Конспект к уроку литературного чтения Е.Чарушин "Кабан"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Агапова Надежда Александровна

 

Предмет: литературное  чтение

Класс: 4

УМК «Школа России"

Учебник: Л.Ф.Климанова, Родная речь.  Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2- 3-е изд.-М..:Просвещение,2008

Тема раздела: «Природа и мы»

Тема урока: Е. Чарушин « Кабан »

Место урока в разделе: с рассказом Е. Чарушина « Кабан » дети знакомятся на 15 уроке в разделе «Природа и мы». Произведение прививает любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Тип урока: урок изучения нового материала с применением  информационных  технологий

Оборудование:

  • проектор;
  • презентация Power Point по теме урока;
  • дидактический материал, изготовленный в программе Word;
  • учебник, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д.Мамина-Сибиряка, В. Бианки, иллюстрированные  Е.И. Чарушиным,
  • тетрадь по чтению;
  • толковые словари; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного

III. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с биографией автора рассказа «Кабан»

      1.Вступительное слово учителя.

      2. Биография автора

         а) выступление ученика  I группы

         б) работа с дополнительной литературой;

         в) сценка.

        3.Сообщение целей урока

IV. Совершенствование техники чтения

     1. Словарная работа.

      2. Речевая разминка

       3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»

V. Знакомство с новым произведением

       1.Прогноз

       2.Чтение детьми I группы

       3. Физминутка для глаз 

       4. Проверка первичного восприятия

VI. Работа над содержанием 

        -Поработайте с текстом и выполните задания

        1. Дифференцированные задания

          1 группа:

          а) решение проектной задачи;

          б) работа с пословицами.

           2 группа:

           задание на установление правильной последовательности событий

           3 группа: 

            выборочное чтение.

        2. Проверка выполненных заданий

VII. Итог урока 

VIII.Домашнее задание

Конспект  урока

[СЛАЙД 1]

I. Орг. момент.                                                                                              

-Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Любознательные дети знать хотят про всё на свете.

-Поверьте свою готовность к уроку.

[СЛАЙД 2]

II. Актуализация  изученного  (урок начинается под музыку из передачи « В мире     животных »)                                                                                                                            

Популярная и любимая передача «В мире животных» начинается  с этой музыкальной заставки.

-Почему на уроке звучит эта музыка?

[СЛАЙД 3]

-С каким произведениями  по этой теме мы познакомились в этом разделе?

-О ком эти произведения?

III. Сообщение темы и целей урока.

 1.Вступительное слово учителя.                                                                                    

Сегодня на уроке мы прочитаем новое произведение о животных.

[СЛАЙД 4]

-Прочитайте тему урока. Вслух прочитает её…

Удивительную зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти, чешуе. Встречи там неожиданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами - в вашей «Родине речи»

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. И речь сейчас пойдёт о Евгении Ивановиче Чарушине.

[СЛАЙД 5]

2. Биография автора

 [СЛАЙД 6]

[СЛАЙД 7]

     а) выступление ученика I группы (сообщение + вопросы);                                        

-Чарушин был прекрасным анималистом.

[СЛАЙД 8]

 Для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

б) работа с дополнительной литературой. (На парте у ребят лежат художественные книжки С.Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)

  -Рассмотрите книжки на столе.
 - Кто написал эти произведения?
 - Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям? (Авторы разные, а художник один и тот   же – Е.И.Чарушин).                                                                                                                              

 - Какие произведения Чарушина вы читали?                                                                        

в)Сценка.  Послушайте диалог, который однажды произошёл в Литературном клубе между одним из знаменитых иллюстраторов  и Евгением Ивановичем, и расскажите, чем ещё увлекался Чарушин.  

 Сценка : « Ленинград. Литературный клуб»

Иллюстратор: Так вы ,сударь Чарушин, говорите, что много путешествовали по

лесным краям?

Чарушин: Да, я родом из Вятской губернии. Отец мой, Иван Чарушин, был

архитектором, и поэтому много разъезжал. Часто брал меня с собой.

Иллюстратор: Так. так. Значит первые уроки наблюдательности были

получены в этих путешествиях?

Чарушин: Выходит так. Моё детство прошло в такой благоприятной

обстановке. Батюшка мой водил дружбу с музыкантами, с художниками.

Иллюстратор: Я слышала вы играете на скрипке?

Чарушин: Да, я играю на скрипке, увлекаюсь актёрством, живописью,

скульптурой.

                                                                                                                                         

         -О каких увлечениях Чарушина вы узнали?

3.Сообщение целей урока.  Прочитайте, о чём узнаем,  чему будем учиться сегодня на уроке

 [СЛАЙД 9]

-Почему необходимо учиться бережному отношению  к животным?

IV. Совершенствование техники чтения                                                       

1. Словарная работа. Перед тем, как читать новое произведение, я бы хотела обратить ваше внимание на смысл отдельных слов и словосочетаний, которые возможно будут вам не понятны. Я прошу найти  в толковых словарях значения таких слов и словосочетаний:

 [СЛАЙД 10]

2. Речевая разминка                                                                            

-Получить удовольствие от прочитанного можно, владея хорошей техникой чтения.

[СЛАЙД 11]

-Прочитайте самостоятельно про себя.

-Прочитаем с испугом.

-Прочитаем шёпотом, предостерегая

-Прочитайте  быстро в темпе скороговорки

-Кто может прочитать,  как бы это произнесла змея

(Дети объясняют толкование найденных слов)

[СЛАЙД 12]    (небоскрёб)

[СЛАЙД 13]   (студень)

[СЛАЙД 14]  (марал)

[СЛАЙД 15]  (зоосад)

-Что вы видите положительного в создании зоосада? Отрицательного?

-Слово администрация трудное для прочтения.

[СЛАЙД 16] 

-Прочитаем его по слогам, а теперь плавно с ударением                                            

  3. Физминутка «Дети по лесу гуляли»                                                                            

V. Знакомство с новым произведением

1.Прогноз                                                                                                                             

Сегодня вы прочитаете рассказ Е.Чарушина «Кабан». Я предлагаю поработать в паре.

 -Прочитайте предложенные слова и предположите о чем пойдет речь в произведении, которое мы сегодня прочитаем?  (Ребятам 3 гр. в помощь иллюстрация  на стр.98 учебника)

[СЛАЙД 17]

-Что вы знаете о кабанах?

[СЛАЙД 18]

[СЛАЙД 19]

 -Поверим свои предположения, послушав рассказ. Выразительное чтение приготовили для вас ребята I группы.

-Перед чтением я хочу предложить  вам задание:

[СЛАЙД 20]

-Кто желает почитать за конторками?

-Если в процессе чтения  вам встретятся ещё непонятные слова, отметьте их простым карандашом.

2. Чтение рассказа

    -Оправдались ли наши предположения?

    -Встретились слова, которые были вам не понятны?

3. Физминутка для глаз (профилактика близорукости)                                                          (1 мин)   

[СЛАЙД 21] 

-Потренируем глазные мышцы. Снимем зрительное напряжение.

-Посмотрите на экран, потом на кабана, который  у вас в учебнике

-Найдите глазами в классной комнате спрятавшихся животных из рассказа «Кабан»

-Какое животное спряталось очень хорошо?

[СЛАЙД 22]

4. Проверка первичного восприятия                                                                              (5 мин)

    -Выполним предложенное перед чтением задание.

    -Кто из ребят 3 гр. готов отвечать?

    - 2 гр.?

    -1 гр.?

VI. Работа над содержанием                                                                        (6 мин) 

1.Поработайте с текстом и выполните задания 

а)Выборочное чтение 

-Прочитайте текст на стр.96, найдите в тексте описание, как  ведут себя  животные во время игры(III)  (задание на листе)

 б) Задание на установление правильной последовательности событий

[СЛАЙД 23]

-Прочитайте вполголоса произведение, и восстановите события, характеризующие душевное состояние художника в течение всего рассказа  (II) (задание на листах)

 

в)Решение проектной задачи (I)

[СЛАЙД 24]

 [СЛАЙД 25]

б)Работа с пословицами (I)                                                                                               

-Прочитайте пословицы:

-Определите тему этих пословиц.

-Как их можно связать с содержанием рассказа?

-Прежде, чем ответить на последний вопрос, прочитайте отрывок из научно – познавательной  статьи, напечатанной в журнале «Юный натуралист» и обсудите свой ответ в группе (Раздаются  листы с заданием и  отрывком из статьи)

2. Проверка выполненных заданий                                                                               

а) (III)  Прочитайте задание. Прочитайте отрывок, описывающий игры животных

б) (II)   Прочитайте задание +[СЛАЙД 26]    

              [СЛАЙД 27]- проверка


в)
[СЛАЙД 28] (I)  

     [СЛАЙД 29]

-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

-Как вели себя кабанчики из нашего рассказа, когда появился мальчик с хворостиной?        

-Как бы вы поступили на его месте?

-Какие правила нужно соблюдать в общении с животными?

-Чему хотел научить нас Чарушин, рассказав нам эту историю?

г) [СЛАЙД 30]

 -Что вы должны получить в ходе решения этой проектной задачи?

   [СЛАЙД 31]-с заданиями 1и2

   [СЛАЙД 32]- с заданиями 3и4

VII. Итог урока

   [СЛАЙД 33]

-Вспомните о тех целях, которые мы ставили перед собой в начале урока

1. Рефлексия   (Заполните шкалу самооценки)    

Кто достиг поставленных целей?

Кто частично добился поставленных целей?

Для кого многие вопросы так и остались без ответа?

-Какое задание вы выполняли с особым  интересом?

-Чью работу на уроке вы хотели бы особо отметить?

 -За что вы  хотите себя похвалить?

VIII. Домашнее задание

          [СЛАЙД 34]

-Выберите домашнее задание

          [СЛАЙД 35]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...