Тема образованности в произведении М.М.Зощенко "Великие путешественники"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Фазлеева Светлана Николаевна

Цели: ознакомление с жизнью и творчеством М.М.Зощенко; учить детей анализировать текст, делать выводы; воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_po_lit.chteniyu.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по литературному чтению

 в 3 классе

«Тема образованности в рассказе  М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели:

  • Ознакомить детей с жизнью и творчеством М.Зощенко;
  • Учить детей анализировать текст, делать выводы;
  • Воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся;

Оборудование: проверочный тест по тексту, карточки, листы самоконтроля, презентация «Жизнь и творчество М.Зощенко».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Это учителя. Они приехали к нам, чтобы посмотреть на то, какие образованные дети учатся в нашей школе, как они стараются, какие они внимательные. Поднимите руку, кто сегодня на уроке будет очень стараться.

  1. Проверка домашнего задания.

- О чём  рассказ А.Платонова «Ещё мама».

(О том, как мальчик Артём пошёл учиться в школу)

- Почему он не хотел идти в школу?

(Потому, что очень любил свою маму и не хотел с ней расставаться)

- Как его встретила учительница?

(Она взяла его на руки и он весь урок просидел у неё на коленях)

-Дома вам нужно было подготовить чтение по ролям отрывка о том, как Аполлинария Николаевна убедила мальчика, что ему надо обязательно ходить в школу.

(Роли: Автор- Ильнур, Артём-Валентин, учительница – Ильмира, мама- Кристина)

-Как вы думаете, какая основная мысль текста?

(Надо обязательно ходить в школу учиться, не бояться учителя, ведь учителя помогают получать образование)

- Дома вам нужно было составить небольшой рассказ о том, что вам больше всего запомнилось из вашей школьной жизни.

(Ответы детей).

Примерный рассказ Димы Рябова.

Мне запомнилось то, как мы со Светланой Николаевной и мамой ходили в гости к нашему земляку Бурмистрову Ивану Андреевичу. Очень понравились его картины. А ещё я запомнил, как потом со своим рассказом о дяде Ване ездил в городскую школу. Там было очень много народу. Я боялся. Но рядом была учительница. Она держала меня за руку, чтобы я не потерялся. Потом я посетил выставку, посвящённую творчеству Габдуллы Тукая, там были разные красивые поделки.

- А кто такой Габдулла Тукай?

(Это известный татарский писатель, которому сегодня день рождения).  

- У тебя прямо получилось целое путешествие, к которому мы с тобой хорошенько подготовились.

- Ребята, а кто из вас мне скажет, а что такое путешествие?

(Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям)

- А кого мы называем путешественниками?

(Тех, кто путешествует)

  1. Сообщение темы урока, постановка цели.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники» и узнаем, что необходимо для того, чтобы путешествие получилось удачным.

  1. Работа над основным материалом.
  1. Знакомство с творчеством М.М.Зощенко (просмотр презентации)
  2. Знакомство с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники» (прослушивание аудиозаписи) до слов: «Стёпка торжественно лёг ногами вперёд…» стр 160

- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.)

V. Физкультминутка. ?

 

  Продолжение прослушивания аудиозаписи.

  1. Работа после прослушивания рассказа.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Удалось ли ребятам совершить кругосветное путешествие? (Нет. Не хватило знаний)

- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. Мало иметь одно желание нужны ещё и знания)

- Были ли ребята достаточно образованными, чтобы совершить то, что они задумали?

  1. Проверочный тест (карточки)

  1. Сколько  лет  было  Миньке ?

    А -   6 лет

    Б -   7 лет

    В -   8 лет

  1. Почему  Стёпка  сначала  не  хотел  брать  Миньку  в  кругосветное  путешествие ?

А -  потому  что  Минька  ему  не  поверил

Б -  потому  что  Минька   был  ещё  маленький

В- Потому  что   Стёпка  хотел  идти  один

 

3.Сколько  денег   взяли  с  собой  в  дорогу  ребята?

А – 5 рублей

Б – 10  рублей

В -  3  рубля

4. Что  дети  взяли с  собой  в  путешествие ?

А – много  необходимых  в дороге вещей

Б – только  запас  еды

В -  ничего  не  взяли

Г – посуду, рукомойник, карандаши  и  много   всего  ещё

5. Почему  так  трудно  было  нести  мешок ?

А –  у  него  не  было  ручек

Б – он  был  тяжёлый

В -  он  был  жёсткий

6. Что  Минька  сделал  с  мешком ?

А –  уронил  в  лужу

Б –   утопил  в  пруду

В -  уронил  в  канаву  и  упал  сверху

7. Где  дети  остановились  на  привал ?

А –  на  поляне  в  лесу

Б –   на  холмике  посреди  поля

В -   выйдя  из   леса,  на лужайке

8. Что  там  произошло ?

А –  Миньку  ужалила оса

Б –   Лёлю  укусил  муравей

В -    Минька   сел  на  колючку

Г -  Лёля  ушиблась  о  пенёк

9. Почему  Лёля  и Минька  были  уже  не  рады  путешествию ?

А –  они испугались

Б –  они  поняли, что  плохо подготовились  к  путешествию

В -  они  устали  и  хотели  домой

10. Что  Лёля  и  Минька  сделали  утром, чтобы  поскорее  вернуться  домой ?

А –  притворились  заболевшими

Б –  повернули  Стёпку  

В -   показали  Стёпке  неправильное направление

11. Где  дети  встретили  родителей?

А –  дома

Б –   на  площади

В -    на пристани

Г -    у въезда  в  деревню

12.Что  сказал  папа  по  поводу  кругосветного  путешествия ?

А –   для  него надо иметь  высшее образование и  нельзя пускаться в путь без знаний

Б -    для  него  надо  окончить  школу

В -    для  него  надо иметь хорошую карту

  1. Проверка.

VI. Итог урока.

- Итак, ребята, папа не наказал детей, а сказал, что для путешествия нужны знания. Давайте найдём предложение в котором заключена главная мысль рассказа на стр 163.

- Зачем Зощенко написал этот рассказ? (чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать).

- Что же было необходимо для того, чтобы путешествие получилось удачным? (Знания)

VII. Домашнее задание.

- Выполнить задание 5 на странице 164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Литературное слушание. Произведения о семье Тема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»

Урок во 2 классе (УМК «Начальная школаXXI»)Литературное слушание. Произведения о семьеТема: Работа с произведением С. Михалкова «А что у вас?»Цели:·...

Кроссворд к произведению М. Зощенко "Великие путешественники"

Кроссворд поможет закрепить полученные знания, поможет проверить на сколько учащиеся ориентируются в рассказе...

Проверочная работа по литературному чтению в 3 классе по программе "Школа России" по произведению М.Зощенко "Великие путешественники"

Проверочная работа по произведению М.Зощенко"Великие путешественники". 3 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению ,2 класс Тема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

Конспект урока по литературному чтению ,2 классТема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»Тип урока: изучение нового материала.Задачи: воспитание любви к Родине и...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...