

М.М. Пришвин «Выскочка».

2

21

63

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

64-65

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

2

22

66

Проект «Природа и мы».

1

67

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

23

68

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

69

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

70

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

24

71

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

72

Повторение. Конкурс чтецов.

1

73-74

И.С. Никитин «Русь».

2

25

75

С.Д. Дрожжин «Родине».

1

76

А.В. Жигулин «О, Родина…».

1

26

77

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

1

78

Повторение. Конкурс чтецов.

1

79-81

В.С. Велтистов «Приключения электроника».

3

27

82-84

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

3

28

85

Урок-конференция «Страна Фантазия».

1

29

86-87

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

2

88-90

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

3

30

91-92

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

2

31

93-94

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

2

95

Сельма Лагерлеф «В Назарете».

1

32

96

Урок-путешествие «Зарубежная литература».

1

97

Брейн-ринг.

1

33

98-102

Повторение. Резерв.

5

34


  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

№п/п

Тема раздела

Вид контроля

1

Чудесный мир классики

Урок-викторина

2

Поэтическая тетрадь 1

Конкурс чтецов

3

Литературные сказки

Проект

4

Делу время – потехе час

Урок-викторина

5

Страна детства

Тест

6

Поэтическая тетрадь 2

Конкурс чтецов

7

Природа и мы

Проект

8

Поэтическая тетрадь 3

Конкурс чтецов

9

Родина

Конкурс чтецов

10

Страна Фантазия

Урок-конференция

11

Зарубежная литература

Брейн-ринг


  1. Требования к  результатам обучения учащихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).

Обучающиеся должны уметь:

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.


  1. Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.
  1. Учебно-методическая литература
  1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
  4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
  1. Печатные пособия:
  1. наборы сюжетных картинок;
  2. словари по русскому языку;
  3. репродукции картин и художественные фотографии;
  4. детские книги для внеклассного чтения;
  5. портреты поэтов и писателей.
  1. Технические средства обучения:
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
  2. магнитная доска;
  3. телевизор;
  4. магнитофон;
  5. мультимедийный проектор;
  6. экспозиционный экран;
  7. компьютер;
  8. диапозитивы;
  9. аудиозаписи, видеофильмы.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от

Заместитель директора по УВР             Канту Е.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...