Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Кадочникова Ольга Александровна

 

 1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым  мотивировала  детей на деятельность.

Результат проверки  показал, что учащимися усвоен  материал прошлого урока и  есть возможность к переходу нового материала.

2. На  этапе введения  новых  знаний была  создана  проблемная  ситуация  через использование  побуждающего диалога, после чего учащиеся вышли на  учебную проблему. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление и затруднение. Выход из  проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулирования проблемы.

     Путь поиска  решения лежит  через выдвижение и проверку гипотез. В ходе проверки  ложных  гипотез приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым  знанием. После постановки учебной проблемы  пошагово вместе с учащимися открываются   новые  знания.  Также использовался  и подводящий диалог, который  обеспечивал  развитие логического мышления. Итак, через проблемную ситуацию, подводящий диалог совместно с учителем  учениками  формулируется тема урока

3. На этапе закрепление нового материала учащимся была предложена работа в группах, для того чтобы учащиеся умели  добывать нужные им  знания, действовать коллективно и решать проблемы в  любых ситуациях (учебных  и житейских) совместно со своими сверстниками и   узнавать слова на изученное правило.

4. В домашнем задании предлагаются  продуктивные задания, которые «проводят» школьников через два творческих этапа: выражение решения в творческом продукте и реализация этого продукта. Иначе говоря, выполняя  задание, ученик  самостоятельно  выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу. Развивающий эффект продуктивных заданий состоит в формировании творческой способности самостоятельно выражать знание  в разнообразных формах.

5.Рефлексия показала нам, что мы достигли цели данного урока. Дети были заинтересованы на уроке и поняли материал урока на достаточном уровне и выше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:          «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Цель:     создания  условий для понимания ценности дружбы, при изучение  произведения

А. П. Гайдара  «Тимур и его команда».

 

Задачи урока:     - совершенствовать  познавательный и читательский интерес,

                               устную  монологическую  и диалогическую  речь.

                            - развивать внимание и память

                            - воспитывать культуру общения

                            - содействовать обогащению мира чувств, эмоций детей

Оборудование: -  компьютер

                            - телевизор

                            - диск с фильмом «Тимур и его команда »

                            - выставка книг А. Гайдара

                            - классная доска, оформленная с прошлого урока

                            - мел, указка

                                         

примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                                                I.Организационный момент

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу -  значит могу»

 

Мы приглашаем всех вас в путешествие,

Где ждут вас чудесные происшествия,

Волшебные звуки, послушные дети,

Все то, что так редко бывает на свете.

- пожелать друг другу удачи

-что пригодиться для успешной работы на уроке

Хлопают в ладоши

Девиз, эпиграф:

«С малой удачи начинается большой успех»

Планируемый результат: учащихся  включаться в познавательную деятельность на уроке

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (учащиеся смогли самоопределиться);

- коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга).

                                                                    II.Актуализация знаний.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для « открытия  нового знания»,

и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу

Проверяем домашнее задание:

  1. Выходит поисковая группа и информирует детей о том, что такое дружба (материал взят из

разных источников).

  1. Вторая группа называет названия песен о дружбе. Одна из подобранных песен поется.

  1. Третья группа зачитывает подобранные пословицы и поговорки о дружбе.

  1. Четвертая группа вспоминает название сказок, где именно благодаря дружбе сказочным героям легко приходилось выходить из трудных ситуаций

  1. Пятая группа перечисляет названия прочитанных книг о  дружбе

Как только дети называют произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», учитель останавливает детей:

«На прошлом уроке мы читали произведение, Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

Учитель читает четверостишие:

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинил свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Давайте вспомним, как строил свои отношения с детьми Аркадий Гайдар в произведении  Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

- Почему же  дети дружили с взрослым?

-Он с ними играл?

-Наставлял, был добр, строг?

-А что он делал?

-Что дает дружба между взрослым и детьми?

-А что дала дружба с детьми Гайдару?

-Как вы думаете, о чем эта книга?

 

Зачитывают определение

Исполняют песню

Проговаривают пословицы

Название сказок

Название произведений и их авторы

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Дети дружили с взрослым, потому что он относился к ним по-дружески и т.п.

Нет.

Нет.

Он любил их, жил вместе с ними и совсем не играл.

Предположение детей

Многое, и благодаря этой дружбе появилось произведение «Тимур и его команда»

О дружбе сверстников

Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия  нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному материалу

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентировались  в нравственном содержании и смысле урока);

-коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);

- познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию,  использовали и воспроизводили ее).

                                       III.Постановка учебной задачи.

Задача: обсуждение затруднения, вызванного темой урока, проговаривание цели урока.

-Как общались между собой сверстники в этом произведении?

(для учащихся создалась проблемная ситуация)

-Почему у вас возникли затруднения?

-Чего мы еще не знаем?

-Что мы будем делать сегодня на уроке?

Мы не знаем.

Мы не читали это произведение

Познакомимся с повестью «Тимур и его команда»

Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали повести «Тимур и его команда»

На этом этапе мы формируем УУД:

- коммуникативные (Умение  полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них);

- регулятивные  (учащиеся спланировали чтение произведения);

- познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ  выхода из него).

IV. «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения)

Задача: постановка УЗ  (устной задачи) и обсуждение проекта ее решения

Итак, ответить на вопрос «Как общались между собой сверстники в произведении Гайдара «Тимур и его команда»?» нам в этом поможет чтение этого произведения

- И  тема нашего урока…

(открывается заголовок на доске)

«Как строились отношения между сверстниками в произведении А. Гайдара «Тимур и его команда»?

-А для этого давайте прочитаем первую главу

(Комментированное чтение)

По ходу чтения задаются вопросы

- Объясните значение слова

«чинил».

 

-Почему автор говорил «чинил», а не ремонтировал?

-Объясните значение слова «с унылым»

 

-Хочет ли Коля помочь дедушке?

-Может быть, мы найдем ответ у автора?

- объясните значение слова «сведущего»

-Почему профессор  говорил, что Кольку угостили касторкой?

-Как каждый из героев реагирует на лязг и звон?

-Что значит «Метнулся как заяц»? Испугался? трусливо убежал?

-Почему так заканчивается эта глава?

-Как строятся отношения между сверстниками?

( напечатанные слова появляются на доске)

Физминутка

- Что же заставило мальчишек бежать туда, вы узнаете из второй главы, которую прочитаете самостоятельно.

-Что еще из этой главы вы узнали о дружбе между сверстниками?

-У вас на столах лежат листочки, с заданием: «Определите, какие отношения между детьми в этом фрагменте?» просмотр отрывок фильма

Ученик читает

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«Чинил – ремонтировал»

 

-Автор употребил слово из разговорной речи.

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«унылый – печальный»

- Нет.

- Да.  Ему нужно было бежать, т.к. звенели колокольчики.

Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«сведущего - много знающего»

- Он так говорит, потому что видит нетерпеливость Кольки.

-Отвертка дрогнула, Татьяна с собакой обернулись, а Коля метнулся, как заяц

-Нет, быстро убежал.

Они мчались к какой-то цели.

Беспокойство, обязанность, преданность

Тихое чтение детей.

- Ребята не допускают  чужих в отношения между собой.

- Вражда, ненависть, вредительство.

Планируемый результат: учащиеся прочитают  первую и вторую главы повести, просмотрят отрывок из фильма и выяснят, какие отношения существуют между детьми.

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Нравственно-этическое оценивание);

- коммуникативные (Умение  полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов);

- познавательные (Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации).

V.Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Задача: обобщение, работа с опорными карточками, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие качества дружбы ему близки.

 

 

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и сравните, с кем лучше дружить: с взрослыми или с детьми? (появляется знак вопроса).

Я вижу, что у каждого из вас свое мнение. Это хорошо. Я рада, что вы умеете дружить – это самое важное!

-У вас в учебниках вклеены  листы  «Полезные советы», подчеркните предложения , которое бы вы захотели отметить после сегодняшнего урока.

Разные ответы детей  и все принимаются

Кто говорит, что с взрослыми дружить лучше, кто – с детьми.

Дети цветным карандашом отмечают предложение

Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, поработав с опорными карточками.

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Нравственно-этическое оценивание, самоопределение);

- регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);

- коммуникативные (Умение  полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них;

планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера);

- познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство).

                          VIII.Рефлексия деятельности ( итог урока)

Задача: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), оценка результатов деятельности своей и всего класса .

Что вам сегодня понравились на уроке?

Что для себя взяли полезного с урока?

Умеете ли вы дружить?  Оцените на сколько это у вас получается?

Ответы детей

Ответы детей

Дети выходят к доске и вывешивают смайлики

Умею - улыбающийся

Не очень – серьезный

Не умею – грустный

Планируемый результат: учащиеся проведут оценку результатов деятельности своей и всего класса .

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Самоопределение);

- регулятивные (коррекция оценки, саморегуляция).

                                           IX. Домашнее задание

-обозначить в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы (см. Приложение)

-Подготовить выразительное чтение  5 главы по ролям;

-Взять интервью у родителей. Примерные вопросы  в Приложении

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе...

Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.

Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с по...

Урок чтения в 4 классе по теме:"Аркадий Гайдар. Тимур и его команда"

Урок чтения для 4 класса по теме: А. Гайдар "Тимур и его команда". Закрепление. Урок составлен с приемами технологий критического мышления в рамках ФГОС....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.П.Гайдар "Тимур и его команда"

Урок литературного чтения с элементами критического мышления разработан для учащихся 4 класса. На уроке исользуется работа в группах....

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...