Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.
статья по чтению по теме

Макарова Людмила Васильевна

 

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи своего чтения и выбора  в соответствии с ней конкретной интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_obucheniya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.

Недостаточная выразительность чтения проявляется в его монотонности, почти в полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или игнорируют их, большое количество ошибок делают на определение логических центров.

Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубоких процессов, связанными с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, какими мотивами вызваны те или иные события, поступки, эмоциональное состояние героя, т.е не вник в контекст, прочесть выразительно текст ученик не сможет.  Часто ученик не может сказать, какое чувство он переживает, потому что  не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей и воссоздающее воображение, которое необходимо для выразительного чтения.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи своего чтения и выбора  в соответствии с ней конкретной интонации.

Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Умение проникнуть в эмоциональный настрой произведения или понять состояние героя включает такие микроумения:

-способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;

- определить эмоциональное состояние и соотнести его с поступками;

-проникаться сочувствием, симпатией или антипатией  к герою, умение определять свое отношение, отношение автора, решить какие надо использовать интонационные средства для передачи этого при чтении.

После первичного чтения произведения определяется общая эмоциональная направленность произведения или состояние героя, отношение к нему. Работая с текстом при повторном чтении, соотносятся герои  и их поступки, определяется эмоциональное состояние каждого героя. Это устанавливается путем анализа всего текста. Особенно эмоциональны в произведениях диалоги.

Более сложной является ситуация, когда на протяжении действия меняется эмоциональное состояние героев. (Н.Н. Носов «Огурцы») Для этого выясняется почему и как меняется эмоциональное состояние героев.  

Сложным, но необходимым является умение определять в тексте основную задачу чтения. Это умение  включает ряд этапов формирования:

-умение понимать мысли героя, сопереживать им;

-представлять ситуацию, в которой оказывается герой;

-определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для их выражения.

Необходимыми умениями для выразительного чтения является  творческое, воссоздающее  воображение детей. Это умение формируется с помощью приема словесного рисования картин на основе прочитанного текста, что возможно при понимании основной мысли текста, того, что заключено в подтексте. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.

Из группы интонационных умений формируются умения пользоваться паузой и логическим ударением. Первый этап – наблюдение за паузами с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения. Второй этап – наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между словами, словосочетаниями. Затем рассматривается роль поэтической паузы. Но не всегда знания и понимания места паузы соответствуют правильному чтению, поэтому нужна повседневная практика с опорой на смысловой анализ текста.

Выделяются такие микроумения:

-умение слышать логическое ударение в чтении учителя, чтеца;

-умение самостоятельно найти слово, которое следует прочесть с логическим ударением;

-умение прочитать текст так, чтобы слово, имеющее логическое ударение,  было ярко интонационно выделено.

 Практическое осуществление работы над выразительным чтением.

1 класс. Выделяются голосом при чтении важные слова, обращается внимание на знаки препинания – паузы.  Дети учатся находить предложения и слова в речевом потоке и устанавливать  связи в тексте с помощью вопросов.

2 класс. Предлагается работа с текстом, в котором необходимо связать интонационные моменты, опираясь на смысл. Эти умения закрепляются при чтении. Проводятся наблюдения за интонацией при чтении рассказов, сказок, стихотворений с опорой на содержание и смысл простых   текстов.

Типы упражнений во 2 классе.

  1. Первая группа упражнений связана с выделением жанра произведений. Каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка напевности, лирические стихотворения – задушевности и т.д. Далее даются упражнения на соотношение текста с персонажем. (Чтение по ролям с выражением). Выбор интонации чтения в зависимости от содержания текста.
  2. Вторая группа упражнений связана со смысловым анализом текста, пониманием фактов, мыслей и чувств героев. (Ориентир в тексте на определенные слова, выражения.)
  3. Третья группа упражнений активизирует деятельность воображения, привлекаются творческие способности ребенка (рисование, свободное высказывание). Параллельно идет работа над средствами выразительности.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создается коллективная памятка – последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.

  1. Прочитай текст выразительно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
  2. Определи свое отношение к событиям, героям.
  3. Мысленно переведи переживания на себя.
  4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
  5. Подумай, (в соответствии с задачами чтения) выбери интонационные средства – тон, темп, отметь паузы, логическое ударение.
  6. Прочитай текст вслух, проверь, со всем ли ты согласен?
  7. Прочитай текст выразительно.

В процессе работы над выразительностью чтения ученики должны понять, что логически правильное чтение с определенной интонацией, показом структурных элементов, абзаца, смысловой части, концовки, начала помогает слушателям осмысленно воспринимать текст, а сопереживание чтеца героям вызывает у слушателя определенное эмоциональное состояние. От чтеца зависит, правильно ли и глубоко ли восприняли слушатели произведение. Для более емкого восприятия литературных произведений используется прослушивание аудиозаписей  в исполнении артистов. Сопоставление своего чтения и образца помогает увидеть интонационное богатство языка, индивидуальность чтения произведения разными чтецами в зависимости от восприятия.

Постоянное внимание к выразительному чтению дает возможность добиться осознанного выбора задачи чтения, интонационных средств.

Литература

1.Оморокова М.И. Преодоление трудностей обучения. – М.:1991.

2. Рамзаева Т.Г.,Львов М.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.:1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников выразительности устной речи

Обучение полноценному восприятию речи.Задачи уроков - научить детей читать и воспринимать художественное произведение,подходить к нему как к искусству слова, т.е. читать выразительно....

Обучение младших школьников оптимальному чтению.

Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения...

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению

В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов  выведения в образы учебного материала....

Обучение младших школьников выразительности устной речи

Обучение младших школьников выразительности устной речи...

Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».

Статья на тему  «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....

Игровые приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта способам решения задач"

Игровые приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта способам решения задач"...