доклад "Синквейны в начальной школе". Инновации в воспитании.
статья (4 класс) на тему

Ерофеева Раиса Леонидовна

Что такое "Синквейн", правила его построения, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейны в начальной школе.

Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.

Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.    Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах -  важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

   Наблюдения последних лет показали, что дети 6,5-7 лет, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов.

   Частично эти проблемы можно решить, применяя уже в 1 классе одну  из очень эффективных  форм – работу над созданием синквейнов.

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.

Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, ПДД, ОБЖ.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

- отрабатываются знания о частях речи,

- знания о предложении,

- умение соблюдать интонацию,

- расставлять знаки препинания,

- значительно активизируется словарный запас ребёнка,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн пишеся по определенным правилам.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

    Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

Дети очень  ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается. Это может быть и внеурочная деятельность.

Важно, что изучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – синквейна.

Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, уметь его высказывать и делать выводы.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Предлагаю вашему вниманию синквейны,  написанные учениками.

1. Урок

2. Интересный, трудный

3. Учит, помогает, воспитывает

4. Прозвенел звонок, начался урок.

5. Знания

1. Декабрь

2. Холодный, зимний

3. Морозит, радует, заметает

4. Ожидание нового года.

5. Ёлка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн в начальной школе Ерофеева Раиса Леонидовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Суходол

Слайд 2

СИНКВЕЙН - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку. В буквальном переводе с французского означает - " пять" . Это стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам.

Слайд 3

Синквейн - это не просто стихотворение. Он требует синтеза информации и материала в кратких выражениях , что позволяет описывать что-то или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слайд 4

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач: - изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению, - отрабатываются знания о частях речи, - знания о предложении, - умение соблюдать интонацию, - расставлять знаки препинания, - значительно активизируется словарный запас ребёнка, - совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, - активизируется и развивается мыслительная деятельность, - совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Слайд 5

СИНКВЕЙН Существительное, которое нужно осмыслить (тема) Два прилагательных, характеризую- щих данное слово Три глагола: действия, которые производит существительное Фраза из четырёх слов, передающая отношение к теме Синоним к первому слову, который содержит вывод, резюме.

Слайд 6

1. Урок 2. Интересный, трудный 3. Учит, помогает, воспитывает 4. Прозвенел звонок, начался урок. 5. Знания

Слайд 7

1. Декабрь 2. Холодный, зимний 3. Морозит, радует, заметает 4. Ожидание нового года. 5. Ёлка

Слайд 8

Итак, синквейн - Короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. Это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. Это средство творческого самовыражения. Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). 8. Получается у всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»

Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...