Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Штапова Светлана Александровна

 

Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетрадиционной форме - интегрированный. На уроке была создана мотивационная ситуация для успешной  деятельности (игровая форма урока; дифференцированный подход; возможность самореализации и творчества). Отбор педагогических проблем для осуществления изучения материала, производился не только в соответствии с логикой изучения произведения, но и с логикой практических действий учителя и учеников, причем приоритет отдавался последней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский «От двух до пяти»

Программа: «Перспективная начальная школа»

Разработала: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30, с.Абрау-Дюрсо. г.Новороссийска

Штапова Светлана Александровна

Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский «От двух до пяти»

Цели  урока: 

  1. продолжить обсуждение с детьми некоторых аспектов природы смешного в литературном произведении;
  2. обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны; что они обладают особым свежим взглядом на мир, благодаря которому способны порождать необычные словосочетания и рассуждения, которые часто получаются очень смешными;
  3. развивать  наблюдательность,  творческое  воображение,  прививать  любовь  к  чтению.

Задачи урока:

  1. выяснить, что историю про девочку Наташу смешной делает последняя фраза, которая построена на противоречии;
  2. обнаружить, что в истории про Иру Ковалёву смешно само сочетание слов «звериный джаз», которое придумала девочка;
  3. отметить, что детские высказывания, посвящённые впечатлениям детей в зоопарке, показывают, что маленькие дети наблюдательны и остроумны;
  4. выяснить, что в истории про Лену и собачку смешно то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозапись смеха, аудиозапись сказки К.Чуковского «Бармалей», аудиозапись джаза, мультипликационный фильм «Квартет», книга К.Чуковского «От двух до пяти», учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение 3 класс», папка с файлами.

О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха...
Боясь смеха, удержится от того,
От чего не удержала его никакая сила.

Н.В.Гоголь.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2.Введение в тему урока.

Урок совсем обычный, а, может, необычный,

А, может, не урок совсем хочу вам преподать.

Он может быть веселым, и очень поучительным,

Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!

- Ребята,  на доске записан кроссворд. В нём зашифрованы персонажи, которые помогают нам изучать предмет «Литературное чтение». Отгадав их имена в клетках по горизонтали, в клетках по вертикали вы прочитаете тему сегодняшнего урока (слайд 1).

к

о

с

т

я

 

п

о

г

о

д

и

н

м

и

ш

а

в

о

л

ш

е

б

н

и

ц

а

м

и

х

а

и

л

 

п

о

т

а

п

о

в

и

ч

1.Имя и фамилия мальчика, который является членом клуба «Ключ и Заря» (Костя Погодин) (слайд 2).

2.Имя мальчика, по фамилии Иванов (Миша) (слайд 3).

3.«Профессия» Анишит Йокоповны (Волшебница) (слайд 4).

4.Имя и отчество Главного Библиотекаря (Михаил Потапович) (слайд 5).

- Сегодня на протяжении всего урока нас будет сопровождать смех (звучит аудиозапись смеха).

2.1.Актуализация знаний.

- Вы уже знаете, что смех бывает разный, т.е. имеет разную  смысловую и эмоциональную окраску.

- Давайте вспомним, какой бывает смех? (Смех бывает весёлый, а бывает – невесёлый, с оттенком грусти, даже горечи)

- В каком произведении мы встречались с оттенком невесёлого смеха? (В рассказе Л.Каминского «Сочинение»)

- Но сегодня на уроке нас будет сопровождать только весёлый смех (слайд 7). Весёлый смех – как солнышко в пасмурный день, пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе легко и светло.

- Какой частью речи является слово «смех»? (Слово «смех» – это имя существительное) (слайд 8)

- А для того, чтобы сформулировать тему урока, вы должны существительное «смех» заменить однокоренным прилагательным («Смешной»).

2.3.Объявление темы урока.

- Итак, сегодня на уроке мы будем «продолжать разгадывать секреты смешного» (слайд 9).

3.Изучение новой темы.

3.1.Вводная беседа учителя.

- Некоторые секреты смешного мы с вами уже разгадали на прошлых уроках. А разгадать ещё один секрет сегодня нам помогут…(звучит аудиозапись отрывка из сказки К.Чуковского «Бармалей»)

        Маленькие дети, ни за что на свете,

        Не ходите дети в Африку гулять!

        В Африке акулы, в Африке гориллы,

        В Африке большие, злые крокодилы!

- Итак, разгадать ещё один секрет смешного нам поможет автор этих строк замечательный детский писатель - Корней Иванович Чуковский и маленькие дети (звучит фонограмма детского смеха).

- Посмотрите внимательно на портрет, вглядитесь в его лицо (слайд 10).

- Как вы думаете, каким человеком был Чуковский? (добрым, весёлым).

- Его всегда очень любили дети и карикатуристы. Карикатуристы (те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щёки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги. Ну, чем не источник смешного? (слайд 11)

- А дети любили Корнея Ивановича Чуковского за то, что он говорил на понятном им языке (слайд 12). Часто общаясь с маленькими детьми (слайд 13), Чуковский записывал их смешные высказывания, которые и легли в основу его книги «От двух до пяти».

3.2.Звуковая артикуляционная гимнастика.

- Сегодня на уроке мы будем читать короткие истории из этой книги.

- Но сначала подготовим свой речевой аппарат: выполним звуковую артикуляционную гимнастику.

- Какое слово вы отгадали в кроссворде? (смех) (слайд 14)

- Сколько в этом слове букв? А сколько звуков?

- Какой слышим первый звук? (звук «с») Какой это звук? (согласный глухой)

С – ссссссссс….(свистит ветер)

- Какой второй звук? (согласный звонкий мягкий звук «м»)

М – мммммм….(мычит телёнок)

- Какой третий звук? (гласный звук «э»)

- Поэтому мы сможем произнести  его протяжно:

Е – эээээээээ….(распевка)

- Какой четвёртый звук? (согласный глухой твёрдый звук «х»)

Х – хххххххх….(идём на лыжах)

- Какие звуки издаёт человек, когда смеётся? (ха-ха-ха)

- Какой это смех? (весёлый, задорный, заливистый)

- Хи-хи-хи! А это какой смех? (ехидный, с хитрецой)

-Хо-хо-хо! А кто может так смеяться? (очень большой, добродушный человек)

- А как вы думаете, как смеялся К.Чуковский? (хо-хо-хо, потому что он был большой и добрый)

- А теперь попробуем произнести скороговорку: «Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!» (проговаривание с нарастающим темпом) (слайд 15)

- Молодцы! Теперь вы готовы к чтению.

3.3.Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 62.

                                        

        Наташа принесла в детский сад корейскую сказку «Ласточка». В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками.

        - Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила её дома.

                                        ***

- Какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза, потому что она построена на противоречии. С одной стороны Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила её дома»)

                                        ***

        Ирочка Ковалёва увидела картинку к крыловскому «Квартету» и сказала:

        - Звериный джаз.

                                        ***

- А в этой истории, что кажется вам смешным? (В этой истории смешно само сочетание слов «звериный джаз»)

- Что смешного в этом сочетании?

- Что такое «джаз»? (Это музыкальное направление)

- Перед вами джазовый оркестр (слайд 16). Они играют музыку в стиле «джаз».

 (Звучит аудиозапись джазовой музыки)

- А теперь давайте вспомним басню Крылова «Квартет» (слайд 17)

        Проказница-Мартышка,

        Осёл,

        Козёл,

        Да косолапый Мишка

        Затеяли сыграть Квартет.

        Достали нот, баса, альта, две скрипки

        И сели на лужок под липки, -

        Пленять своим искусством свет.

(На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Квартет»).

- Чем же закончилась вся эта затея? (слайд 18)

        «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

        И уши ваших понежней, -

        Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

- Теперь понятно, почему становится смешно, когда мы читаем словосочетание «звериный джаз» (слайд 19).

- Раз мы с вами заговорили о животных, то давайте прочитаем два детских высказывания, посвящённых впечатлениям детей в зоопарке.

                                ***

        Девочка впервые увидела в зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала:

        - Это не слон, а противогаз.

                                ***

        Мальчик увидел в зоопарке полосатую зебру:

        - Лошадь в тельняшке.

                                ***

- Что можно сказать об этих детях? (Они очень наблюдательны)

- Какое высказывание кажется вам точным?

- А какое – остроумным?

- Вам удалось улыбнуться?

- Следующая история про девочку Лену.

                                ***

        - Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты её боишься.

        Лена, убегая:

- А зачем я ей буду врать, если я её и вправду боюсь?

                        ***

- Вам было смешно, когда мы читали эту историю?

- Что здесь смешного: то, что Лена боится собачки или то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка? (То, как Лена оправдывает свой страх)

4.Музыкальная  физминутка.

- Мы хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

 (Дети выполняют движения под музыку) (слайд 20)

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!  

5.Выразительное чтение коротких историй.

- Сейчас каждый из вас получит текст короткой смешной истории из книги «От двух до пяти» и после небольшой подготовки прочитает нам её вслух. А мы посмотрим, у кого получится смешнее.

5.1.Первоначальное чтение текстов.

- Каждый  прочитайте свой текст вслух вполголоса («птичий базар»).

5.2.Выразительное чтение вслух.

5.3.Выбор лучшего чтеца и самой смешной истории.

6.Проверка домашнего задания.

6.1. Составление юмористической книжки детских высказываний.

- Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили необычное домашнее задание, и, наверное, удивляетесь, почему я до сих пор его не проверила? Вот, наконец, и наступил этот момент.

- Вы должны были подготовить и оформить свои детские высказывания, из которых мы сейчас все вместе составим настоящую детскую книжку.

        (Дети читают свои детские высказывания и вкладывают листочки в папку с файлами.)

- А теперь давайте вместе придумаем название нашей книжки.

        (Выбирается лучшее название, учитель печатает его на принтере и вставляет в обложку «книги»)

6.2.Рассматривание получившейся книги.

7.Рефлексия.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (с книгой К.Чуковского «От двух до пяти»)

- Прочитав короткие смешные истории из этой книги и создав свою смешную книгу, удалось ли нам сегодня на уроке разгадать ещё один секрет смешного?

- В чём заключается этот секрет? (маленькие дети очень наблюдательны, они обладают особым взглядом на мир и высказывают необычные, очень смешные рассуждения)

- Ещё один секрет смешного – это высказывания и поступки маленьких детей (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

Технологическая карта урока  «Продолжаем разгадывать секреты смешного»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. Обобщение»Цели урока: ...

Конспект урока "Обобщение по разделу: Продолжаем разгадывать секреты смешного" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение по разделу: Продолжаем разгадывать секреты смешного" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК...

конспект урока \'\'Продолжаем разгадывать секреты смешного\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Продолжаем разгадывать секреты смешного'',3 класс, УМК ''ПНШ''...