Библиографический урок по произведению В. Бианки "Любитель холодных ванн" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Сизова Ольга Александровна

Урок  формирует начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи,а также  систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitaliy_bianki_lyubitel_holodnyh_vann_.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка библиографического урока:

Внеклассное чтение 2 класс

В. Бианки

«Любитель холодных ванн»

Работа выполнена учителем начальных классов

 Сизовой Ольгой

Александровной

Санкт-Петербург

2009

Цели:

  1. Способствовать полноценному восприятию рассказа и формировать познавательные интересы у учащихся.
  2. Формировать начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи.
  3. Формировать систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.

Задачи.

1. Совершенствовать навыки чтения.

2. Обучать выразительному чтению.

3. Развивать речь учащихся.

Оборудование:

  1. текст рассказа В. Бианки «Любитель холодных ванн» (для каждого учащегося)
  2. текст научной статьи из «Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России» (для каждого учащегося)
  3. таблица №1, №2, №3 (для каждого учащегося)
  4. план научной статьи

  1. Стадия «Вызов»:

Прием «Верите ли вы?»

Верите ли вы, что оляпка…

- поет в трескучий мороз?

- зимой ныряет в прорубь?

- может жить под водой?

- умеет бегать по дну?

- это лягушка?

- умеет грести под водой крыльями?

- перья оляпки покрыты жиром?

Ученики записывают свои предположения в таблицу.   Да «+»,  Нет «-».

Таблица №1

№ п/п

Предположения

Да/Нет

Правильные ответы

1

Оляпка поет в трескучий мороз?

2

Оляпка зимой ныряет в прорубь?

3

Оляпка может жить под водой?

4

Оляпка умеет бегать по дну?

5

Оляпка это лягушка?

6

Оляпка умеет грести под водой крыльями?

7

Перья оляпки покрыты жиром?

  1. Стадия «Осмысление». Работа с текстом. 

Прием «Инсерт»

  1. Хорошо читающий ученик читает рассказ   В. Бианки «Любитель холодных ванн» для своей группы, учащиеся делают свои пометки (значки):

«V» - уже знал;

«+» - новая информация;

«-» - думал иначе.

Ученики заполняют таблицу № 2.

Таблица №2

V

+

-

Оляпка – чернобрюхая птичка с острыми коготками

Гребет крыльями, как пловец руками

Поет в трескучий мороз

Бегает по дну

Ныряет в прорубь

Одежда из воздуха предохраняет от мороза

Перья покрыты жиром

  1. Ученики обсуждают в группах заполненные таблицы. Результаты выносятся на доску.
  2. Ученикам следует вернуться к Таблице №1 и проверить, верны ли были их предположения. В графе «Правильные ответы» снова поставить значки.

Физкультминутка

  1. Ученики читают научную статью из Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России (Боголюбов, Жданова, Кравченко, Москва «Экосистема» 2006):  

Оляпка - птица из отряда воробьиных, тело покрыто плотным оперением, клюв загнут на конце, ноги сильные, с загнутыми когтями. Голова бурая, спинка и брюхо – черные, шея – белая. Длина тела – 20 см, размах крыльев – 30 см. Хорошо плавает, ныряет, бегает под водой. Питается насекомыми, маленькими рыбками. Гнездится у воды.

-Где можно встретить такой текст?

(В справочнике, энциклопедии)

-Энциклопедия – это книга, в которой собраны разнообразные научные сведения. В энциклопедии можно прочитать статьи о знаменитых людях, о явлениях природы, о животных, об исторических событиях, об изобретениях, открытиях и о многом другом.

Текст, который мы прочитали, взят из энциклопедии, это научный текст, потому что в нем содержатся научные сведения. Но ведь и в рассказе Бианки мы нашли сведения об оляпке.

5) Давайте сравним эти тексты и подумаем, чем они похожи и чем отличаются.

 Прием  «Табличные формы обработки информации РКМ. Сводная таблица»

На доске:        

Таблица №3

Познавательный рассказ

Линии сравнения

Научная статья

  1. Цель

  1. Отношение автора

  1. Персонажи

  1. Речь

-Для чего написана научная статья?

-Знаете ли вы ее автора?

-А кто написал рассказ «Любитель холодных ванн»?

-Как вы думаете, почему  Бианки написал этот рассказ, какую цель ставил перед собой автор?

-Как Бианки относится к водяному воробью? Обоснуйте свое мнение текстом рассказа.

- Можете ли вы сказать что-либо о характере человека, написавшего научную статью? Можно ли по статье определить, как автор относится к оляпке?

По ходу обсуждения учитель записывает основные выводы на доске в форме таблицы.

Примерное содержание таблицы №3:

Познавательный рассказ

Линии сравнения

Научная статья

Дать интересные сведения, пробудить у читателя любовь к природе.

Цель

Дать точные сведения.

Отношения автора ярко проявляется.

Отношение автора

Отношения автора определить нельзя

Есть персонажи.

Персонажи

Нет персонажей.

Речь образная, эмоциональная.

Речь

Речь точная, используются термины.

-О чем сообщается в статье? Составим ее план.

План научной статьи.

  1. Кто это?
  2. Как выглядит?
  3. Какого размера?
  4. Как передвигается?
  5. Чем питается?
  6. Где живет?

-Можно ли, пользуясь этим планом, составить научную статью о другом животном?

   ΙΙΙ.     Стадия  Рефлексия

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали?

-Чем различаются научная статья и познавательный рассказ?

-Заполните таблицу №3 самостоятельно.

    ΙV. Домашнее задание.

Задание на выбор:

  1. Подготовить рассказ об оляпке в научном стиле. Для этого можно воспользоваться планом научной статьи, дополнить ее теми сведениями, которые вы получили из рассказа.
  2. Подготовить рассказ о любом диком животном в научном стиле. Сведения об этом животном можно найти в познавательных книгах, энциклопедии, можно попросить родителей помочь вам. Интересные познавательные книги можно принести в класс и порекомендовать их своим товарищам.

   

V. Список литературы:

Темпл Ч., Мередит К., Стилл Д. Пособие 1 и 5 «Чтение и письмо для развития критического мышления». –М., 1997

 

Заир-Бек С.И., Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития.- СПб.: Скифия, 2002

Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В.  Критическое мышление на уроках естествознания\\ Естествознание в школе.- 2004. №3.- с.35-39.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб пособие.-М.: Народное образование, 2001\\ Школьные технологии №1.-с.3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Интегрированный библиографический урок в 4 классе "Осень в поэзии"

Предлагаемый Вашему вниманию урок позволяет ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.          - Показать, ...

Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра»Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (УМК "школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с палитрой теплых и холод...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Теплые и холодные цвета.Борьба теплого и холодного" (УМК "Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся о теплых и холодных цветах.Задачи урока: Дидактические:1) познакомить с палитрой теплых и холодных цветов;2) формировать представ...