Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ходунова Марина Владимировна

1 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1.doc135.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.86 МБ
Файл prilozhenie_2.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа  «Школа  2100»

Класс:  1

Тема урока: НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА  

(рассказ В. Драгунского «Друг детства»)

Цель:  путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского.

Задачи:

1.  Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.

2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности.

3. Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные  УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме,  умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности.


Регулятивные УУД:
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Оборудование: учебник «Капельки солнца» и рабочая тетрадь (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданием для групп, мишка и шарики для самооценивания, рисунки детей, книга

В. Драгунского «Денискины рассказы».

Ход урока

I.    Орг. момент. Мотивация.

Звучит музыка песни «Дружба»


Вступительное слово учителя.
- Ребята, прежде чем сесть,  давайте поиграем. Запоминайте слова и повторяйте движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Пожмите руку тем, кто слева,

Пожмите руку тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

– Садитесь.

-  Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний.    

  1. Речевая гимнастика.  (СЛАЙД-2)

Прочитайте слова:

Кот,  ю-ла,  ша-ры, ма-ши-на, ве-дёр-ко,  сло-ник,  ку-би-ки,  ба-ра-бан,  лей-ка,  кук-ла,   ска-кал-ка,  ло-шад-ка,  пи-ра-мид-ка,  до-мик.

- Как можно назвать эти слова одним словом?    (ИГРУШКИ).

- Найдите и прочитайте слова, в которых 1 слог (2 слога, 3 слога).

- Прочитайте названия своих любимых игрушек.

- А с какой целью мы читали эти слова? (Мы дома выразительно читали  стихотворения об игрушках).

  1. Проверка  домашнего  задания.  (СЛАЙД-3)

- Соотнесите фамилию автора с его произведением.

- Дома вы подготовили   выразительное чтение понравившегося вам стихотворения.  (1-2 чел.)

  1. Творческое домашнее задание - нарисовать свою любимую игрушку                 (по желанию)

- Я рада, что многие из вас выполнили и творческое задание – нарисовали свою любимую игрушку.  (Показать их на доске) – Это любимая игрушка Софии…и т.д.

III. Совместное открытие знаний.

1) Работа с текстом до чтения. 

а) На экране появляется отрывок из фильма «По секрету всему свету». 

- А сейчас ребята, посмотрите отрывок из фильма «По секрету всему свету».

- Ребята, а кого вы  видите на экране? ( Мальчика)

-  Это герой  из книги В. Драгунского  «Денискины рассказы». 

 (СЛАЙД-4 с портретом)

- Дети, а вы что-нибудь знаете про В. Драгунского?

- Даниил нам о нем расскажет.

Сообщение:
- Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы.  Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (сын писателя).  (СЛАЙД-5)  Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски– с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.

Учитель:
– Я хочу  показать вам книгу В. Драгунского «Денискины рассказы», из которой авторы нашего учебника взяли произведение. Вот она.  Рассмотреть ее ближе вы сможете на перемене. (Показываю книгу)
– В этой книге  45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

б) Работа с названием  произведения. 

- Откройте учебники на с. 16 и прочитайте название произведения.

-  Как оно называется? («Друг детства»)

(СЛАЙД-6,  на котором написано В. Драгунский «Друг детства»)

-  Как вы думаете, о чём или о ком мы будем читать? (О друге детства)

- А кто или что может быть ДРУГОМ? (Называют)  Да, друзья могут быть разные.

                                            игрушка       животное

     ДРУГ               ребята со двора

                                           мама                    одноклассники        

(СЛАЙД-7)

- Какими качествами характера должен обладать друг? (Терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый, …)

в) Работа с иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кто на ней нарисован? (Мальчик Дениска)

– Как вы думаете, почему он в боксёрских перчатках?

Предположения детей.

– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?

         

(СЛАЙД – 8 читаем хором)

г) Работа с ключевыми словами.

- А сейчас прочитаем ключевые слова текста:

боксёрская  груша

плюшевый  мишка

не  буду  боксёром

-   «Ключевые» -  значит главные, основные, имеющие наибольшее значение для понимания текста.

- О чём мы будем читать? Изменились ли ваши предположения?  

д) Чтение трудных слов.

- Трудно по названию, рисунку и ключевым словам определить, о чём будет текст. Поэтому мы сможем полно ответить на этот вопрос только тогда, когда его прочтём.

- Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать? (Надо читать вдумчиво)

- Мы учимся с вами вести диалог с автором. Хорошее чтение поможет нам понять текст, а для этого мы потренируемся в чтении трудных слов:

ЧИТАЕМ СЛОВА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ НА С.4, ЗАД. 1

(ЧИТАЮТ ВНАЧАЛЕ ПРО СЕБЯ, ПОТОМ ЧИТАЕМ ХОРОМ)

ШЕСТЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ

ПРИСПИЧИЛО ПОГУЛЯТЬ

ОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕНЬ

ПЛАСТМАССОВАЯ ПОСУДА

НЕ СЪЕДОБНЫЙ, А ИГРУШЕЧНЫЙ ОРЕХ

ЗДОРОВУЩИЙ ГРИБ

РАСШИТАЯ НАВОЛОЧКА

ХОЧУ ТРЕНИРОВАТЬСЯ

-  Какие словосочетания у вас вызывают вопросы?  (Приспичило погулять)                         - Что оно означает? (Очень захотелось погулять)

Оценивание обучающихся: отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.

2) Работа с текстом во время чтения.

- Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём. Посмотрим, верны ли были наши предположения.

- Сядьте удобно.  Вы будете слушать это произведение  и следить глазками по тексту.

Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.  Дети слушают и следят по учебнику. 

а) Чтение текста по смысловым частям.

  1. с. 16  (часть 1, 1-й абзац) Читает Стас Я. 
    Словарная работа:

Астроном - ученый, занимающийся астрономией, т.е. наукой  о небесных телах и Вселенной.     

Капитан  – командир судна.     (СЛАЙД-9)

-  А кто является главным героем? (Дениска)

-  Наши предположения подтвердились?

-  Сколько лет было Дениске? (6 или 6,5)  (Полным ответом)

-  Кем хотелось ему стать?

-  На какой профессии он остановился? (Решил стать боксером) 

- А кто-нибудь из вас мечтал стать боксером?

- Ребята, все встали, представили, что мы маленькие боксёры.

             Физминутка

             Быть боксёром хорошо (движения боксёра)

             А штангистом лучше,

             В волейбол играть легко,

             Но учиться нужно.

             Спинку прямо ты держи,

             Руки  вверх  всегда тяни.

-  О том, как Дениска становился боксёром, прочитаем дальше.

  1. с. 17 (до слов «И мама сразу же это заметила…»)  Читает  Егор А.

Словарная работа:

Спятил – сошёл с ума.

Перебиться – обойтись некоторое время.

-  Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом? (Боксёрскую грушу, перчатки, спортивную форму и обувь) (СЛАЙД-10 с изображением боксёра)

-  О чём попросил Дениска папу? 

-  Как папа отреагировал?  

- Почему папа не понял Дениску? Что можно сказать про слово груша? (Это слово многозначное)   

-  Почему Дениска обиделся на папу? (Отказал со смехом.) 

-  Папа не помог сыну, то кто ему пришёл на помощь? Читаем текст дальше.

  1. с.  17 – 18 (до 2-й части)  Читает учитель. 

Словарная работа:

- А копаться - это как? (Долго, перебирая)

Волчок – детская игрушка, то же, что юла.

-  Какой выход нашла мама? 

-  Что было в старой плетеной корзине?

-  Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем. А что такое «утиль»?

  1. Работа в тетради. Делают индивидуально, сверяют в парах.

– В тетрадях на странице 4, №3, догадайтесь и соедините стрелкой, в каком значении употребляет В. Драгунский слово «утиль»?  - Сверьте в парах.

- Итак, проверяем. Что такое игрушечный утиль? (СЛАЙД-11)

- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание без ошибок? Молодцы!          

-  Что же искала мама среди старых игрушек? 

Словарная работа:

Плюшевый  – сделанный, сшитый из плюша, обтянутый, обитый плюшем.

 Плюш – шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом. (СЛАЙД-12 плюшевый мишка)

-  Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?  (Потому что он хороший, отличный, тугой, живот какой толстый, ишь как выкатил) 

-  Мама помогла сыну?

-  Как же Дениска отнёсся к маминому предложению, давайте прочитаем.

  1. с. 18 (часть  2, 1-й абзац)  Читает  Лера К.

 Словарная работа: 

Сподручнее   –  удобно.

-  Как отреагировал Денис на мамино предложение? (Он обрадовался)

-  Для чего же понадобился мишка Дениске? (Тренировать и развивать силу удара)

-  Но почему же Дениска не поступил с мишкой так, как советовала ему мама. Читаем дальше.

  1. с. 18- 19   Читает учитель.

Словарная работа:

- Отчего же он облезлый? (С ним когда-то много играли).

Наволочка – чехол для подушки.

 -  Что  чувствовал  Дениска, глядя на своего мишку?

  1. Работа в тетради. Делают индивидуально, сверяют в парах.

– В тетрадях на странице 5, № 6, выберите и подчеркните наиболее точное слово, что почувствовал мальчик к своей игрушке?    - Сверьте в парах.

- Итак, проверяем. Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке? (СЛАЙД-13)

- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание без ошибок? Молодцы!          

-  Найдите подтверждение этим словам в учебнике на с. 19

(В случае затруднения) – Это предложение отмечено «˅»

(СЛАЙД-14)                          «Я его любил тогда» 

                                                    «Любил всей душой»

                                              «Я за него тогда жизнь бы отдал»  

-  Как называет Дениска мишку? (Самым лучшим другом)

- В начале 2-й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение сейчас? (Печальным, грустным)

-  У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась.                   - Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте «Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?»

  1. с. 19 до конца  читают самостоятельно жужжащим чтением.

Словарная работа:

Скрепился взял себя в руки.

-  Что ответил Дениска маме?

-  Почему Дениска «раздумал быть боксером»? 

-  Ответить на этот вопрос вам поможет работа в группах.

3) Работа с текстом после чтения.

а) Работа  по группам.  - Займите свое место в группе.

- Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого.

1-я группа ответит на вопрос:  Кто такой настоящий друг?


КАРТОЧКА 1

- Зачеркните слова, которые не подходят.


НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - …

  1. ДОБРЫЙ
  2. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
  3. ВРЕДНЫЙ
  4. ВЕРНЫЙ
  5. НАДЁЖНЫЙ
  6. ГРУБЫЙ
  7. ЗАБОТЛИВЫЙ

2-я группа  подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске.


КАРТОЧКА 2


- Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.


3-я группа  расскажет, о чём это произведение.


КАРТОЧКА 3


- Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.

А)  О мишке.

Б)  О  настоящей дружбе.

В)  О помощи мамы.

б) Проверка выполнения заданий в группах.

(СЛАЙД - 15)

- 1-я  группа, какие слова вы подчеркнули?  Отвечает Стас Я. (Настоящий друг – добрый, внимательный, верный, надёжный, заботливый)

-  Согласны ли вы с ответом  1-й  группы?

 Похвалить за дружную работу.

(СЛАЙД - 16)

- 2-я группа, какие слова наиболее точно говорят о мальчике Дениске? Отвечает Даниил Ш. (Дениска – добрый, верный, внимательный, эмоциональный.)

-  А Дениса можем назвать настоящим другом?

- А какими качествами должен обладать настоящий друг?

(Вернуться к СЛАЙДУ-15)

- Обладает этими качествами Денис?

-  Согласны ли вы с ответом  2-й группы?

 Похвалить за дружную работу.

(СЛАЙД - 17)

- 3-я группа,  о чём это произведение? Отвечает Лера К. (О настоящей дружбе)

-  Согласны ли вы с ответом  3-й группы?

 Похвалить за дружную работу.

-  Мы познакомились с произведение В. Драгунского. Что хотел донести до нас автор? (Не только человек может быть другом, но и игрушки)

в) Жанр произведения.

– Обратимся ещё раз к тексту этого произведения. Как вы думаете, чем  является история Дениски? Сказкой? Стихотворением или рассказом?                                                              (СЛАЙД - 18)

– Какое произведение можно назвать рассказом?

– Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Читает ученик)

– Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера.  (клик)

IV. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (С рассказом                 В. Драгунского «Друг  детства»)
- Чему учит этот рассказ? (Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок)

V. Оценивание  работы  детей на уроке.
- Мы ответили с вами на все вопросы урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.

VI. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз внимательно прочитаете рассказ. И выберите для себя любое творческое задание: 1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский (раб. тетр., с. 5, зад. 7); 2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке; 3) можно подобрать пословицы о дружбе.

VII. Рефлексия. Самооценивание.

- Давайте на память и в знак благодарности за то, что мишка помог понять, что такое дружба  подарим  ему  воздушные шарики. Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке прикрепят к мишке зелёный шарик, а те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, но им их помогли решить товарищи,  прикрепят к мишке  красный шарик. (Прикрепляют и садятся под музыку)

-  Ребята, у  кого есть такой же верный друг?  

– Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. Ребята, в заключение урока, давайте вместе споём песню «Настоящий друг».  (Клип на песню «Настоящий  друг» - фото детей с их игрушками)

СЕРДЕЧНЫЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЗЛОЙ

ЖАДНЫЙ

ВЕРНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ДЕНИСКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА 1

Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - …

  1. ДОБРЫЙ
  2. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
  3. ВРЕДНЫЙ
  4. ВЕРНЫЙ
  5. НАДЁЖНЫЙ
  6. ГРУБЫЙ
  7. ЗАБОТЛИВЫЙ

КАРТОЧКА 2

- Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.

КАРТОЧКА 3

- Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.

А)  О мишке.

Б)  О  настоящей дружбе.

В)  О помощи мамы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: И.Суриков "Детство"

План конспект урока литературного чтения  по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса Тема: Суриков И.З. «Детство»....

Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс по программе " Школа России ".

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс поп программе " Школа России "....

Конспект урока литературного чтения 4 класс из раздела «Страна детства»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе из раздела «Страна детства» по рассказу Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков»....