Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
презентация к уроку (чтение, 2 класс) на тему

Буйвол Ольга Анатольевна

 

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.Урок литературного чтения построен с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_buyvol_o.a_-_.zip834.24 КБ

Предварительный просмотр:

Буйвол Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 2, УМК «Гармония».

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.

Цель: развитие читательских умений.

Планируемые результаты 

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия: 

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.

- А как вы это понимаете? Слайд 2

Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,

выразительность.

-Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.

-Какие еще умения понадобятся?

(умение работать в группе или в паре)

2. Проверка домашнего задания:

- С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)

- Какое это произведение? Почему?

(художественное, вызывает чувства)

- Какие чувства будете передавать?

-Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)

- Какой критерий будем оценивать?

Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.

(На доске выстраивается шкала для оценивания.)

Вывод:

- Какую задачу ставили?

- Какие умения понадобились?

3. Методический прием «Корзина понятий». 

-Вы узнали кто это?

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.

Составление «Кластера»:

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства

-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

4. Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

     Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.    

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).

Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.

  1. Методический прием «Предположение».

- Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.

Тема: о животных.

- Что знаете об этих животных?

- Как бы Вы озаглавили?

- Определить жанр произведения.

Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7

Задание до чтения: (Слайд 8)

1. Определить жанр произведения, вид текста.

 2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?

Мозговой штурм после слушания текста.

- Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.

-  Что заинтересовало?

- А как о зайцах говорится?

- Определить вид текста. Докажите.

6. Лексическая работа.

- Значение каких слов не поняли? Слайд 9.

  1. Озимями
  2. На гумнах * (с.48)
  3. Гуменники  

- Как понимаете выражения?

-Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.

Горестно – печально, тоскливо.

- Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

-Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.

Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре: заполнить таблицу.

      Критерии – кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Лесные

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы.

путают следы

Полевые  

Озимями и травой

Вороны, орлы.

путают следы

Гуменники

Хлебными зернами

Люди, собаки.

путают следы

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

- Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

- Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Привести примеры. Слайд 11.

-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает  зайцев.

-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение.   Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём  - противопоставление? Привести примеры.

- Задайте свои вопросы по тексту.

- Почему текст не заставил переживать?

Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.       Слайд 12 -13.

Мотивация - Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?      

-Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.

-Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.

- Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

-Какие умения понадобились?

-Что хотелось бы сказать о произведении?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)

8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Домашнее задание: чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....