Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Шумарина Галина Анатольевна

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

                        Литературное чтение 2 класс

Тема: В.Осеева «Сыновья». Дополнительное чтение: И.Панькин «Легенда о матерях».

Цели: -продолжить изучение произведений по теме «Рассказы, стихи, сказки о семье»;

           - познакомить учащихся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья»; легендой    

                 И.Панькина «Легенда о матерях»;

               - расширять читательский опыт через слушание нового произведения;

               - развивать память, воображение, речь;

               - учить характеризовать героев произведения, выражать свое отношение к ним;

               - воспитывать интерес к чтению и книге; обогащать нравственный опыт,

                 формировать представления о добре и зле; развивать нравственные чувства,

        уважение к женщинам.

        Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

   Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

   Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаювам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Проверка домашнего задания.

- Дома вы готовили подробный пересказ двух текстов: Е.Пермяка «Случай с кошельком» и С.Аксакова «Моя сестра».

- Рассказывайте так, как написал автор. Старайтесь не пропускать слова. Голосом передавайте отношение сестры к брату и во втором тексте – отношение брата к сестре.

- Какова основная мысль рассказа «Случай с кошельком»? Найдите и прочитайте предложение в тексте («Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».)

- Молодцы! Справились с домашним заданием.

III. Работа по теме урока

1) Создание проблемной ситуации

Цель: подвести учащихся к теме.

- Ребята, я для вас приготовила загадки (слайд №1)

                         1.  Она лучше всех на свете,

        Без не прожить нельзя.

        Есть она у Кати, Пети

        И, конечно, у меня.      (мама)

                          2. Маме на радость, папе в награду,

        Он появился, наследник – отрада -

        Родной, несмышленый, пуговки – глазки -

        Ему все вниманье, забота и ласки.    (сын)

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас догадался, о ком мы сегодня будем читать на уроке?

2) Сообщение темы и цели урока.

- Мы сегодня продолжим знакомство с произведениями о семье: познакомимся с героями, дадим им характеристику, будем учиться выражать свое отношение к героям.

3). Знакомство с произведением

- Послушайте, что произошло однажды ( рассказ читает хорошо читающий ученик).

- А как вы думаете, что ответил старичок? Послушайте.

4). Беседа по прочитанному.

- Заинтересовал ли вас этот рассказ? О чем он?

а) – Этот рассказ написал замечательный, добрый человек, писатель В.Осеева. Знакома вам эта фамилия?

- А какие произведения этого автора вы читали? («Синие листья»).

(слайд – картинки)

б) – Посмотрите на экран. Здесь вы видите картинки: 3 мамы и 3 сына.

 - Скажите, что делает каждый из мальчиков и которая из этих женщин его мама?

- А что же самого главного не сделали 2 первых мальчика?

- Почему же мамы их так хвалят?

Словарная работа

- Как вы понимаете смысл данных выражений: ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить); поет как соловей ( звонко, красиво).

- Ребята, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.

- А о ком думали два первых мальчика?

- Может быть третий мальчик тоже умеет петь или даже играть на скрипке. Правда? Но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный – это уж точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся.

- Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый. А что вы еще можете о нем сказать?

- Да, он скромный. Так где же его мама?

- Верно. А вы хотите, чтобы и ваша мама была всегда такой же веселой?

5). Чтение рассказа учащимися по ролям.

- Чтобы красиво прочитать рассказ, надо прислушаться к словам, чтобы понять, что они значат, ко всему присматриваться – к людям, к походке, к их позе, к лицу. Да и всегда по-разному: то тихо и печально, то громко, то весело. Постарайтесь внимательно прочитать.

IV.Физминутка

V. Знакомство с «Легендой о матерях» И.Панькина.

1) - Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать?

- А все ли вы знаете о жизни своих мам?

- Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Федоровича Панькина «Легенда о матерях».

- А что такое легенда? Где можно узнать значение слова? Куда можно обратиться? (Толковый словарь).

(слайд)

Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?

- Может иллюстрации вам подскажут? (ответы детей).

(слайд – иллюстрации)

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

2) Знакомство с новым произведением.

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики).

Задание – работа с карандашом для всех учащихся – подчеркнуть откуда у моряков сила.

3) Первичное восприятие текста.

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

4) Анализ произведения.

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Какие решения приняли матери? Найдите ответ в тексте.

- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

- Какова главная мысль произведения?

5) Работа с пословицами (соединить начало пословицы с ее окончанием).

- А сейчас поработаем с пословицами в парах.

На свете все найдешь,                                   кроме отца и матери.

Нет лучше дружка,                                 чем родная матушка.

При солнышке тепло,                            при матери добро.

Птица радуется весне,                            а младенец матери.

Материнская молитва                            со дна моря достает.

- Какая пословица непосредственно подходит к прочитанному произведению?

6) Работа с иллюстрацией в книге.

- К какому эпизоду относятся данные картины?

7) Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами дожжен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: (сильным, выносливым, смелым, терпеливым, …).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

- Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

- А любить и во всем помогать своей мамочке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"

Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное  закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова,  развивается  устная речь учащихся....

Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".

Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...

материал для дополнительного чтения

дополнительный материал для чтения в период обучения грамоте...

Рекомендуемый список литературы для дополнительного чтения на лето 3 класс («Готовимся к 4 классу»)

Данный список предлагается для дополнительного чтения в рамках внеклассного чтения по желанию. "Готовимся к 4 классу"....

03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).

Тексты для проверки техники чтения  по программе "Школа России"....