Практикум для учителей и родителей"Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников".
методическая разработка по чтению по теме

Масловская Татьяна Андреевна

В  практикуме для родителей и учителей: "Обучение беглому и осознанному чтению младших школьников" представлены приёмы для  повышения скорости чтения у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для учителей и родителей:

«Обучение беглому и осознанному  чтению младших школьников»

Часы, проведенные над книгой – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой, умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, уверенней действовать в нем, принимать правильные решения. Великие люди были великими читателями. К.Маркс на вопрос анкеты «Исповедь»:- Ваше любимое занятие, ответил: «Рыться в книгах».

Объем приобретенных нами знаний через книгу не сравним ни с чем, ни с телевидением, ни с радио, ни с другими массовыми источниками информации. Наоборот, с развитием телевидения повысил интерес к печатному слову. После телевизионных экранизаций художественных  произведений в библиотеках эти произведения нарасхват.

Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупицу золота в массе песка. Предварительный просмотр книги по существу первоначальное знакомство  с ее содержанием. Он важен хотя бы потому, что иногда чтение этим и ограничивается. При ознакомлении с книгой, перелистывая ее ваше внимание, привлекут отдельные  места, которые впоследствии вы изучите подробно.

Как научиться читать быстро? Как сохранить глубину понимания читаемого текста при высокой скорости чтения? Эти и другие вопросы волнуют родителей и школьников. Вот письмо одного школьника:

«Сначала подумал, сто быстрое чтение от рождения. Но потом прочитал в журнале, что быстрому чтению можно научиться, что многие люди в минуту могут прочесть 400-500 слов. Я решил проверить себя. Оказалось, что за минуту я прочитываю 100 слов. И мне захотелось, научиться быстро читать. В статье говорилось, что надо при чтении не шевелить губами, повторять, что прочитывают глаза. Чтобы отучиться повторять, можно взять в зубы карандаш, с ним не зашепчешь. Потом я стал читать не по одному слову, а по целой группе. Это оказалось не так уж и трудно. Мне в этом помогло чтение газет. Там текст печатается столбиком, поэтому одним взглядом охватываешь всю строку столбца. Это и есть основной метод скорочтения. Я начал лучше усваивать учебный материал. Сегодня я читаю со скоростью 350-300 слов в минуту. Это в три раза быстрее прежнего».

Специалисты утверждают: средняя скорость человека с высшим образованием 230-250 слов, студента 180-220 слов, старшеклассника 160-180 слов, третьеклассника 80-90 слов в минуту.

Совершенно очевидно, что сегодня уровень чтения не может удовлетворять ни специалиста, ни студента, ни старшеклассника. Нужно учиться читать быстрее и лучше. Читать рациональнее

Что такое рациональное чтение? Какие черты ему присущи? Одно время некоторые специалисты призывали читателя наращивать технику

чтения. Потом спохватились. Разобрались и поняли, что читать быстрее – не

значит читать лучше. Надо еще основательно понимать прочитанное, запомнить его и в случае необходимости воспроизвести. Стало ясно: читать быстрее – это не рациональное чтение. Оно сопряжено с высокой степенью понимания прочитанного, прочностью понимания текста. Вот почему клич «Читать быстрее» сменился призывом «Соизмерить скорость чтения с типом текста». Деловую книгу, подчеркивают специалисты, следует читать бегло, как можно быстрее, а художественное произведение требует разного темпа. Все зависит от целей и задач чтения.

Что необходимо знать по этому вопросу? Каким секретом овладеть, чтобы с наименьшими затратами времени узнать больше, понять лучше, запомнить прочнее.

Франц Лезер. Рациональное чтение. М.1980.

О.А. Кузнецов. Техника быстрого чтения. М.1977.

Г.Г. Гецов. Рациональные приемы работы с книгой. М.1975.

В этих книгах дана характеристика процесса чтения, обосновывается необходимость рационализации умственного труда. И что особенно важно – излагается методика обучения рациональному чтению. Ф. Лезер в своей книге дает 20 уроков рационального чтения. Он считает, что если заниматься по его методике регулярно, то некоторое время можно значительно увеличить скорость чтения, причем прочитанный материал будет усваиваться прочнее и основательнее за счет овладения навыками рационального чтения.

Немного об эксперименте. Авторы эксперимента исходили из того, что далеко не у всех школьников умение выразительно читать вслух само по себе переходит в навыки быстрого чтения молча. По их подсчетам это удается лишь четвертой части учащихся. Отсюда вывод: всех школьников удается подготовить к усвоению огромного объема информации в средних и старших классах в том случае, если, начиная с младших классов специально учить читать текст «про себя». Конечная цель эксперимента сводилась к тому, чтобы дать учителю удобные простые методические средства, с помощью которых он сможет на самих уроках чтения, т.е. не нарушая учебного процесса подтянуть и отстающих и успевающих. Вот несколько приемов. Звучит команда «Губы»! На первых порах после этой команды дети прикладывали палец к губам, чтобы им легче было следить за тем, чтобы не шептать, и тем самым не замедлять темпа чтения за счет артикуляции. Включается метроном. Ритм его звучания то замедляется, то ускоряется, воздействия на скорость на скорость чтения учеников. – Стоп!- Все пересказывают прочитанное, причем одновременно. Несколько упражнений на осмысление текста:

а/Развитие смысловой догадки.

В статье объемом не более 120 слов, зачеркните слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь

восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.

б/Читать страницу книги, закрыв последние 5 букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные 5 букв всех строчек и наконец, первые и последние 5 букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

в/В газетной статье прочитать текст и подчеркнуть главные слова. Если ребенок подчеркнул почти весь текст: не умеет выделять главную мысль.

        Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление работает активно в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи, выявление домысла прочитанного текста.

        Чтение – пожалуй, единственный предмет в школе, с изучением которого школа без помощи родителей не справится. И если рассматривать обучение чтению как первый шаг к программе «Научить учиться», то понятна та ответственность, которую несут все окружающие школьника взрослые.

        Нередко приходится слышать жалобы родителей на то, что, несмотря на обилие в доме очень интересных книг, дети не читают. Как же быть? С самого начала обучения грамоте вести упорную и кропотливую работу по скорейшему наращиванию техники чтения, а потом по привитию вкуса к чтению, воспитанию читательской активности. Это работа, на которую нельзя жалеть ни сил, ни времени. Интерес к самостоятельному чтению быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободные минуты взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает тому, кто сейчас для него не только самый близкий, но и самый правильный человек.

        Только с достижением беглости чтения приходит юному читателю та неприкованность к тексту, которая оставляет время на обдумывание, осмысление прочитанного и сопереживание к тому, что чувствуют герои книги.

        Добровольность – главный принцип чтения. Должно быть желание, стремление, интерес к книге. Только тогда и будет чтение. Безусловно, каждый ребенок в своем темпе преодолевает трудности, связанные с недостаточной техникой чтения, и в свое время приходит к свободному чтению незнакомого текста.

        В рассказе Чехова «Чтение» рассказывается, как помимо воли и интереса Мердяева заставляли читать и довели его до того, что у него «ум за разум зашел». Мердяев выздоровел, но при виде книги он дрожал и отворачивался.

        Главный способ приобщения ребенка к чтению – создать вокруг домашнего чтения атмосферу радости. Читать ребенку вслух нужно обязательно. Ваше чтение является для него образцом, примером для подражания. И вот каждый вечер, прервав домашние заботы, взрослые садятся рядом с ребенком для того, чтобы вместе с ним посмеяться над выдумкой барона Мюнхаузена, или с девочкой Элли и ее верными друзьями еще немного приблизиться к городу, в котором живет великий Гудвие. С чего начать? Прежде, чем читать дальше, нужно вспомнить, на чем вчера остановились, обменяться впечатлениями, а то и предположить, разглядывая картинки, или без опоры на них что же случится с героями дальше. Можно применить и такой метод работы. Взрослый и ребенок читают вслух одну и ту же книгу по очереди. Начинать лучше с чтения взрослого. Сначала ребенок слушает, потом читает сам. Чередование двух видов деятельности дает возможность избежать утомления при чтении более сложных текстов, помочь ребенку сохранить хорошее настроение на протяжении всего часа вечернего чтения. Затем можно будет договориться вот о чем. Днем, когда вас не будет дома, или вы заняты делом, ребенок должен самостоятельно прочитать из этой же книги 2-3 страницы. Тогда час вечернего чтения придется начинать с того, что он вам расскажет содержание прочитанного отрывка. Такое требование будет выглядеть совершенно естественно: как понять то, что будет прочитано сегодня, если не знаешь, о чем была речь на 2-3 страницах.

        Попробуйте вот такой прием техники чтения. Подберите подходящую детскую книгу. Отсчитайте в ней около 200 слов и предложите ребенку прочитать их. Запомните и запишите, сколько времени ушло на это чтение. Задайте несколько вопросов  по  прочитанному. Запишите,   на сколько вопросов после самостоятельного чтения дал правильные ответы. Через 10-15 дней повторите такой же замер. Ребенок почувствует сдвиги, которых он добился за такой сравнительно короткий срок. В дальнейшем замеры скорости чтения достаточно делать 1-2 раза в месяц. Заинтересованнее всего в такой работе ведут себя дети, которым доверяют организацию контроля: обвести в календаре те числа, по которым вы договорились с ним проводить проверку скорости чтения, приготовить книгу для чтения, часы, табличку или тетрадь, куда заносят показатели.

        Нередко у родителей возникает вопрос: Сколько времени может ребенок ежедневно читать? Здесь слишком много зависит от навыков чтения, характера ребенка, его утомляемости. Наилучшие результаты приносит индивидуальное дозирование чтения. Как это сделать? Настроив ребенка на деловое чтение, предложить ему проверить себя: сколько времени он может читать не отвлекаясь. Результаты бывают разные: от 3 до 5 минут. Определяющее условие – техника чтения. Чем лучше читает – тем дольше может читать без перерыва. Если такие замеры вы проведете не один раз, можно будет легко установить средний показатель. С него и начнете. Это

время служит отправной точкой. Каждые три дня будете соответственно увеличивать время самостоятельного чтения ребенка на две минуты. Безусловно, не нужно стремиться, как можно сложнее нагрузить ребенка. Если вы добьетесь часового самостоятельного чтения – этого вполне достаточно для ребенка, который перешел в 4 класс.

        Как стать внимательным при чтении?

Создайте благоприятные условия для чтения. Уберите лишние предметы. Но помните о помехах – стимулах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Отвлечение внимания, его утомление, необходимость переключения наступает через 15-20 минут. Значит, нужен какой-то заряд. Вы не можете оставить чтение, а усвоение его из-за ослабленного внимания значительно ухудшается. Что делать? Отвлекитесь. Взгляните на облако, дерево, соседний дом, прикройте глаза рукой, посидите несколько секунд. Сделайте поворот вправо, влево, назад, вперед.

        Другой путь. Прочитали. Остановитесь, попытайтесь осмыслить, сделать выписки.

        Одноритмичность усыпляет. Будьте разноритмичны. Больше эмоций. Не будьте равнодушны к тому, что читаете. Если интереса нет, читатель подгоняет себя усилием воли. Иногда теряет нить, возвращается к прочитанному, заставляет себя следить за содержанием прочитанного, читать внимательнее, но все равно отвлекается. В конце концов, эта героическая борьба с самим собой кончается поражением, книга отложена, у читателя надолго пропадает интерес к книге. А как воспитать интерес, мы сегодня уже говорили.

Десять правил быстрого чтения:

  1. Усвойте название произведения, автора, основную идею, тему произведения.
  2. Читать без агрессии, т.е. возвратных движений глаз для повторного чтения. Читать повторно текст по окончании чтения и осмысления прочитанного.
  3. Читать без артикуляции. Артикуляция – главный враг быстрого чтения. Читая с одновременным выстукиванием ритма можно научиться подавлять артикуляцию.
  4. Понимать прочитанное в процессе чтения – главный путь к запоминанию.
  5. При чтении быть внимательным.
  6. Знать и помнить цель чтения.
  7. Читать с переменной скоростью. Это так же важно, как умение читать быстро.
  8. На газетном материале отрабатывать умение выделять основную мысль.
  9. Помните: основной принцип – добровольность!

  1. Постоянно тренируйтесь. Ежедневная норма чтения: 2 газеты, 1 журнал и 50-100 страниц любого чтения.

Поговорим об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном ее темпе. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки – со скоростью 180 и более слов в минуту, то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается оно и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту понимание текста ухудшается настолько, что иногда необходимо возвращение к началу текста, прочитывание его дважды, трижды. Диапазон же оптимального чтения / то есть, когда скорость находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту/ - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.

        Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Обнаружилось, что резкое падение успеваемости наблюдается в 4 классе. Это всем хорошо знакомый эффект. В 3 классе 60-70% хорошистов, в 4 классе число хорошистов резко падает до 30-40%. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.

        Несовершеннолетние правонарушители, как правило, имели слабую начальную подготовку. Они в полтора раза медленнее читали, чем их сверстники из массовых школ, в 1,7 раза медленнее считали, по уровню инициативности они отличались более чем в 2,5 раза.

        В Соединенных Штатах на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту.

        Самое слабое звено – это начальные классы. Далее ученики не могут учиться на «4» и «5». Они переходят в 4 класс, где увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

        Что делать в начальных классах? С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

        Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения: 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой, доценту Московского государственного пединститута им. В.И. Ленина: 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому: беглое чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Кто-то из великих ошибается.

        Посмотрим, как учатся в средних классах ученики, по-разному закончившие начальные классы. Оказалось, что те, кто стали отличниками, имели в конце третьего класса скорость чтения в пределах

 130-170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали хорошистами, имели в конце третьего класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5» , он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н.А. Лошкаревой – выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить норматив Министерства просвещения.

        Всех устраивают только такое положение, когда большая часть учеников занимается на «4». И для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли Это? Исследования психологов показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

        Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.

1.Жужжащее чтение.

     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского.  

        Что же такое жужжащее чтение? Это когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение 5 минут.

2.Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв мы заимствовали, а в школах Монгольской Народной республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызывало естественный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там – особая методика какая-то? Каким образом идет обучение чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

3. Хорошее результаты дает чтение перед сном. Дело в то, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку…

        Хорошо бы совместить две предыдущих рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребенок, который не любит читать, может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

5. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово, поэтому он никак не может уловить смысл всего предложения. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 12 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересней, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

        Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, то есть лист бумаги подвинут вниз, ребята в течении определенного времени/для каждого предложения оно указано/ читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учительница стирает это предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, что кто-то из

учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? В этом случае надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до 8 минут времени. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2-х месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

6. Развитие артикуляционного аппарата. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30секунд. Затем мы останавливаем учеников и даем новое задание: «Теперь, ребята, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомый текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

Если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

7.В конце урока чтения можно оставлять три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течении одной минуты читают текст/каждый в своем темпе, вполголоса/. Замечают, до какого сова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводиться эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя слов было неделю назад". Результат всегда свидетельствует о прибавлении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Тренировочные упражнения

1.Составьте пословицы. Начало пословиц – в левой колонке, окончание – в правой. Найдите окончание каждой пословицы. Время работы фиксируйте.

1. Мала пчела        1. а время будет

2. Лето собериха        2. на серебро не купишь

3. Дуракам не ум        3. а Степка кум

4. Был бы друг        4. хлеба волной

5. Один с огнем        5. мешает

6. Золотое сердце        6. да и та работает

7. Лучше нет, так        7. другой с ведром

8. Дождь парной        8. зима подбериха

2.Экспресссочинение. В течение трех минут напишите сочинение, используя следующие слова:

Дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, краб, друг, лифт, марш.

Например: "Дело"

"Босс, главарь шайки, встретился с сообщником по кличке "Краб" в 23       часа 48 минут. Намечалась серьезная операция – достать японские зонтики. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы "Грач" и просочились в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Это по радио передавали, что все о,кей.

Мини – детектив.

Босс, грачи прилетели на верфь, жгут будет просунут в дверь, агент придет с зонтом в фуражке с крабом. Вы должны встретить нашего друга у лифта. Марш!

Наборы слов:

Кухня, скамья, цель, страна, кино, выставка, школьник, синичка, темп,      температура.

Бренность, коньки, контора, автомат, конгресс, пример, стройка, природа, журавль, суд.

Азот, кофе, год, конкурс, миссия, ящик, ельник, плоды, молодежь, решение.

Такие сочинения активизируют словарный запас, развивают речь, приучают выполнять любую работу, даже творческую, в установленный срок.

3. Напишите в течении двух минут слова, относящиеся к теме "Спорт".

4. Подберите антонимы. Сгруппируйте слова в пары слов, противоположные по значению. Так "фронт"/1/ имеет антоним "тыл"/20/. Решение запишите цифрами /1-20/.

  1. Фронт                                11. Вместе                        
  2. Великан                                12. Вчера
  3. Падение                                13. Холодно

  1. Отдельно                        14. Шептать
  2. Завтра                                15. Забывать
  3. Горячо                                16. Конкретный
  4. Помнить                        17. Взлет
  5. Абстрактный                        18. Можно
  6. Нельзя                                19. Кричать
  7. Карлик                                20. Тыл

5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие слева и справа от точек. Количество букв в слове должно соответствовать количеству точек.

                              битва ….. ругань      

                         животное ….. нежность

                              скамья ….. магазин

                карточная игра …. стержень с резьбой

       химический элемент … лес

 вращающийся стержень … насыпь

          супружество …. изъян

       часть оружия ……. торговое учреждение

 средство общения …. часть ротовой полости

                      танец ….. бег лошади

               вещество …… тайна

                  чувство, …… устаревшее наречие

        группа людей ….. тазик

                продукт …. тайный агент

     молодая ветка ….. самовольный уход

                  металл …. кожа

6. Составьте пословицы:

        Ступает, шагает, редко, твердо, да, и.

        Не, капусту, попусту, мели, да, ешь.

        Конца, у, жди, словца, всякого.

        Артели, у, все, теле, хорошей, лошади, в.

7. Определите правильную последовательность строк в четверостишиях:

        И хоть не очень молода,

        Она останется всегда

        Но все ж моложе Мельпомены

        Артисткой, нужною для сцены.

8. Вставьте слово.

        Подберите слова, которые в сочетании с буквой или слогами, стоящими слева и справа, образуют другие слова. Количество букв в подобранном слове должно соответствовать количеству точек.

          пе… ол           /сок. Песок, сокол/

          са…он             /рай/

та…ат              /пир/

каб…ошко      /лук/

у…од               /гол/

вам…с             /пир/

кам…а             /зол/

бал…еда         /бес/

с…окно          /тол/

бур…мус       /лак/

9. Превратим муху в слона. Цель: активизация словарного запаса. Превращение одного слова в другое путем замены в нем только одной буквы.

Марка-маска-каска-качка-кочка-почка-почта.

Лес-лев-лов-лоб-боб-бор.

Миг-маг-май-чай-час-чад-гад-год-под-пуд-пук-пек-век-бек-бок-боа-бра-эра

Муха -?- слон             День -?-ночь                Лень-?-труд

10. Упражнение для устойчивого внимания.

    Возьмите небольшой предмет/монету, обручальное кольцо или перстень.

Рассмотрите его повнимательней в течении 1-1,5 мин. Уберите предмет и опишите его/письменно. Вы должны описать предмет очень подробно. Затем посмотрите на него снова, выявите ошибки и дополните описание.

   Постепенно переходите к более сложным предметам/часы, авторучка, настольная лампа/ и к картинам знаменитых художников. Обязательно сверяйте описанное вами изображение с оригиналом. Стремитесь до тонкостей, до малейших подробностей описать предмет. При тренировках на картинах художников развивайте в себе чувство образного мышления по схеме: от ощущений к настроению, и от настроению к состоянию.

Тексты зрительных диктантов.

/По И.Т. Федоренко./

………………………………………………………………………………….

  №№      Предложения                          Число букв                   Время экспозиции

………………………………………………………………………………….

1. Тает снег        .                                        8                                4

2. Идет дождь.                                        9                                4

3. Небо хмурое.                                        10                                5

4. Коля заболел.                                        11                                5

5. Запели птицы.                                        11                                5

6. Поле опустело.                                        12                                6

                                Набор №2.

1. Трещат морозы.                                12                                6

«13»

2. Я ищу землянику.                                13                                6

3. В лесу росла ель.                                13                                6

4. Наступила осень.                                14                                7

5. Дни стали короче.                                14                                7

6. В лесу много берез.                                15                                8

                                Набор №3.

1. Прилетели птички.                                15                                8

2. Ярко светит солнце.                                16                                8

3. Лида вытерла доску.                                16                                8

4. Весело бегут ручьи.                                16                                8

5. Подул резкий ветер.                                16                                8

6. Зоя прилежно учится.                        16                                8

                                Набор №4.

1. Дятел долбил дерево.                                17                                8

2. Я хочу посадить цветы.                        18                                7

3. Иней запушил деревья.                        18                                7

4. Без воды цветы завянут.                        19                                7

5. Пролетело жаркое лето.                        19                                7

6. Возле дома посадили ель.                        20                                7

                                Набор №5.

1. Солнышко светит и греет.                        20                                6

2. Федя решал задачу у доски.                        21                                6

3. Загорелась в небе зорька.                        21                                6

4. На деревьях сверкал иней.                        21                                6

5. Город Киев стоит на Днепре.                22                                6

6. В лесу собирают землянику.                22                                6

                                Набор №6.

1. Зимой река покрылась льдом.                23                                5

2. Мальчик подарил маме цветы.                23                                5

3. Дежурные стерли пыль с доски.                24                                5

4. Колхозники работают на лугу.                24                                5

5. На огород забрались цыплята.                24                                5

6. Мы жили возле березовой рощи.                24                                5

                                Набор №7.

1. Небо покрылось серыми тучами.                25                                4

«14»

2. Дети посадили во дворе акацию.                25                                4

3. Бабушка купила внуку букварь.                25                                4

4. Землю согрело теплое солнышко.                   26                                4

5. Моя сестра работает на фабрике.                26                                4

6. Ласково грело весеннее солнце.                26                                4

                                Набор №8.

1. Идет дождик.                                        10                                5

2. Мы любим наш Киев.                        14                                7

3. Береги учебные вещи.                        17                                8

4. У Андрея чистая тетрадь.                        20                                10

5. Помогай своему товарищу.                        21                                10

6. Октябрята – внучата Ильича.                22                                10

                                Набор №9.

1. Воды морей соленые на вкус.                22                                7

2. Наша страна борется за мир.                22                                7

3. Октябрята – будущие пионеры.                23                                7

4. Началась большая перемена.                23                                7

5. Дети ходили в лес за грибами.                23                                7

6. Красивы улицы нашего города.                24                                7

                                

Набор №10.

1. Москва – столица нашей Родины.        24                                5

2. Школьники поливают саженцы.                24                                5

3. Депутаты съехались на съезд.                24                                5

4. Надо быть честным и правдивым.        25                                5

5. Звезды сияют на башнях Кремля.                25                                5

6. Летом наша семья жила на Волге.        25                                5

                                Набор №11.

1. Весело колоситься густая рожь.                25                                4

2. Поля запорошило белым снегом.                 25                                4

3. Мы читали интересный рассказ.                25                                4

4. Мичурин много и упорно работал.        26                                4

5. Новые дома растут очень быстро.        26                                4

6. Из машины вышел Владимир Ильич.        26                                4

                                Набор №12.

«15»

1. Мальчики принесли сухих веток.                26                                4

2. В поле поспевает рожь и пшеница.        26                                4

3. Комсомольцы поехали на стройку.        27                                4

4. Дети всех стран хотят жить в мире.        27                                4

5. Свежий ветерок повеял прохладой.        28                                4

5. Сверкнула молния, и загремел гром.        28                                4

                                Набор №13.

1. Давно скосили и убрали луга и поля.           28                                4

2. Белка взобралась на верхнюю ветку.           29                                4

3. Солнце светило ярко, и дети купались.           30                                4

4. Весь народ гордится героями космоса.           31                                4

5. Дедушка Филипп пасет колхозное стадо. 32                                4

6. Люблю я в поле встречать восход солнца.32                                4        

                                Набор №14.

1. Поднялась за рекой большая серая туча.        32                        4

2. В далекой тайге живут охотники – эвенки.     33                        4

3. Все радовались встрече с космонавтами.        33                        4

4. Разведчики отправились в опасный путь.      33                        4

5. Дружная семья и землю превратит в золото.  34                        4

6. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.   34                        4

                                Набор №15.

1. Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.               34                        4

2. Меж редеющих верхушек показалась синева.        35                        4

3. Хороши привольные широкие степи Украины.    35                                4

4. На смелого собака лает, а трусливого кусает.        36                                4

5. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд.    36                        4

6. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. 37                        4

                                Набор №16.

1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.    36                5

2. Сквозь волнистые туманы пробивается луна.                   36                5

3. Школьники готовятся к новому учебному году.        37                5

4. Много работы в колхозном саду         ранней весной.        37                5

5. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.        38                5

6. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.        38                5

                                Набор №17

«16»

1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.   38                5

2. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.      39                6

3. От города в тайгу комсомольцы проложили шоссе.      39                6

4. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики   40                6

5. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.    41                7

6. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. 42        7

                                Набор №18.

1. Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.                  42                7

2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.          43                7

3. Школьники выращивают мандарины, лимоны и апельсины.    44                 7

4. По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник.             45                8

5. Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом.    46                 8

6. Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами.     46                  8                

                                                                                                                                                                

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Рахвитие навыков осознанного чтения младших школьников"...

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Развитие навыков осознанного чтения младших школьников"...

Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся...