«Где, что, как и почему».. Рассказы – загадки обо всем на свете. Д.Родари «Почему, отчего, зачем», детские справочники и энциклопедии.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Варфоломеева Екатерина Фёдоровна

- Почему сегодня на уроке мы вдруг заговорили именно о Джанни Родари? Дело в том, что именно он написал сказку о самом неугомонном и непоседливом слове на всем белом свете.

- Кто догадался, о каком слове идет речь?

- Да-да, именно слово «Почему?» обладает таким характером. Именно о нем мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

- Д. Родари написал об этом слове чудесную сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._chtenie._chto_gde_kak_i_pochemu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Где, что, как и почему».. Рассказы – загадки обо всем на свете.

                          Д.Родари «Почему, отчего, зачем»,  детские справочники и энциклопедии.

1 группа «Библиографы».

Справка.   Был он человеком удивительно скромным, даже застенчивым, несмотря на всемирную славу замечательного писателя-сказочника, награжденного самой высокой наградой в детской литературе – Международной премией имени Ханса Кристиана Андерсена.

                   Худощавый, чуть выше среднего роста, в неброском костюме, внешне неприметный, похожий скорее на школьного учителя, чем на известного писателя, к своей популярности он относился спокойно, а похвалы вызывали у него смущенную улыбку.

                   Родари очень любил детей. Это была главная черта его характера. И дети, чувствуя это, тянулись к нему как к доброму сказочному волшебнику, хотя у него не было ни длинной седой бороды, ни остроконечной шапочки, ни халата, усыпанного звездами. Он сам был большим ребенком, сохранившим навсегда черты детства. Забывая о возрасте, охотно играл с малышами, отдаваясь этим забавам с искренним увлечением.

                    Когда после окончания семинарии он стал учителем младших классов, то любил  рассказывать ребятам различные забавные истории, потому что и сам не прочь был позабавиться. И школьникам учиться было ужасно интересно. Родари был веселым учителем. Он вовлекал учеников в веселую игру, стремясь пробудить их фантазию.

2 группа «Читатели».

Из воспоминаний.    Джанни Родари очень любил играть со своими учениками в слова.

     «Когда я был учителем, -  вспоминал  Родари, - я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, а другого – на обратной. Это создавало атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово «пес», он был уже не просто четвероногим,  он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в вашем распоряжении.

      Повернув доску, мы обнаруживали, предположим , слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха…Отдельное слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело!!!»

       Ребята вместе с учителем начинают придумывать сказку. А что будет, если пса посадить в шкаф? Допустим, какой-то доктор, назовем его Полифемо, придя домой, открывает шкаф, чтобы достать куртку, а в шкафу – собака… Пес приветливо машет хвостом, вежливо подает лапу, но вылезать из шкафа не желает. Доктор идет в ванную комнату и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая – в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, - в холодильнике.

       Полифемо мог бы выгнать всех собак на улицу, и дело с концом. Но сердце подсказывает другое решение. Доктор отправляется в мясную лавку и покупает десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей.

       Сделавшись детским писателем, Джанни Родари по-прежнему продолжал играть с ребятами, придумывая самые невероятные истории, неожиданно соединяя сказку с былью.

- Почему сегодня на уроке мы вдруг заговорили именно о Джанни Родари? Дело в том, что именно он написал сказку о самом неугомонном и непоседливом слове на всем белом свете.

- Кто догадался, о каком слове идет речь?

- Да-да, именно слово «Почему?» обладает таким характером. Именно о нем мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

- Д. Родари написал об этом слове чудесную сказку. Как она называется?

3 группа. «Театралы».

Инсценировка отрывка сказки Д.Родари «Почему, отчего, зачем?»

Автор.  Когда-то во времена совсем неизвестные, неведомо в каком государстве жило да было на свете существо неугомонное и непоседливое, и звали его Почему. Его домом был толстый толковый словарь, а квартирой – вся восемьсот девятнадцатая страница. В один прекрасный день нашему Почему надоело сидеть безо всякого дела, да еще на одном и том же месте. Характер у Почему был весьма бегательный, изрядно прыгательный и при этом всюду проникающий. Одним словом, Почему заскучало. А заскучав, оно воспользовалось рассеянностью толстого и сонного библиотекаря и удрало из словаря. Уборщица библиотеки была первой, кого любопытное Почему принялось донимать своими вопросами.

- А почему?

- Что – почему? – не поняла уборщица.

- Почему работает лифт?

- Он вовсе не работает, - буркнула эта женщина.

- Ну, тогда почему он не работает?

- Потому что он сломался.

- А почему его никто не чинит?

Автор. Этого уборщица не знала. Сама она лифтов чинить не умела. А сбежавшее Почему только входило во вкус.

- А почему горит лампочка?

- А почему нет лампочки на площадке второго этажа?

Автор. Тут терпению уборщицы пришел конец. Она вымела чересчур любопытное Почему метлой на тротуар и велела ему никогда сюда не возвращаться.

- Видишь, сколько людей ходит по улицам? Вот им и задавай свои «почему» да «отчего». А мне недосуг. Кыш отсюда!

- Почему ты меня гонишь? – обиженно спросило Почему. – И почему ты не хочешь мне отвечать? И почему метет метла? Ой… Да еще так больно?

Автор. Но оно не дождалось ответа и отправилось бродить по улицам. Любопытное и настойчивое, оно всех озадачивало своими незамысловатыми вопросами.

- Почему это люди швыряют бумажки на мостовую? Ведь для этого есть урны…

- Почему автомашинам нужен бензин? А почему шоферы мчатся прямо на пешеходов?

- Почему пешеходы лезут прямо под машины?

Автор.  Ну, в общем, это было не простое Почему? Это был прямо какой-то пулемет, стреляющий целыми очередями вопросов. И от вопросов этих не мог укрыться решительно никто.

Автор. Не прошло и недели, как полиция разузнала, что с восемьсот девятнадцатой страницы словаря сбежало слово «Почему?», что оно такого-то роста, а выглядит так-то и так-то. Немедленно велели отпечатать целую тысячу его фотографий. Каждый полицейский получил по одной штуке, а в придачу – вот такой приказ:

                      «Едва увидишь

                                         Почему,

                     Хватай, вяжи,

                                         тащи в тюрьму…»

Автор. Скоро на всех перекрестках красовались огромные объявления, на которых было нарисовано наше Почему, а внизу было написано:

                     «Десять тысяч лир

                                 и большую бутылку лимонада

                                                     получит тот,

                     кто укажет, где скрывается  Почему».

- Почему они хотят арестовать меня? – размышляло Почему, задумчиво посасывая палец под одним из таких объявлений. – Может быть, неприлично задавать вопросы? Может, вышел закон, запрещающий вопросительные знаки?

Автор.  Искали его долго, очень долго. А найти вплоть до сегодняшнего дня так никому и не удалось. А знаете почему?

Вот как говорит об этом сам Д. Родари: « Потому что у Почему объявились верные и преданные друзья – ребята. Почему им очень понравилось, и они никогда не дают его в обиду. У них оно часто гостит – то у одного, то у другого, то у всех сразу. И если ты вдруг начинаешь спрашивать: «А почему? А отчего? А как? А зачем?» - все знают, что Почему явилось к тебе в гости. Тут уж никому несдобровать: ни папе, ни маме, ни бабушке с дедушкой…»

- В своей книге «Почему? Отчего? Зачем?» Д. Родари пытается дать ответы на вопросы детей?

- На какие вопросы вы нашли там ответы?

4 группа «Читатели-2».

1. Пересказ некоторых глав из книги Д. Родари.

« Почему на Луне есть пятна?»

«Отчего Луна светит?»

«Почему Луна иногда бывает круглой, а иногда нет?»

«Почему говорит попугай?»

«Отчего идет дождь и дует ветер?»

«Для чего пахнут цветы?»

2. Ответьте на вопрос.

- Всегда ли Д. Родари отвечает на вопросы детей серьезно? Как вы думаете почему?

- Скажите, а откуда дети могут получить ответы на свои вопросы? (От родителей, из телевизионных передач, от друзей, из книг.)

- Какие познавательные телепередачи вы смотрите? Что интересного узнаете из них?

- А какие книги вам могут помочь узнать что-то новое? На этот вопрос вам постараются ответить ребята, которые работали в 5 группе.

5 группа «Исследователи».

  - Мы просмотрели книги, которые ребята приготовили к сегодняшнему уроку, и сделали такое заключение, Ответы на свои вопросы дети могут найти в художественной литературе (…), в словарях.(…), научно-популярной литературе: серия детских энциклопедий «Я познаю мир», издательство…, разделы…

- Ответы на какие вопросы вы нашли в своих справочниках, энциклопедиях? Расскажите о них.

Подведение итога урока.

- Как вы думаете, хорошо ли , что на свете живет такое неугомонное Почему? Объясните свое мнение.

- О чем бы вы еще хотели узнать из книг?

- Энциклопедии и справочники, какой серии вас очень заинтересовали?

- Как родители помогают вам справиться с вашим Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

загадки обо всем

загадки обо всем...

Внеклассное мероприятие "Обо всем на свете"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса...

Обо всем на свете

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс...

Классный час "Мой ум. Обо всем на свете"

Цели и задачи урока: Показать детям значение ума в жизни человека;Способствовать развитию у детей желания развивать свой ум;Расширять кругозор учащихся;Способствовать воспитанию любознатель...

программа по внеурочной деятельности " Обо всем на свете"

Программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3 классов...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....