Статья по теме: Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения
статья по чтению по теме

Серкина Елена Владиславовна

В современном обществе интеллектуальное развитие личности школьника становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов , определяющих уровень интеллектуального развития учащихся является способность к критическому осмыслению прочитанного, поступающей информации, которые, в свою очередь, зависят от уровня развития грамотности чтения. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание развитие грамотности чтения, особенно на первой ступени образования. Грамотность чтения является основой саморазвития личности, т.к. грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения

  1. Под грамотностью чтения (Г.С.Ковалева, Э.А.Красновский) предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия.

Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Чтение – письменный репродуктивный вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем нужную информацию, эмоции или узнаем авторскую позицию. Цель обучения чтению – раскрытие смсыловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Для того чтобы научиться читать необходимо выработать определенные навыки и умения. Их две:

  1. навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону (восприятие графических знаков, соотношение их с определенным значением);
  2.  навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста ( установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания).

Можно различить два уровня восприятия теста: уровень знания (уровень информации) и уровень смысла (понимание замысла автора, оценка и отношение к нему читающего).

Как правило, любой читатель обращается к газете. журналу, научной или художественной литературе с конкретной целью. Эта цель определяется повседневными и профессиональными потребностями. Мы читаем для того, чтобы пополнить свои знания, опереться на мнение ученых, писателей в разговоре с друзьями и коллегами, обобщать информацию и выступить с сообщением или докладом написать статью на определенную тему. Если чтение не преследует никакой цели, даже развлекательной, оно теряет всякий смысл.

В этом случае даже трудно понимать читаемое.

Процесс чтения регулируют коммуникативные задачи, которые предстоит решать читателю в своей повседневной или профессиональной деятельности. Коммуникативные задачи регулируют процесс чтения.Так, если ставится задача ответить на письмо друга, интересующегося политическими новостями, то главным при чтении текстов становится поиск информации об этих новостях, после чего полученные сведения передаются в форме письма. Совсем по- другому будут читаться те же тексты, если выдвинута задача критически отнестись к этим новостям. Читатель будет отыскивать уязвимые места в рассуждениях, противоречия, попытки авторов увеличивать значение какого-либо события и т.д.

Обучение чтению младших школьников обычно строится от элементов к целому, т.е. считается, что, если учащийся усвоит отдельные буквы, научиться их озвучивать и сочетать друг с другом, начнет узнавать слова в тексте, он научится читать. Однако, как показывает психолингвистика, процесс чтения идет не путем «набора» слов, а на основе словесных или даже фразовых стереотипов, которые служат опорными признаками, благодаря чему слова понимаются сразу. Причем часть букв вообще может не замечаться. Этот навык не может быть развит, если у читателя не развита способность смыслового восприятия текста. Чтение – процесс не только примитивный, не такой простой, не такой механический, как это иногда еще представляют. Нельзя считать, что учащиеся смогут читать, не освоив такие мыслительные операции, как умение соотносить внешний образ слова с его внутренним содержанием, прогнозировать, предвосхищать, т.е. предвидеть следующие слова, фразы, отбирать нужную информацию в зависимости от целей чтения.

Коммуникативный метод предлагает при обучении чтению младших школьников опираться, как и при обучении устному общению, на ролевую игру.Например, участвуя в игре «Посещение театра» учащиеся демонстрируют, как они собираются в театр, как добираются до театра, как покупают билеты, выражая все. Что видят и чувствуют. Далее №зрители» превращаются в «актеров» и начинают читать роли и т.д.  Таким образом, процесс обучения чтению тесно связан с будущей устной речью учащихся.

Кроме того, если на уроке учитель предлагает такие виды деятельности, как дискуссия, «круглый стол» и т.п., то этому должна предшествовать большая самостоятельная работа студентов с текстами, из которых они отберут информацию для устного общения. Итак, обучение чтению должно быть мотивировано, поскольку мы всегда читаем с определенной целью: получить информацию, развлечься, подготовиться к выступлению и т.д.

Учителю необходимо знать типы чтения и виды работы с текстом. Виды чтения: просмотровое (чтение с общим, поверхностным пониманием содержания); о ( чтение с пониманием всего содержания); выборочное ( поисковое чтение-нахождение нужной информации, цитаты , данных и т.д.); внимательное (анализирующее, изучающее чтение, максимально точное, медленное чтение).

Виды работы с текстом при чтении:

- чтение без предварительного снятия трудностей;

- чтение со снятием трудностей (предтекстовая работа);

-чтение вслух;

-чтение про себя;

- хоровое чтение;

-индивидуальное чтение и т.д.

Рекомендуется уже в начальных классах знакомить учащихся  с аутентичными текстами, принося в класс газеты, журналы, книги; предполагать по заголовкам определить, о чем текст, по оглавлению или цитате догадаться о содержании книги. Практиковать домашнее чтение, которое приучает младшего школьника работать с книгой, развивает навыки чтения, обогащает лексический запас учащегося, расширяет его эрудицию. При составлении плана урока учителю надо будет продумать, какие тексты читать и как. Можно предложить задания такого типа: подбирайте задания к тексту или текст к заданию; упражнения на анализ логический связей в тексте (покажите повторяемость, активизируйте фоновые знания) и т.д.

Таким образом, коммуникативные задачи включают чтение в контекст широкой деятельности – деятельности читателя. Если коммуникативная задача хорошо осознается читателем, то это позволяет ему сэкономить время на чтение и при этом повысить его эффективность.

Литература

  1. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (1853 – 1924). // ж. Начальная школа. –2002. - № 9, с. 14.
  2. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // ж. Начальная школа. – 1989. - № 1, с. 33.
  3. Львов М.Р. Забытые страницы истории методов обучения грамоте. // ж. Начальная школа. –1992. - № 2, с. 80.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  5. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе. // ж. Начальная школа. – 1994. - № 4, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....

Статья на тему "Речевой этикет как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий"

Цель современного образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Достижению этой цели способствует работа по формированию универсальных учебных действий (УУД), одни...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....

Статья на тему "Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах"

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэт...