Выразительное чтение. Стихи кубанских поэтов.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Беленкова Елена Николаевна

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. Данная работа направлена на совершенствование выразительности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беленкова Е.Н.

Урок чтения. 4 класс.

Тема урока. Приемы выразительной речи и чтения.
                      Произведения кубанских поэтов.

Цели урока: - продолжать знакомить с творчеством кубанских поэтов;

                       - учить выразительному чтению, развивать речевые и  

                         творческие способности;

                       - через поэзию прививать любовь к культуре родного края;

                       - воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: сборники стихотворений кубанских поэтов, сборники самодельные с понравившимися стихотворениями кубанских поэтов о родной природе, раздаточный материал для работы на уроке, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

– Со стихотворением, какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?

– Что вы знаете об этом поэте?

Вам было задано вспомнить уже изученные стихотворения Есенина, подготовить одно из них для чтения наизусть и нарисовать к нему рисунок.

- Рисунки дежурные вывесили на перемене. Посмотрите, какие пейзажи России получились у вас.

- Я предлагаю не просто читать стихотворения Есенина, а превратить наш класс в театр.

  Есть артисты, которые хотят донести до нас красоту есенинского слова и есть зрители – ценители искусства.

- По каким критериям будем оценивать чтение стихотворений нашими товарищами?

(Дети называют).

Демонстрация  СЛАЙДА 1 с критериями оценивания.

1. Название. Автор.

2. Правильность.

3. Выразительность.

4. Манера чтения (внешнее поведение).

Конкурс ЧТЕЦОВ. (Пользуясь данными критериями как вы оцените чтение стихотворения? Все ли условия были соблюдены? Какую оценку можно поставить?

Анализ, оценка.

- Кто был самым выразительным чтецом? (Приз за выразительное чтение).

II. Введение в тему.

- Что делает нашу речь выразительной, образной? Почему при чтении стихотворений замирает душа, так они поэтичны, красивы? Что их делает такими? (Ответы детей: метафоры, олицетворения).

- Да, метафоры, эпитеты, олицетворения – это все образные значения. Их называют тропами, слова или обороты, используемые в переносном значении. Как вы думаете, легко ли подобрать эти тропы? Всякий ли может это сделать? (Ответы детей: - Я, думаю, что не всякий. Этому надо учиться. Когда я пробовала писать свои стихотворения мне всегда не хватало слов, я не могу придумать ничего такого особенного).

- Как вы думаете, почему это происходит? ( Нам не хватает слов, мы много еще не знаем).  Поэты -  особенные люди. Они обладают особой наблюдательностью. Они могут передать не только оттенки увиденного, но и свои ощущения при этом, могут предать все тонкости своей души. Я вам сейчас зачитаю отрывок из книги Ивановой «Введение во храм слова».

   «Слово, как глубокий колодец-источник. А из него можно зачерпнуть воды сверху – чуть-чуть, можно – побольше: целое ведро, можно много ведер воды достать, и все равно не вычерпать. Вот и будем …учиться понимать всю глубину слова, все его значения, все оттенки. Какие оттенки? А посмотри в окно. Видишь деревья и траву? Какого они цвета? Да, зеленого на первый поверхностный взгляд. А вот глаз художника различит в этом зеленом цвете не менее сотни оттенков. Да и ты присмотрись внимательнее. Разве сравнить весеннюю майскую нежную зелень с этой – сентябрьской? А разве на одном  и том же дереве все листья зелены одинаково сейчас? И те , что в тени, и те, что сияют под лучами солнца? Много нужно разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь одного цвета, А сколько их нужно, чтобы нарисовать картину этого дня золотой осени да еще передать при этом все чувства, которые испытываешь, любуясь его красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета? Попробуй! Трудно? Да, трудно. Но нам есть, у кого учиться! У русского языка, богатство которого создано многими поколениями людей, живших до нас. Постигнуть и освоить это богатство помогают нам поэты и писатели – хранители нетленного русского Слова».

      Итак, тема этого урока: Приемы выразительной речи и чтения. Произведения кубанских поэтов. (СЛАЙД 2 с названием темы.)

III. Работа по теме урока.

1. Приемы выразительной речи.

- Вот, ученик нам читал стихотворение о рябине. Какие слова Вам особенно запомнились? (Костер рябины красной). Здесь перенос значения слова по сходству. Ягоды рябины красные, видны издалека.

Я напомню. (СЛАЙД 3 с тропами).

Метафора – перенос значения по сходству. Костер рябины красной.

Олицетворение – наделение неодушевленными предметов признаками и свойствами человека. Спит земля.

Метонимия – перенос значения по смежности (близости). Встал весь зал.

Эпитет - образное определение предмета или действия. Печальные поляны.

- Я хочу прочитать вам одно из любимых мной стихотворений Сергея Есенина «С добрым утром!».

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!».

- Да. Это стихотворение вам знакомо. У вас на столах лежат листочки с этим стихотворением. Прочитайте его сами. Все ли слова поэтического текста вам понятны? Посмотрите на сноску внизу текста.

- Определите, какие слова употреблены в прямом, какие в переносном значении.

- Подчеркните  метафоры, эпитеты, олицетворения.

- Какое настроение они создают при чтении стихотворения?

- Кто желает прочитать выразительно  этот поэтический текст?

 - Есенин писал о своей малой родине, о своей рязанской деревеньке,  о природе России.

-Предлагаю вам слова поэта –  его признание в любви к своей родине. На мой взгляд, в этом отрывке вся сила глубина есенинской души. (СЛАЙД 4).

- Прочитайте про себя. О чем это стихотворение? О какой родине говорит поэт?

    Теперь выразительно все вместе прочитаем отрывок. (Читают несколько учеников).

2. Выразительное чтение стихотворений кубанских поэтов.

- Понятие «родина» есть у каждого человека.

- Что для нас с вами является родиной? (СЛАЙД 5)

(Россия, Краснодарский край. Кубань)

- Каких поэтов, воспевающих  Кубань вы знаете?

Мы с вами учили стихотворения этих поэтов. Вспомним их произведения. И прочитаем выразительно.

Чтение стихотворений учащимися.

На что вы обратили внимание? Как ребята читали выбранные стихотворения? (Выразительно, красиво). Чье чтение было наиболее выразительным? Почему? Что хотел донести до слушателей чтец? Удалось это ему? Оценки, за наиболее выразительное чтение – приз.

Рассмотрим более подробно критерий: выразительность. СЛАЙД 6

- Что означает выразительно?

- тон (грустно, весело, сердито)

- громко – тихо

- медленно - быстро

- соблюдать паузы

- делать логические ударения

- мимика, жесты

Подведем итог. (Работа по Слайду 6).Выразительность -  это:

- Интонация

- Логические ударения

- Паузы

     На прошлой неделе  в конкурсе чтения стихотворений о зиме участница читала стихотворение Л. Мирошниковой «Зима». Прочитай нам, пожалуйста, его. (Ученица выразительно читает стихотворение. Все ей аплодируют).

- Продолжим  зимнюю тему. Я предлагаю вам стихотворение

В.Нестеренко Молодой Мороз (Слайд 7).

Попробуйте прочитать его по разному. (Дети читают стихотворение со слайда).

   - Сейчас мы  будем все эти приемы выразительного чтения применять к  чтению стихотворений кубанских поэтов, посвященных детям. Есть такие сборники у Л. Мирошниковой, Т.Голуб, В. Неподобы, К. Обойщикова, Н. Нестеренко. С некоторыми мы с вами уже хорошо знакомы.

3. Физическая пауза.

Используется стихотворение кубанской поэтессы Т.Голуб  «Физзарядка».

4.Чтение. 

- У вас есть самодельные сборники, куда вы вписываете понравившиеся стихотворения кубанских поэтов, есть книги со стихотворениями кубанских поэтов. Прочитайте несколько, выберите одно, подготовьтесь читать его правильно, выразительно.

   Учащиеся читают стихотворения про себя, выбирают особенное, читают друг другу. Затем предлагают понравившиеся стихотворения для всеобщего знакомства. Идет обсуждение услышанного.

-Что тебе понравилось в данном стихотворении? Смог ли чтец передать это? Какие приемы он для этого использовал? Чему учит это стихотворение.

(Выставление оценок за работу всем участвующим).

5. Работа по   развитию речевого творчества.  

- У меня есть для вас еще одно  замечательное стихотворение.  

(СЛАЙД 8).  

Его  написал выпускник нашей школы.

                                  Прочноокоп.

Прочноокоп, конечно, не столица:

Обычная кубанская станица

На глинистом высоком берегу.

Основана Суворовым когда-то,

Она по взгорью разбросала хаты,

Как бусы, что слетели на бегу.

Дома стоят едва не в поднебесье,

Зато с горы, какая даль видна!

И, кажется прекрасною, как песня,

Зеленая родная сторона.

Прочноокоп, конечно, не столица:

Дома вразброс, как сакли на скале.

Но разве можно дереву стыдиться

Того, что корни у него в земле?

                                    Евгений Ситников -  

                                    выпускник нашей школы № 5.  

Конечно, он с детства также как и вы пробовал свои силы в поэтическом творчестве. Пробуете и вы. Все ваши произведения мы храним в нашей творческой тетради. Прошлый раз проба пера начиналась у нас с таких строк:

Иней лег на ветви ели

Иглы за ночь побелели.  

- Что у вас получилось?  (Чтение стихотворений).

Мы сегодня читали детские стихотворения.

– Каких поэтов?

Попробуйте написать и вы стихотворения для детей.

Предлагаю такое начало  (Слайд 9)

Жил на свете муравей                      

Без ресниц и без бровей. . .  

Запишите эти строчки.

IY.Итог. Подведем итог нашей работы.

- Чем мы учились на уроке чтения?

- читать выразительно стихотворения; при этом замечая тропы.

- управлять своим голосом, воображением.

- развивали мышление, анализируя стихотворения,

- знакомились с творчеством  кубанских поэтов.

Y. Домашнее задание. Выучить любое  понравившееся стихотворение кубанского поэта и не забыть сочинить свое стихотворение на заданные строки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Презентация к уроку "Выразительное чтение. Стихи кубанских поэтов".

Презентация к уроку "Выразительное чтение. Стихи кубанских поэтов."...

Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века.  На данном  уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.

Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения;  учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....

Презентация к уроку внеклассного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" во 2 классе.

В презентации отражен ход урока внеклассного чтения во  2классе "Стихи русских поэтов о зиме"...