ФГОС начального общего образования по литературному чтению
статья по чтению на тему

Леонова Светлана Евгеньевна

Соответствие курса "Литературное чтение" /Авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова/  требованиям Стандарта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

ФГОС начального общего образования по литературному чтению

Автор: С.Е.Леонова

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Петровка

муниципального района Борский

Самарской области

Россия

Проанализировав концепцию ФГОС, планируемые результаты начального общего образования, программу, учебники и учебно-методические пособия по литературному чтению, я пришла к выводу, что содержание курса «Литературное чтение». /Авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова/ соответствует требованиям Стандарта.

ФГОС определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению.

Рассмотрим каждую цель Стандарта по литературному чтению и способы их достижения средствами учебно-методического комплекта авторов Л.А.Ефросининой и М.И Омороковой.

Основная цель: овладение базовыми навыками чтения.

Задачи:

  1. Овладение техникой чтения вслух, молча, выразительным чтением.

Чтение вслух. Умение читать для других формируется в течение всего периода обучения в начальной школе. В 1-2 классе оно служит для развития артикуляции, фонематического слуха и выразительности речи.

  1. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения.

Роль чтения как вида речевой деятельности – это важнейшее общеучебное умение жизненно необходимое для освоения основ изучаемых в школе предметов.

Стандарт требует от учащихся пользоваться следующими видами чтения:

  1. Вид – первичное (ознакомительное) чтение;
  2. Вид – изучающее (аналитическое) чтение. 70% урока должно уходить на изучающее чтение. Сюда включается деление текста на смысловые части, работа с образами героев, изучение особенностей языка произведения.
  3. Вид – выборочное чтение;
  4. Вид – поисковое чтение.
  1. Важная задача стандарта – умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Основная цель Стандарта: развитее творческих и познавательных способностей.

Задачи:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. Использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. Построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Курс «Литературное чтение» направлен на формирование читательских умений: овладение способами и видами чтения, работу с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой.

Работу по развитию творческих способностей Ефросинина Л. А. советует строить в классе под руководством учителя. Для этого использовать различные виды проектов: информационный, творческий, ролевой. Проводить конкурс «Читаем вместе в классе и семье».

На уроке можно использовать такие формы работы с текстом, как «Живые картинки», инсценирование произведения, творческие диалоги литературных героев. Например, встреча двух былинных героев Ильи Муромца и Алёши Поповича.

Основная цель Стандарта: обогащение нравственного опыта.

Содержательной линией программы по литературному чтению является нравственно-этическое воспитание. Данная содержательная линия реализуется на каждом уроке в процессе работы с произведением. В содержание учебников подобраны такие произведения, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, любовь, ненависть, честь, дружба. На основе данных понятий учащиеся учатся давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетентности.

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитее ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески».

Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для этого. Это значит так организовать его читательское пространство, чтобы у ребёнка всегда были побудительные мотивы для чтения. Важными составляющими в организации читательского пространства являются учебники, учебная хрестоматия, тетради, рубрика «Книжная полка», словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». В рубрике «Книжная полка» даются рекомендации по выбору книг для самостоятельного чтения. Словарь-справочник «Книгочей» на доступном для младших школьников уровне даёт толкование всех литературоведческих понятий, вводимых в начальной школе.

Работа уроков литературного чтения направлена на достижение образовательных результатов.

В Стандарте и Планируемых результатах чётко прописаны требования к личностным результатам. Ключевыми словами являются:

  1. Смыслы (ценностно-смысловые установки обучающихся);
  2. Отношение (положительное отношение к школе);
  3. Мотивы (мотивация к обучению и познанию);
  4. Позиция (индивидуально-личностные позиции).

Уроки литературного чтения являются благоприятной средой для формирования личностных качеств учащихся, которые учитель отслеживает по готовым методикам. Личностные результаты не проверяются.

Предметные результаты сегодня проверяют знания, понимание, воспроизведение. По новому стандарту мы будем проверять не только систему знаний, но и опыт использования знаний по решению практических задач по предмету.

Метапредметные результаты – это регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

Регулятивные позволяют ребёнку организовать свою деятельность по предмету. Регулятивные УУД включают в себя:

  1. Целеполагание;
  2. Планирование. При планировании работы по решению учебной задачи на уроках литературного чтения, с детьми составляется алгоритм действий или обсуждаются готовые памятки, которые помогают учащимся ответить на вопрос «Как делать?»
  3. Контроль и самоконтроль;
  4. Оценка и самооценка.

Пример формирования самооценки при сравнении русской народной сказки «Снегурочка» и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка». Ученики 2 –го класса выявляют особенности каждой сказки, сравнивают героев. Для самопроверки детям предлагаются готовые схемы и таблицы. Учащиеся сопоставляют свои ответы с предложенными, исправляют ошибки и оценивают свою работу.

Познавательные УУД:

  1. Работа с информацией на литературном чтении;
  2. Моделирование (использование знаково-символических средств);
  3. Работа по схемам и таблицам;
  4. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  1. Готовность слушать;
  2. Признавать существование различных точек зрения;
  3. Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Изучение каждого произведения строится на понимании точки зрения автора. Учитель ведёт учащихся от точки зрения писателя к формированию личной точки зрения и личной оценки событий, представленных в произведении.
  4. Владеть диалогической формой речи, т.е. вести диалог.

Какие условия необходимы для реализации Стандарта?

  1. Знать концепцию ФГОС НОО;
  2. Знать новую авторскую программу по литературному чтению;
  3. Наличие у учащихся учебников, разработанных под новую программу;
  4. Соответствие учебников, тетрадей и методических пособий;
  5. Наличие у учителя методических пособий, разработанных авторами программы;
  6. Профессионализм учителя знающего программу, знающего особенности работы с жанрами произведений.

Учителю нужно видеть предмет. Каким видится мне предмет литературное чтение в целом? Базовую основу составляет чтение. Владение способами и видами чтения. Основные составляющие литературы – это художественное восприятие, художественный анализ, художественное воспроизведение.

На мой взгляд, Ефросининой Л.А. удалось создать учебно-методичесий комплект по литературному чтению, который помогает учителю в решении задач ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению.

В результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него буд...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению "Школа России"...

Рабочая программа за курс начального общего образования по литературному чтению 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образов...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению...