Тест по чтению (ФГОС)
тест по чтению (4 класс) по теме

Колегаева Ольга Владимировна

Тест предназначен для учащихся 4 классов. Работа разделена на три части (А, В, С).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_chteniyu.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Морская выдра.

          Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одного лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине[1], блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного[2] кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

          Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.

          Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду – предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

          А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, в другую сторону – всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул[3], возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

          В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой – так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние – главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

          Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, - как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?

(По Э.Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)


[1]¹ Пучина – водоворот, морская бездна

[2] Дородный – рослый, крупный, полный

[3] Стимул – заинтересованность в совершении чего-нибудь

А1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.

а) на животе

б) на спине

в) боком

А2. Где обитают каланы? Укажи ответ.

а) в тёплых южных морях

б) в океанах

в) в холодных северных морях

А3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.

а) полчаса

б) четыре-пять минут

в) сколько захочет

А4. В какую погоду каланы любят играть? Укажи ответ.

а) в солнечную

б) в штормовую

в) в тихую

Объясни свой выбор, опираясь на текст. _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________

А5. Чем питаются каланы? Запиши ответ. ______________________

__________________________________________________________

А6. Почему именно обоняние – главный и надёжный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ. _____________________

____________________________________________________________________________________________________________________

А7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.

В1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

В3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы – заботливые матери.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

Промашка                                    образец, как источник для

                                                        создания литературного образа.

Обитель                                        место, где кто-нибудь живёт, жилище.

Прототип                                      оплошность, неудача.

С2. Какова тема текста? Укажи ответ.

а) семейство каланов

б) жизнь каланов

в) как питаются морские выдры

С3. Запиши в таблицу определения понятий.

Стимул

Пучина

Дородный

С4. Восстанови план текста (запиши номера частей). На пустых строчках запиши свой вариант названия частей.

А № ____ Сказочное существо – калан.

 --------------------------------------------------------------------------------------------

Б № ____ Заботливые родители.

 --------------------------------------------------------------------------------------------

В № ____ Способ плавания каланов.

 --------------------------------------------------------------------------------------------

Г № ____ Что помогает каланам выжить.

 --------------------------------------------------------------------------------------------

Д № ____ Игры каланов после обеда.

_________________________________________________________

Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

С5. Подумай, из какого издания взят этот текст.

а) сказки и легенды

б) энциклопедия

в) исторические рассказы

г) рассказы о морских животных

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по чтению. 1 класс

Проверка читательских умений...

тесты по чтению

тренировочные тесты 1 класс...

Тест по чтению 3 класс

Составлен  по  программе  Виноградовой " Начальная  школа 21 века"  Можно  использовать в  качестве  проверочного ....

Проверочный тест по чтению, I полугодие, 2 класс

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. ...

Тест по чтению 4 класс (по ФГОС)

Тест отлично показывает осознанность чтения.  Он разделен на части. Возможно отдельное использование частей теста (вариативно)....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Итоговый тест по чтению. 1 класс.ЧТЕНИЕ

Итоговая работа по чтению. 1 класс.ЧТЕНИЕ...