календарно-тематическое планирование. литературное чтение ФГОС 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Сарычева Елена Вячеславовна

Пояснительная записка + поурочно-тематический план

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).

Данная программа адресована учащимся с разноуровневой подготовкой, продолжающих осваивать курс Литературное чтение  по УМК «Школа России». Учитывая возрастные особенности обучающихся и уровень их подготовки, в учебном процессе используются следующие педагогические технологии:

  1. организация самостоятельной работы;
  2. проектная деятельность;
  3. научно-исследовательская деятельность;
  4. творческая деятельность;
  5. развитие критического мышления через чтение и письмо;
  6. информационная;
  7. проблемно-диалоговое обучение;
  8. организация группового взаимодействия;
  9. рефлексивное обучение;
  10. оценка достижений;
  11. самоконтроль.

Цели 2 года обучения литературному чтению:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

-        владением техникой чтения;

-        приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-        знанием книг и умением их выбирать;

-        сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи 2 года обучения литературному чтению:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.        Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4.        Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

•        широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

•        соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

36 часов

Тест – 1; п. р. – 1; к. р. – 1;

проверка техники чтения - 2

2 четверть

28 часов

Тест -1; к. р. - 2;

проверка техники чтения

3 четверть

40 часов

П. р. – 1; к. р. – 1;

проверка техники чтения

4 четверть

32 часа

П. р. – 2; к. р. – 1;

проверка техники чтения

Итого:

136 часов (4 часа в неделю)

Из них 2 часа – резервные.

Тестов – 2; п. р. - 4; к. р. – 5;

 проверка техники чтения - 5

 

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Тема

Часы

Характеристика деятельности учащихся

Самое великое чудо на свете

1 час

  1. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  2. Определять эмоциональный характер текста.
  3. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Устное народное творчество

12 часов

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.
  2. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  3. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

Люблю природу русскую. Осень

7 часов

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.
  2. Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  4. Определять эмоциональный характер текста.

Русские писатели

15 часов

  1. Определять эмоциональный характер текста.
  2. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
  3. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.
  4. Уметь прогнозировать содержание прочитанного.

О братьях наших меньших

10 часов

  1. Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.
  2. Составлять картинный план. Пересказывать с опорой на картинный план.
  3. Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).
  4. Составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану.

Из детских журналов

9 часов

  1. Формулировать тему небольшого текста.
  2. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку.
  3. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Люблю природу русскую. Зима

10 часов

  1. Определять эмоциональный характер текста.
  2. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
  3. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

Писатели - детям

21 час

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.
  2. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  3. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

Я и мои друзья

13 часов

  1. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  2. Определять эмоциональный характер текста.
  3. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Люблю природу русскую. Весна

8 часов

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать, потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.
  2. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  3. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

И в шутку, и всерьез

12 часов

  1. Определять эмоциональный характер текста.
  2. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
  3. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.
  4. Уметь прогнозировать содержание читаемого.

Литература зарубежных стран

14 часов

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.
  2. Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  4. Определять эмоциональный характер текста.

Резервные уроки

4 часа

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тексто¬вые задания. - М.: Экзамен, 2011.
  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс.-М.: ВАКО, 2010.
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Тексты по проверке техники чтения. - М.: АСТ-Астрель, 2005.

Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:

Для работы учащимся необходимы:

- Печатные пособия

- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).

- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

- Детские книги разных типов из круга детского чтения.

- Портреты поэтов и писателей.

- Технические средства обучения

Экранно-звуковые пособия

- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.

- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

- Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.

- Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Поурочно-тематический план:

2 «А»

Литературное чтение

Этап обучения  - 2 класс

Предмет – литературное чтение

Название – литература 2 класс

Период

Тема урока

Тип урока

Контроль

Дата

1 четверть

1

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».

Урок введения в новую тему.

36 часов

Устное народное творчество.

12 часов

2

Русские народные песни.

Вводная диагностическая работа.

Комбинированный урок.

3

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

Урок изучения нового материала.

4

Загадки, пословицы и поговорки.

Комбинированный урок.

5

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Урок-сказка.

6

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Урок-

драматизация.

7

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Урок закрепления и систематизации знаний.

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения.

Комбинированный урок.

9

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Урок-

исследование.

10

Русская народная сказка «Каша из топора».

Урок-проект.

11

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Урок закрепления и систематизации знаний.

12

А.А. Шибаев «Вспомни сказку».

Урок закрепления и систематизации знаний.

13

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1.

Урок обобщения и систематизации.

Люблю природу русскую! Осень

7 часов

14

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

Урок-

исследование.

15

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной ...»

К.Бальмонт «Поспевает брусника...»

А. Плещеев «Осень наступила ...»

Урок изучения нового материала.

16

А. Фет «Ласточки пропали...»

А. Толстой «Осень».

Урок изучения нового материала.

17

С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В. Брюсов «Сухие листья».

И, Токмакова

«Опустел

скворечник».

Урок изучения нового материала.

18

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

Урок-проект.

19

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

Комбинированный урок.

20

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1.

Комбинированный урок.

21

А.С. Пушкин. , Викторина по сказкам поэта.

Урок-

викторина.

22

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный ...»

Комбинированный урок.

23

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

Комбинированный урок.

24

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Урок изучения нового материала.

25

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Урок-

путешествие.

26

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Урок-театр.

27

И.А. Крылов. Биография.

Урок изучения нового материала.

28

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

Урок изучения нового материала.

29

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Урок-театр.

30

Л.H. Толстой «Старый дед и внучек».

Урок изучения нового материала.

31

Л.Н. Толстой «Филипок».

Урок изучения нового материала.

32

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».

Урок изучения нового материала.

33

Л.Н. Толстой «Котёнок».

Урок-проект.

34

Разноцветные страницы. Проверка техники чтения.

Комбинированный урок.

35

Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1.

Контрольно- обобщающий урок.

0 братьях наших меньших

10 часов

36

Н.И. Сладков «Они и мы».

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

Урок-проект.

2 четверть

37

Б. Заходер «Плачет киска ...» И. Пивоварова «Жила-была собака...»

Урок изучения нового материала.

28 часов

38

В. Берестов «Кошкин щенок».

Урок изучения нового материала.

39

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

Урок изучения нового материала.

40

 Б. Житков «Страшный рассказ»

Урок изучения нового материала.

41

Б. Житков «Храбрый утенок»

Урок изучения нового материала.

42

В. Бианки «Музыкант»

Урок изучения нового материала.

43

В. Бианки «Сова»

Урок изучения нового материала.

44

Разноцветные страницы

Комбинированный урок

45

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших»

Контрольно- обобщающий урок.

Из детских журналов

9 часов

46

Знакомство с детскими журналами.

Урок введения в новую тему.

47

Д. Хармс «Игра»

Урок изучения нового материала.

48

Д. Хармс «Вы знаете?...»

Урок изучения нового материала.

49

Д. Хармс ,С.Маршак «Весёлые чижи»

Урок изучения нового материала.

50

Д. Хармс «Что это было?»

Урок изучения нового материала.

51

 Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Урок изучения нового материала.

52

Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

Урок изучения нового материала.

53

А.И.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

Урок изучения нового материала.

54

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест   № 2

Контрольно- обобщающий урок.

Люблю природу русскую! Зима

10 часов

55

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

Урок введения в новую тему.

56

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло...» К.Д. Бальмонт «Светлопушистая...»

Урок изучения нового материала.

57

Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах...»

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою...»

Урок изучения нового материала.

58

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает ...», «Берёза».

Урок изучения нового материала.

59

Русская народная сказка

«Два Мороза».

Урок-театр.

60

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Комбинированный урок.

61

А.Л. Барто «Дело было в январе ...» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет...»

Комбинированный урок.

62

Разноцветные

страницы.

Урок-

викторина.

63

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №3.

Контрольно- обобщающий урок.

64

Проверка техники чтения.

Урок обобщения и систематизации знаний.

3 четверть

Писатели - детям

21 час

40 часов

65

К.И. Чуковский. Биография.

Урок введения в новую тему.

66

К.И. Чуковский «Путаница».

Урок-игра.

67

К.И. Чуковский «Радость»

Комбинированный урок.

68

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Урок изучения нового материала.

69

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Урок-

исследование.

70

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Урок закрепления.

71

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Урок обобщения и систематизации знаний.

72

С.Я. Маршак.

Урок введения в новую тему.

73

С.Я. Маршак «Кот и лодыри».

Урок изучения нового материала.

74

С.В. Михалков.

Урок введения в новую тему.

75

С.В. Михалков «Мой секрет».

Урок изучения нового материала.

76

С.В. Михалков «Сила воли».

Комбинированный урок.

77

С.В. Михалков «Мой щенок».

Комбинированный урок.

78

А.Л. Барто «Верёвочка».

Урок-игра.

79

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Комбинированный урок.

80

А.Л. Барто «Вовка - добрая душа».

Комбинированный урок.

81

Н.Н. Носов «Затейники».

Урок введения в новую тему.

82

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

Комбинированный урок.

83

Н.Н. Носов «На горке».

Комбинированный урок.

84

Скороговорки.

Урок-игра.

85

Обобщающий урок по теме «Писатели — детям». Контрольная работа 4.

Контрольно- обобщающий урок.

Я и мои друзья

13 часов

86

Я и мои друзья. Развитие речи.

Урок введения в новую тему.

87

В.Д. Берестов «За игрой».

Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

Комбинированный урок.

88

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка».

Комбинированный урок.

89

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок изучения нового материала.

90

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Урок закрепления.

91

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».

Комбинированный урок.

92

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Урок-проект.

93

В.А. Осеева «Хорошее».

Комбинированный урок.

94

В.А. Осеева «Почему?»

Урок изучения нового материала.

95

В.А. Осеева «Почему?»

Урок закрепления.

96

В.А. Осеева «Почему?»

Урок закрепления.

97

Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи».

Урок обобщения и систематизации знаний.

98

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2.

Контрольно- обобщающий урок.

Люблю природу русскую! Весна

8 часов

99

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

Урок введения в новую тему.

100

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится ...», «Весенние воды».

Урок изучения нового материала.

101

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

Урок изучения нового материала.

102

А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот...»

Урок изучения нового материала.

103

И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения.

Контрольно- обобщающий урок.

104

А.И. Плещеев «В бурю».

Урок обобщения и систематизации знаний.

4 четверть

105

Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Урок обобщения и систематизации знаний.

32 часа

106

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3.

Контрольно- обобщающий урок.

И в шутку, и всерьез

12 часов

107

«Мозговая атака». Развитие речи.

Урок-игра.

108

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Урок введения в новую тему.

109

Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

Комбинированный урок.

110

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

Комбинированный урок.

111

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

Урок закрепления.

112

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Комбинированный урок.

113

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники»,

«Кисточка».

Комбинированный урок.

114

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

Комбинированный урок.

115

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

Комбинированный урок.

116

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок изучения нового материала.

117

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок обобщения и систематизации знаний.

118

Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4.

Контрольно- обобщающий урок.

Литература зарубежных стран

14 часов

119

Викторина. Развитие речи

Урок-

викторина.

120

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

Урок введения в новую тему.

121

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

Урок изучения нового материала.

122

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

Комбинированный урок.

123

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

Комбинированный урок.

124

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Урок изучения нового материала.

125

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Урок закрепления.

126

Ш. Перро

«Красная Шапочка».

Урок изучения нового материала.

127

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Урок-театр.

128

Э. Хогарт «Мафин и паук».

Комбинированный урок.

129

Э. Хогарт «Мафин и паук».

Урок обобщения и систематизации знаний.

130

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №5.

Контрольно- обобщающий урок.

131

Проверка техники чтения.

Контрольно- обобщающий урок.

132

Итоговая диагностическая работа.

Контрольно- обобщающий урок.

133

Проверка итоговой диагностической работы.

134

Творческая выставка

135

Обобщение пройденного материала

136

Обобщение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 2 класс "начальная школа XXI век" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование.  Литературное чтение 2 класс...

календарно-тематическое планирование литературного чтения 3 класс ФГОС Ефросинина Л.А.

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской к литературному чтению Л.А.Ефросининой (система учебников "Начальная школа ХХ1 века") 3 класс с учетом ФГОС....

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение ФГОС.Программа школа XXI века.

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение ФГОС с УУД. Школа XXI века...

Календарно- тематическое планирование "Литературное чтение " 3 класс ФГОС

Календарно- тематическое планирование "Литературное чтение " 3 класс МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....