Конспект урока литературного чтения 2 класс ПНШ Ю.Коваль "Три сойки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Морозова Наталья Георгиевна

литературное чтение 2 класс ПНШ Ю.Коваль "Три сойки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова  Наталья  Георгиевна, высшая квалификационная категория, учитель начальных классов БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа», д. Фрол, Грязовецкого муниципального района, Вологодской области.  

 УМК - «Перспективная начальная школа»

Автор учебника: Н.А.Чуракова 

  1.Название предмета – Литературное чтение

2. Класс - 2

 3. Тема урока – Юрий Коваль. Три сойки.  

4. Место урока в теме -  "Природа для поэта – любимая и живая" 2 урок

 5. Цели урока:

Обнаружить вместе с детьми, что такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе, позволяют поэтам, писателям и художникам очень убедительно, точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях на материале произведений   Ю. Коваля и А. Дюрера.

Задачи урока:

• в ходе обсуждения рассказа «Три сойки» отметить, что писатель убедительно описал внешность и голос соек, нашел яркие и точные сравнения;

• выслушать мнения детей и подвести их к мысли, что, для того чтобы понимать речь животных, человек должен любить природу и обладать воображением;

• рассмотреть вместе с детьми «Зайца», нарисованного художником Альбрехтом Дюрером, и, после того как дети обсудят вопросы к картине, отметить, что только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние.

 6. Оборудование :

- учебник, карточка со словом "Контраст", репродукция Альбрехта Дюрера "Заяц"

Ход урока:

1 этап.

Вводно – мотивационный.

Настрой на урок:

«Звенит звонок веселый,

приглашая деток на урок»

 Уч.  Вы были в лесу?

  Расскажите, что вы интересного видели там?

  Осенний лес отличается от леса в остальные времена  года?

  Какими красками украшает осень деревья?

 Расскажите, чем занимаются животные осенью?

  В лесу очень тихо, слышно пение птиц. Каких птиц можно услышать в лесу?

2 этап.

Целеполагание  и планирование урока.

Уч. Прочитайте какое слово напечатано на доске (КОНТРАСТ), что оно может обозначать?

Д. Это чёрное и белое, добро и зло, красота и уродство.

Уч. - Подумайте и скажите, пожалуйста, о чем мы должны узнать на уроке?

- Откройте учебник на странице 106 и прочитайте название текста и его автора.

- Что это?

Д. Тема нашего урока.

Уч. - Как вы думаете, что содержится в рассказе  Юрия Коваля?

Д. Я думаю описание соек или случай об этих птицах.

 Уч.  Что нам необходимо сделать с этим произведением? Посмотрите на условные обозначения .

 Уч. Давайте поставим цель нашего урока.

Д. Знакомство с произведением Юрия Коваля. Узнать, где содержится в рассказе контраст или найти описание контраста.

Уч.  Мы прочитаем текст и узнаем, каким увидел лес и птиц Юрий Коваль. Определим на примере художественного текста, что такое - контраст.

3 этап.

Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие текста.

Чтение цепочкой.

Уч. - О чем текст?

- Кто главные герои?

- Что делали птицы?

4 этап.

Анализ произведения. Подведение под понятие. Поиск ответов в произведении детьми.

Уч. Вам приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они поют?

- Как автор говорит об этом в тексте?

-Внешность соек соответствует их голосу?

-Прочитайте внешне описание соек и их голоса в рассказе.

-Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко.

-Найдите в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек.

-Найдите слова, которые слышатся автору в пении соек.

-Проследите, какие звуки в них повторяются.

-О чем пели сойки, по мнению автора?

Уч. Какая внешне птица и какой у неё голос?

 Д. -Внешне сойка красивая, а голос скрипучий.

-В лесу тишина, а голос громкий.

-Слово сентябрь красивое по звучанию, а сойки его произносят не нежно грубо.

Уч.  Есть разница, противоречие?

Д. Это как тишина и гром или яблоко и лимон.

Уч. Откройте учебник на странице 108. Летучая мышь вам принесла сообщение, прочтите его.

Если одно противоположно другому, то это –КОНТРАСТ.

-Уч. Какова наша цель урока?

Д. Найти в произведении контраст и описание контраста.

5 этап.

Исследовательская работа  картины по плану, данному в учебнике.

Уч. Чем должен обладать человек, чтобы понимать язык животных?

Д. Человек должен быть внимательным, уметь фантазировать и видеть необычное в обычном.

Уч.  Прочитаем на с.108 интригу.

Уч. Писатель обладает воображением слуховым, а художник  обладает воображением?

Уч.  Отправляемся в "Музейный Дом", найдите картину А.Дюрера "Заяц", рассмотрите ее и приготовьте рассказ о зайце,  пользуясь планом на с. 109.

Уч. Вспомните правила работы в паре.

Д. 1. Уметь слушать других.

     2. Дать возможность высказаться другому.

     3. Помочь при ответе другу, если у него возникают трудности.

Уч. Художник и писатель любят природу?

- Почему?

Д. Они умело показали читателю и зрителю красоту в обычном. Заставляют нас остановиться и присмотреться к окружающему миру.

-Только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние.

6 этап.

Рефлексия.

Уч. Давайте вспомним цель нашего урока и скажем, достигли ли мы ее?

- Оцените свою работу в паре.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

7 этап.

Домашнее задание.

Уч.  В  своих наблюдениях за окружающим миром найдите контраст. Запишите в форме мини -  сочинения.

«Урока время истекло

И нам пора прощаться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...