С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Илюшина Марина Васильевна

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.      Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

  1. Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
  2. Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  • Учить анализировать поэтическое произведение
  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  • Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
  • Воспитывать любовь к русской поэзии

  1. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая

  1. Необходимое техническое оборудование

Мультимедийная установка, интерактивная доска, ПК учителя

  1. Структура и ход  урока
  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Речевая разминка – 3 мин.
  3. Проверка домашнего задания –5  мин
  4. Актуализация знаний – 2 мин
  5. Формулирование учениками темы и задач урока – 3 мин.
  6. Знакомство со сведениями из биографии С. Есенина – 7 мин.
  7. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия –5  мин.
  8. Физминутка – 1 мин.
  9. Чтение и анализ стихотворения –  5 мин.
  10. Выразительное чтение –5  мин
  11. Домашнее задание – 1 мин
  12. Рефлексия – 5 мин
  13. Подведение итогов урока – 2 мин

                                                                                       Таблица 1.

 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

Организационный момент

Мотивирует учащихся на деятельность

Готовятся к уроку, настраиваются

1 мин

2

Речевая разминка

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их закутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

-Какой заголовок можно придумать?

В. Орлов «Зимняя бахрома»

-Читают «птичьим базаром»,

- с интонацией удивления;

- с интонацией восхищения;

- с веселой интонацией;

- выразительно;

- придумывают заголовок

3 мин

3

Проверка домашнего задания

Работа в парах

На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?

Организует выразительное чтение

Валерия Яковлевича Брюсова

Дети выразительно читают стихи друг другу.

Взаимооценка

(смайлики)

5 мин

4

Актуализа-

ция знаний

Логические цепочки

Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

Возможный вариант

А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи

В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы

2 мин

5

Формулирование учениками темы и задач урока

Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.

Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

Сформулируйте тему урока полностью

Зная тему, поставьте задачи урока

 можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.

 Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учиться правильно, выразительно читать

3мин

6

Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Прием «Инсерт»

٧- я знаю;

+ - новые знания;

- -думал иначе;

?- хочу знать больше

Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина?

Организует работу с библиографическим текстом.

Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка.

С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы.

И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами

Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Тема Родины, о родной природе

Ученики читают текст, делают соответствующие маркировки в ;

Осмысление прочитанного.

Подведение итогов.

7 мин

7

Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Чтение  стихотворения учителем.

Организует проверку первичного восприятия стихотворения:

О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

5 мин

8

Физминутка

1 мин

9

Чтение и анализ стихотворе ния

Проверка:

Уточним значения некоторых слов:

  • по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
  • разухабистой гурьбой – молодцеватой,
  • задорной
  • бредём – синоним – шагать

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

салазки – маленькие деревянные ручные санки

Могли быть такие в детстве у Есенина?

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

Самостоятельная работа. Дети читают и отмечают непонятные слова.

Работа со словарем

Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта.  Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка

5 мин

10

Выразительное чтение

Работа в парах

Наблюдает за работой учеников.

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

первые четыре строки – дети устали
следующие девять –
 дети внимательно слушают, голос негромкий
последние –
обрадовались

О чем же это стихотворение?

Работа с учебником с. 71 Чтение в парах

Взаимопроверка.

Оценивают смайликами.

1-2 ученика громко выразительно читают

О теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой.

5 мин

11

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация

1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.

2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».

3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки»

Выбирают задание для домашней работы

1 мин

12

Рефлексия

Прием Синквейн

Работа в группах

1стр.-1 существительное

2 стр.- 2 прилагательных

3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета

4 стр.- фраза из 4 слов

5 стр.- синоним к 1 слову

Дети

Шумные, разные

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Оценивают выступление смайликами

5 мин

13

Итог урока

Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.

Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учились правильно, выразительно читать

Оценивают свою работу на уроке.☺

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 4 класс Тема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»

Урок чтения 4 классТема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»Цель урока: познакомить детей с волшебными сказками на примере сказки "Медное, серебряное и золотое ...

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Презентация к уроку чтения (1 класс) по теме: Викторина по сказкам Чуковского для 1 класса.

Цель:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Развивать мышление, речь, воображение, пам...

урок чтения 2 класс сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

ход урока с элементами критического мышления....

Иллюстрации к урокам чтения 3 класс С.Я.Маршак. "Сказка про козла"

Иллюстрация  к сказке "Сказка про козла".  С.Я.Маршака...

Презентация к уроку чтения 2 класс "Зарубежные сказки"

Презентация - викторина по литературному чтению "Зарубежные сказки"...