Л. Гераскина "В стране невыученных уроков"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Микитас Татьяна Ивановна

Урок литературного чтения УМК "Школа 2100 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._geraskina_v_strane_nevyuchennyh_urokov.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

T e м а: Л. ГЕРАСКИНА «В  СТРАНЕ  НЕВЫУЧЕННЫХ   УРОКОВ»

Цели: развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев; развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником; воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Изображение фонтана со словами: крикнул, спросил, расстроился, стал охать, поддержал, радовался, сомневался, закричал, вопил, стонал.)

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. А хотите сами составить такой фонтан? Что для этого нужно сделать?

  1. Вчера на уроке мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.
  2. Что это была за ситуация? (Вите надо было поставить запятую на свое место.)
  3. Какое она имела для него значение? (Решалась его жизнь.)
  4. Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)
  5. Кто оказался не безразличен к судьбе Вити? (? , ! Кузя.)
  6. А что вы почувствовали, когда читали 11-ю часть? (Мы тоже переживали за Витю. Хотели ему помочь.)

Давайте перечитаем тот напряженный момент, когда часы начали отсчитывать время. (Дети читают с. 163 со слов «Часы тут лее принялись громко отстукивать ...» до слов «... ты не боишься смерти?»  и распределяют роли)

- Помните, что повествование ведется от лица Вити.
(Чтение по ролям)

Оценивание: Удалось ребятам передать напряжение момента?

II. Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживания и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения. Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

Работа    в   группах.

-        А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке (о напряженном моменте) глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

1-я группа подбирает глаголы характеризующие состояние .....кого? (Знаков Препинания.)

2-я группа - Запятой

3-я группа -  третья группа ... кого? Кузи

4-я группа – четвёртая группа ..  Вити Перестукина..

(Самостоятельная работа в группах.)

III. Открытие детьми нового знания.

Итак, 1-я группа, в каких глаголах выражены чувства Знаков Препинания? (Заплакал, завизжала.)

(По ходу ответов на доску вывешиваются слова-глаголы.)

-  А почему заплакал Восклицательный знак, тот, который всегда восклицал и радовался?

-  Объясните поведение Запятой, она завизжала.

-  А что чувствовал в этот момент кот? (Умолял, завопил.)

-  Почему? (Акцент на преданность кота.)

-   Послушаем 4-ю группу. В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (Обрадовался, обомлел.)

-  Почему он обрадовался? (Надеялся на подсказку.)

-  А почему потом обомлел?

-  Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

Работа по толковому словарю С. Ожегова. Обомлеть - оцепенеть, ослабеть от неожиданности.(подготовленный ученик находит до урока значение слова)и запись на доске

-  У нас получился фонтан эмоций наших героев?

-  А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состоянии оцепенения?

- Что нужно было сделать? (Успокоиться, взять себя в руки.)

- Найдите в следующем абзаце со слов «Я боялся смерти...» до «...но я, понимаете, немножечко сдрейфил...» строчки, которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину.

-   Какой урок он получил для себя? (Должен презирать опасность, а не бояться ее.)

-  Как мы назовем такой урок? (Урок жизни.) (Вывешивается на доску.)

IV. Первичное закрепление.

  1. Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части.)
  2. А вы знаете, что случилось дальше? Откуда?
  1. Прочитайте самое первое предложение. (- Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! — радостно прыгал Восклицательный знак, а вместе с ним и Кузя.)
  2. Посмотрите, как изменилось настроение у Восклицательного знака.

-        А Запятая изменилась?
(Предположения детей.)
Чтение с комментариями:

Чтение 2-го абзаца до слов «Я твердо обещал...».

-        Какой еще урок скрыт в словах Запятой?

(Дети зачитывают, вывешивается на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели».)

Чтение  3-го абзаца.

-        Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по-вашему? Почему?

Чтение 4-6-го абзацев со слов «До свидания, Витя!...» до слов «...спрашивал Вопросительный».

-        На что надеялись братья-знаки? (Витя их больше не перепутает.)

Чтение 7-го абзаца до слов «...скрылся за холмом.»

-        Простили ли Витю жители волшебного замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов «Да, это вышло...»

  1. Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?
  2. Что может произойти дальше? Откуда мы можем это узнать? (Прочитать всю книгу или до конца эту главу.)

V.        Самостоятельная работа с самопроверкой.

-        Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть, как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните мое задание.

Из слов, лежащих у вас на парте (завтра, поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

-        Что у вас получилось? (Завтра поучусь, а сегодня погуляю. Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)

Вопросы:

  1. Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
  2. Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)
  3. Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили еще один урок жизни. (Завтра погуляю, а сегодня поучусь.)

VI.        Работа с текстом после чтения.

1. Автор и его произведение.

- Интересно ли вам было читать повесть? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?

-  В чем же особенность этой книги? (Дети отмечают особенности жанра, особенности речи писательницы.) Она написала очень интересно, в форме увлекательного путешествия, живо, образно. Много юмора. Книга написана от лица ученика Виктора Перестукина и потому понятна детям. Такое впечатление, что Л. Гераскина прекрасно знает, о чем мечтают дети, как им хочется порой отдохнуть от уроков.

- Как, по-вашему, Л. Гераскина относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает, иронизирует над ним от лица кота Кузи, жителей волшебной страны, но все же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди и он сам придет к правильной мысли о важности учения.)

- Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей? Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «Наоборот», как «Вредные советы» Григория Остера. Витя на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством. Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине себя и тоже зададут себе вопрос: «Чем я хуже?..» и непременно возьмутся за ум и т.д.)

- Какой вам представляется Лия Гераскина как человек? Что вы можете сказать об этой женщине, прочитав отрывки из книги? (Ответы детей

2. Создание мотивации к самостоятельному чтению книги.

  1. - Как вы думаете, скоро ли Виктору Перестукину удастся вернуться домой? С кем он еще может встретиться в путешествии? (Предположения детей.)
  2. -  Витя вновь отправился за футбольным мячом, как за волшебным клубком. А к кому чаще всего в русских сказках приводит героев клубок? К Бабе-яге! А кто же встретился Вите? Вы узнаете, когда прочтете книгу?
  3. А может быть, вы не побоитесь встретиться с землекопом, у которого нет не только головы, но и рук? И если вам захочется помочь брату и сестре, которые превратились в старика и старушку, преодолев расстояние лишь в 12 километров, вам обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков». Ведь интересно же узнать, удастся Вите Перестукину закалить волю и воспитать характер!

VII. Итог урока.

  1. Интересно ли вам было читать повесть?
  2. В Стране невыученных уроков Виктор Перестукин получает уроки жизни, и мы с вами уже узнали некоторые из них

VIII Домашнее задание.

. Я вам предлагаю дома дочитать до конца отрывок из повести и найти еще один жизненный урок. 

Творческое задание: нарисовать Страну невыученных уроков и ее обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной вечер в 4 классе по сказке Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"

Сценарий выпускного вечера в 4 классе. Мюзикл по сказке Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"...

Литературное путешествие по стране невыученных уроков (по произведению Лии Гераскиной)

Цели:1. Обобщить знания учеников по данному произведению;2. Расширить кругозор учеников в области художественной   литературы;3. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику зн...

презентация к уроку по книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков" (Школа 2100, 3 класс)

В презентации использованы иллюстрации к книге из одноимённого мультфильма, в конце для проверки знаний помещён короткий тест по содержанию отрывка, помещённого в учебнике литературного чтения....

Викторина по произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков".

Работа содержит презентацию и конспект викторины....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....