Организация и проведение коллективной проверочной работы по литературному чтению
статья по чтению по теме

Хворост Алла Валентиновна

  «Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать

прочитанное – вот в чём главное дело»

К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение коллективной проверочной работы

по литературному чтению в начальной школе

     Всем  обучающимся класса  одновременно раздаются материалы для измерения качества знаний: текст для чтения, лист, где напечатаны задания, и матрица для написания плана.

     Учитель даёт общую инструкцию, после чего обучающиеся приступают к чтению текста «про себя». Через 10 минут учитель просит остановиться и отметить место окончания чтения.  Далее ученики выполняют задания.

     Работа считается выполненной, если обучающийся прочитал не менее 90 слов в минуту и правильно выполнил одно из заданий (второе или третье). Второе задание считается выполненным, если ученик не допускает не более двух ошибок. Третье задание считается выполненным, если ученик затрудняется озаглавить части, но главную мысль выделяет правильно.

      Показателями обученности являются техника чтения (темп не менее 95-100 слов в минуту) и понимание прочитанного (точность понимания – правильное деление на логически законченные части, глубина понимания содержания текста – отражение в заголовках частей текста основной идеи автора).

     Методика развития самостоятельного, познавательного чтения, чтения про себя описана в книге Л.Н. Засориной «Развивающее чтение» (СПб, 1996), куда вошли тексты из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике» (М., 1990).

     Тексты в книге расположены в порядке возрастания длины. Первый текст состоит из 95 слов, последний из 318. Всего подобрано 35 текстов. Работу с текстами рекомендуется начинать во 2-м классе с третьей четверти и до конца года – 10 текстов. Оценки за эту работу не ставятся, а только проводится обсуждение прочитанного. Остальные 25 текстов изучаются на протяжении всего 3-го класса. Рекомендуется начинать эту работу со 2-го класса, так как именно во 2 классе дети начинают переходить от громкого чтения к чтению про себя. Большинство детей перестраиваются очень долго и с трудом, то и дело возвращаясь к чтению вслух. Работа с текстами помогает детям осуществить плавный переход на чтение про себя.

      Методика работы с текстами проста и не требует большой подготовки.

      В начале урока детям раздаются тексты. По сигналу учителя они переворачивают тексты и начинают молча читать. Когда текст прочитан, ребёнок откладывает его в сторону и фиксирует своё время чтения. На это затрачивается 3-4 минуты. Затем идут вопросы учителя по тексту. Эти вопросы даны в приложении к каждому из текстов. Дети в течение 15 минут отвечают на вопросы письменно. По этим ответам видно, что они письменно учатся формулировать свои мысли. После этого ещё раз возвращаются к тексту, ученики следят, а учитель ещё раз читает текст. Таким образом, происходит целостное восприятие текста и показ выразительности чтения.

     На коллективном обсуждении текста даётся возможность каждому ученику иметь собственное мнение о содержании прочитанного и слышать мнение других об этом же. Мнения бывают не только разные, но и противоречивые. В некоторых случаях учителю приходится оказывать помощь детям при нахождении правильной оценки поведения и поступков героя. Занятие заканчивается коллективно составленным выводом о прочитанном тексте. Так, общими усилиями дети приходят к правильным ответам. В этом и заключается развивающий эффект при обучении чтению.

     Каждому ученику учитель просчитывает скорость чтения (Сч) и качество чтения (Кч). Эти данные отражаются в персональных графиках. На следующем занятии каждый ученик видит в тетради свои результаты. Скорость чтения показана красным цветом, понимание текста – синим. Во время анализа графиков учитель даёт индивидуальные советы детям, которые требуют коррекции. Например, Сч 120 слов в минуту, Кч 35%, в этом случае ребёнку предлагается сбавить темп чтения и сконцентрировать своё внимание на понимании прочитанного.

     На других графиках при низкой скорости чтения качество осмысления растёт. В этом случае следует порекомендовать увеличить скорость чтения.

      Бывают и единичные спады показателей, которые можно объяснить состоянием ребёнка в данный момент, его самочувствием.

      Особую тревогу вызывают дети с очень низким процентом усвоения. Они требуют длительной кропотливой работы с установкой на понимание прочитанного.

     Новая методика работы с текстами даёт учителю и ученику хорошую обратную связь и помогает детям овладеть навыками познавательного чтения, чтения про себя.

     Очень многие дети, читая про себя, шевелят языком, губами. Артикуляция в этом случае тормозит процесс чтения. Можно попробовать такой приём: при чтении язык слегка зажимается зубами. Постепенно вырабатывается привычка воспринимать текст только глазами без внутреннего проговаривания. Скорость чтения при этом значительно повышается.

      Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства даёт широкие возможности для развития творчества. Творчески раскрепощённый, эмоционально настроенный ребёнок глубже чувствует и понимает прочитанное. В поле внимания начинающего должны оказаться:

  1. эстетическая природа художественного произведения;
  2. авторское отношение к окружающему миру;
  3. нравственные проблемы, волнующие писателя.

     В основе литературного образования в начальной школе лежат два ведущих принципа:

Художественно-эстетический

Литературоведческий

Определяет отбор произведений для чтения (преимущественно художественные тексты, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, русскую классику, отечественную и зарубежную литературу; формируют в ребёнке собственное отношение к действительности).

  1. Реализуется при анализе художественного текста;
  2. Охватывает все области литературного творчества: фольклор, учит понимать прекрасное в жизни;
  3. Охватывает основные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках)

    Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

  1. развивать у детей способность целостно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  2. развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус; обеспечить развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;
  3. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

     Ситуации, создаваемые на уроках должны быть направлены на то, чтобы:

  1. ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем;
  2. учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

     Такой подход:

  1. обеспечивает развитие речи ученика;
  2. учит вступать в диалогические споры;
  3. даёт прекрасную возможность развития монологической речи.

     Литература, музыка, живопись – взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. К.Д. Ушинский писал, что ребёнок живёт красками и звуками.

     Классики давно подметили, что детям, подросткам легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Вот почему, знаком детей с психологическим произведениями И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, предлагается изобразить героев сначала цветом, а сюжетную линию – цветовой гаммой.

     Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.

     «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело», - говорил К.Д.Ушинский.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК  "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....

Регламент организации и проведения Всероссийских проверочных работы в 4-х классах в БОУ "Тарская гимназия №1"

В локальном акте учреждения прописаны назначение, требования, технология и процедура проведения ВПР в образовательной организации...

План проведения проверочных работ по литературному чтению 3 класс

Материал содержит информацию для учителя "Контроль на уроках литературного чтения"...

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму - разуму»

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму -  разуму»...