"Самое удивительное чудо". А.Платонов "Цветок на земле".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Волосянкина Наталья Васильевна

Урок направлен на духовно - нравственное воспитание детей. Жизнь - "трудное и радостное дело". Надо стремиться совершать хорошие поступки, чтобы тебя помнили. На уроке учащиеся анализируют текст, работают над составлением характеристики главного героя. Дети знакомятся с жизнью и творчеством писателя Андрея Платонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_platonov.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературного чтения

Тема: Духовно - нравственное воспитание.

«Самое удивительное чудо».

А. Платонов «Цветок на земле».

Тема урока:

Духовно-нравственное воспитание.

«Самое удивительное чудо».  А. Платонов «Цветок на земле».

 Эпиграф: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые   становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин)

Цель урока: способствовать осознанию учащимися жизненных ценностей.

 Учебные  задачи.

 Обучающие:

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя А.П.Платонова.

2. Продолжить работу над формированием читательских умений:

-понимание идеи произведения;

-составление характеристики героя по плану с опорой на текст;

-деление текста на смысловые части и составление плана;

-составление краткого пересказа.

 3. Учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения героя.

 4. Совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного чтения.

 5. Продолжить работу над выразительным чтением.

 6. Совершенствовать умение пользоваться источниками информации.

 Развивающие:

 1.Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, выделение  главного.

 2.Развивать память, внимание, воображение.

 3.Развивать познавательный интерес.

 4.Развивать творческие способности.

 Воспитывающие:

 1.Формировать деятельное отношение к жизни, понимание о том, что все хорошее    достигается трудом;

 2.Воспитывать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям.

 3.Формировать коммуникативную культуру.

 4.Воспитывать самостоятельность, организованность.

  Оборудование:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация (ЭОР – созд.самостоятельно), музыкальное сопровождение, mp3 П.И.Чайковский «Вальс цветов», портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя, толковый словарь С.И.Ожегова, кроссворд по теме, таблицы с напечатанными пословицами, детские работы с изображением цветка, задания для групп (по составлению характеристики героя), индивидуальные карточки (работа над планом), детские сочинения-эссе «Мои корни».

  Ход урока.

I.Организационный этап. Создание эмоционально-психологического настроя. (дети заходят в класс, рассаживаются по группам)

- Здравствуйте!

«Улыбнитесь, повернитесь,

 И друг к другу прикоснитесь!

 Поприветствуйте гостей,

 Ощутив тепло друзей.

 А теперь, садись, дружок,

 Впереди нас ждет урок!»

(дети садятся)

II. Речевая разминка. Работа с пословицами.

 - У нас урок литературного чтения. Повторим рабочее правило. (хором вслух)

  «Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

 Все правильно и внятно,

 Чтоб всем было понятно»

- Начнем урок с речевой разминки.

- Посмотрите, на доске – пословицы разных народов. (называются страны)

♦ «Малый топор может срубить большое дерево». (албанская)

♦ «Скорый поспех - людям на смех». (белорусская)

♦ «Всякая работа легка, коли с охотой её делаешь». (украинская)

- Прочитайте пословицы способом «птичий базар»; (читают вслух)

- О чем эти пословицы? (о труде)

Работа в группах.

- Выберите пословицу, над которой будете работать. (группы выбирают)

- Подумайте вместе, как объяснить пословицу. (каждая группа работает над одной пословицей)

- Прочитайте вслух и объясните смысл. (дети называют и объясняют пословицу)

- Чему учат эти пословицы? (как относиться к работе)

- Скажите, как надо трудиться? (предполагаемые ответы: с радостью, в полную силу, не спеша)

- Запомните эти выводы. Они помогут нам сегодня на уроке.

- Прочитайте пословицы выразительно: 1- с замедлением, 2- с укором, 3- на украинском языке.

 Ш. Определение темы и цели урока.

1. Определение темы.

- На прошлом уроке мы познакомились с рассказом. Как он называется?

- Определите тему урока.

- Сегодня у нас заключительный урок над этим рассказом.

2. Мотивация на работу.

- Дома вы рисовали цветок из рассказа. (рисунки на доске)

-Рассмотрите рисунки. Все цветы получились разные. Почему? (автор не дает описания, считая главным не внешний вид цветка)

3. Формулировка цели урока:

- Как вы думаете, над чем будем работать?

- Мы должны понять замысел автора, найти в рассказе ответ, что же является самым удивительным чудом на земле, выяснить, о каком именно цветке идет речь.

- Известный писатель из Абхазии Фазиль Искандер говорил: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

- Будем стремиться быть культурными людьми и учиться понимать прочитанное.

IV. Актуализация знаний.

- Повторим, что известно о рассказе.

1.Работа над кроссвордом. 

♦ Название рассказа;

♦ Как зовут деда?

♦ Имя внука.

♦ Фамилия автора.

(дети выходят к доске и записывают ответы)

2.Рассказ о личности писателя. (на доске портрет А.Платонова)

- Мы говорили, что Андрей Платонов – необыкновенный писатель. Своими произведениями он учит читателей быть добрыми и деятельными в жизни. Жизнь человеку дается одна, и книги, как считал Платонов, тоже следует писать - каждую, как единственную.

- Послушаем, что ещё ребята узнали  об авторе - Андрее Платонове.

Выступление учащихся.

♦ Андрей Платонович Платонов (Климентов)  родился 28 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в рабочей семье. Отец его, Платон Фирсович, – был машинистом паровоза, а мать – дочь «часового мастера». В семье было 11 детей, Андрей – самый старший. 

♦ Учился в церковно-приходской школе, а затем в железнодорожном техникуме. Как самый старший из детей в семье, чтобы помочь родителям, начал работать с 14 лет. Сменил много специальностей. От отца унаследовал любовь к технике и «потной работе».

♦ Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Его герои – люди труда, а природа и человек одно целое. В 40 лет появились рассказы для детей. В сборник «Июльская гроза» вошли: «Еще мама», «Сухой хлеб», «Железная старуха», «Неизвестный цветок»,  «Цветок на земле».

Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.

В Воронеже, установлен памятник удивительному писателю Андрею Платонову.

Социализация.

- Каким человеком предстает перед нами писатель Андрей Платонов?

- Такими же он хочет видеть своих читателей.

V. Основной этап. Работа над текстом.

1. Выборочное чтение. Коллективная работа.

- Обратимся к рассказу. «Поговорим» с текстом. 

- Откройте учебник. ( стр.129)

- Почему Афоне «стало скучно жить на свете»? Прочитайте.

- Кем всю свою жизнь трудился дед Тит? Докажите словами из текста.

- Зачем Афоня будил деда? О чем он хотел узнать? (что главное)

- Послушаем разговор Афони и деда. (инсценировка отрывка стр.132)

- Что удивительное рассказал дед? Прочитайте эпизоды, в которых он рассказывает внуку о цветке.

- Как вы думаете, о чем задумался внук «среди трав и цветов»?

- Понял ли Афоня, что главное? Докажите словами из текста. (Афоня понял, что жизнь бессмертна: цветок дает семена, а человек остается в своих детях, в своих делах)

-В рассказе есть слова: «дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на   цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?

VI. Физкультминутка.

1.«Цветок» (дети встают и выполняют движения)  

    «Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками качают,

Тихо засыпают».

2.Аутотренинг - релаксация

Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»

(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

  «Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.

   Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

   Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

   Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».

(мальчик и девочка исполняют вальс)

VII. Продолжение работы над текстом.

1.Характеристика Афони. Самостоятельная работа в группах с последующим коллективным обсуждением.

- Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

- Давайте составим характеристику Афони. Вспомним план.

1. Имя героя. Социальное положение.

2. Внешность.

3. Действия и поступки, совершаемые героем.

4. Характер героя

5. Отношение автора к герою.

6. Ваше отношение к герою.

- Работать будете в группах. (группы получают листки с заданием)

Дети работают.

Проверка выполнения задания в группах.

1.Афоня жил в деревне с дедом и матерью. Отец воевал.

2.Есть ли в тексте описание внешности Афони? Почему нет?

-Каким представляете Афоню?

3.Перечислите действия, поступки.

-Как они менялись в рассказе?

4.Какой характер у мальчика? Как он менялся  на протяжении рассказа? (карточка «слова-подсказки»)

5.Отношение автора. (симпатия, «маленький Афоня», «добрый внук») (коллективная   работа)

6.Ваше отношение к герою.

- Нравится ли вам Афоня? За какие качества вы стали бы с ним дружить?

2. Социализация. Составление образа героя. 

- Давайте ещё раз назовём, какой Афоня:

 добрый, внимательный, понятливый, заботливый, упорный, настойчивый, любознательный.

VIII. Творческая работа.

1. Работа над эпиграфом. (фронтально)

- К рассказу подобран эпиграф – слова писателя В. Солоухина

 Учитель читает: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом».    (Владимир Солоухин)

- Какое слово нужно объяснить?

 Работа со словарем.

 Ученик находит и читает значение слова: «Чертополох - сорное колючее растение».  

- Про какого человека можно сказать, что он похож на «злой  чертополох»?

- Объясните, как понимаете эпиграф? (Характер формируется с детства)

 2. Проблемный диалог.

- Обсудите в группах: «Каким вырастет Афоня»?  

 Социализация: Афоня вырастет настоящим человеком, у него крепкие здоровые корни. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, работе, жизни.)

 IX. Работа над идеей художественного произведения.

 - Сегодня мы ещё раз перечитывали рассказ Андрея Платонова.

 - Как вы поняли, что же является самым удивительным чудом на земле? (жизнь)

 - Почему рассказ назван именно так - «Цветок на земле»? (Цветок – символ жизни)

 «Цветы, как люди, на добро щедры,

   И, щедро нежность людям отдавая,

   Они цветут, сердца отогревая,

   Как маленькие теплые костры».

  - Какой  же цветок имел ввиду А.Платонов? (дети  высказываются) 

  (Цветок – растение, которое тянется к солнцу, к жизни;

   Цветок – ребенок, который тянется к жизни, знаниям.)

  - Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

  - Что автор хотел, сказать своим маленьким читателям?

  (Жизнь человека - есть напряженный труд души и тела во имя будущих     поколений.)

 - Для Платонова «жизнь не есть стремление к удовольствиям, а трудное и           радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души».

 - Как же надо трудиться? Вспомните, чему научили пословицы разных народов.

(предполагаемые ответы: с душой, в полную силу, с радостью…)

  X. Рефлексия. 

 1. Создание синквейна «Цветок ». (индивидуальная работа на листках)

 (зачитываются вслух)

 2. Фронтальный опрос.

- Можем ли сказать, что рассказ нужен и сегодня?

- Чему научил рассказ?

- Захотелось ли вам что-то изменить в себе?

XI. Итог урока.

- Говорят, «человек умирает второй раз, когда умирает память о нем».

- Свой литературный псевдоним Андрей Климентов (Платонов) создал в память об отце     Платоне Фирсовиче, которого любил и уважал за трудолюбие.

- Почему мы помним Андрея Платонова? (выставка книг)

- Вы готовили небольшие работы «Мои корни», о своих родных и их добрых делах (дети представляют эссе)

- Скажите, как же надо стараться жить, чтобы тебя не забыли? (оставить добрый хороший след).

 - Я желаю вам расти именно такими людьми и не забывать уроков Андрея Платонова.

XII. Оценка работы учащихся.

- Как вы работали? (самооценка детей)

- Выставление отметок.

XIII. Домашнее задание:

  1. Восстановить деформированный план. ( раздается детям на листках)
  2. Подготовить краткий пересказ.

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самое великое чудо на свете

Презентация к уроку о появлении письменности....

Самое великое чудо на свете

Презентация к уроку о появлении письменности....

Самое великое чудо на свете.

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс по учебнику Климановой...

Вода – самое большое чудо на земле!

Вода – самое большое чудо на земле!...

"Самое удивительное вещество на Земле"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Самое удивительное вещество на Земле""...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс...

презентация Самые удивительные растения земли

презентация Самые удивительные растения земли...