рабочие программы для 3 класса 8 вида
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

карпенко валентина викторовна

рабочие программы  и тематическое планирование по математике , русскому языку и развитию речи, чтению и др.предметам в 3 классе 8 вида по программе Воронковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)

Программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).

      Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

      Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.

      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.

      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

      Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.

      Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в коррекционной школе.

      Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

      Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(6 ч в неделю)

      Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

      Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

      Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

      Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

      Таблица умножения числа 2.

      Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

      Соотношение: 1 р. = 100 к.

      Скобки. Действия I и II ступени.

      Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

      Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

      Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

      Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

      Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

      Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

      Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

      Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

      Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

      Учащиеся должны знать:

      числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

      смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

      таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

      порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

      единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

      порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

      Учащиеся должны уметь:

      считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

      откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

      складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

      использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

      различать числа, полученные при счете и измерении;

      записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

      определять время по часам (время прошедшее, будущее);

      находить точку пересечения линий;

      чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

ПРИМЕЧАНИЯ

Обязательно:

1. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.

2. Знание таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путём использования таблицы умножения.

3. Определять время по часам одним способом.

4. Пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

Необязательно:

1. Решать арифметические задачи в два действия, одно из которых – умножение или деление.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.

2. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель В.В. Эк. Москва, «Просвещение», 2002 год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                 по математике в 3 классе 8 вида

               

всего 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).

Дата

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов




1-2

3-4

5

6-7

8




9

10-11

12-13

14

15-16

17

18-19

20-21




22-23


24-25

26

27

28-29

30-31

32

33-34


35

36

37

38-40

41

42-43





44-46



47-48


49-50

51-53

54-55

56-57

58-60

61-62

63-65

66-67

68-69

70-73


74-76

77-78







79-80


81-82

83-85


86-87


88-90

91-92


93-94


95-97

98-99

100-101



102-103

104-105

106-107



108-109

110-111


112-113




114-115

116-117

118-119

120-121

122-123

124-125

126-127


128-129


130

131-132

133-134


135

136-137


138-139

140


141-142


143-144


145-146


147


148-149

150-151





152-153

154

155

156-157

158-159


160

161-162




163-164

165-166

167-168

169

170-172


173

174-175

176-177

178-179

180-181



182-184

185-186


187-188




189-190

191-192

193-194

195-196

197-198

199-200

201-203

204

ВТОРОЙ ДЕСЯТОК


Нумерация (повторение) (8ч)

Место числа в числовом ряду.

Числа чётные и нечётные.

Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.

Состав чисел из десятков и единиц.

Сравнение чисел.


Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение) (13ч)

Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

Нахождение суммы и разности.

Меры времени: 1час, 1 сутки.

Единицы стоимости.

Меры длины: см, дм. Измерение отрезков.

Угол: вершина, стороны.

Решение примеров и задач.

Контрольная работа.Работа над ошибками.


Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (22ч)

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Состав числа.

Прибавление числа 9.

Прибавление числа 8.

Прибавление числа 7.

Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.

Составление и решение задач по краткой записи.

Мера ёмкости – 1 литр. Мера массы – 1 килограмм.

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Состав числа.

Вычитание числа 9.

Вычитание числа 8.

Вычитание числа 7.

Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.

Чертёжные треугольники. Построение прямых углов.

Контрольная работа. Работа над ошибками.




Умножение и деление (35ч)

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения.

Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения.

Таблица умножения числа 2.

Деление на равные части. Знак деления (:).

Таблица деления на 2.

Таблица умножения числа 3.

Таблица деления на 3.

Таблица умножения числа 4.

Таблица деления на 4.

Таблицы умножения чисел 5, 6.

Таблицы деления на 5, на 6.

Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20.

Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

Контрольная работа. Работа над ошибками.




СОТНЯ


Нумерация (23ч)

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков.

Сложение и вычитание круглых десятков.

Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.

Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.

Числовой ряд 1 – 100.

Присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, по 3, по 4, по 5.

Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.

Понятие разряда. Разрядная таблица.

Чётные и нечётные числа.

Контрольная работа. Работа над ошибками


Единицы измерения (6ч)

Меры длины: 1 см, 1 дм, 1 м.

Меры времени: 1 ч, 1 сут.

Меры времени: 1 мес., 1 год. Календарь.


Геометрический материал (6ч)

Окружность. Круг. Центр.

Циркуль. Построение окружности при помощи циркуля. Радиус.

Углы. Построение углов.


Сложение и вычитание

без перехода через десяток (38ч)

Сложение и вычитание круглых десятков.

Скобки. Действия I и II ступени.

Нахождение неизвестного компонента.

Соотношение: 1р. = 100к.

Решение задач.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел.

Сложение круглых десятков и однозначных чисел.

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Составные арифметические задачи в два действия.

Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.Закрепление.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.

Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков.

Вычитание однозначных и двузначных чисел из сотни.

Нахождение суммы, разности путём составления и решения примеров.

Составные арифметические задачи в два действия.

Вычитание и складывание чисел в пределах 100 приёмами устных вычислений.


Числа, полученные при счёте и при измерении (11ч)

Меры стоимости. Соотношение: 1 р. = 100 к.

Меры длины. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Соотношение: 1 м = 10 дм.

Соотношение: 1 м = 100 см.

Меры времени. Соотношение: 1 ч = 60 мин;

1 сут = 24 ч.

Соотношение: 1 год = 12 мес. Порядок месяцев.

Контрольная работа. Работа над ошибками


Деление на равные части

Деление по содержанию (19ч)

Деление на 2, 3 равных частей.

Деление на 4, 5 равных частей.

Деление по 2, по 3. Деление по содержанию.

Деление по 4, по 5. Деление по содержанию.

Простые арифметические задачи на нахождение частного.

Дополнение двузначных чисел до круглых десятков.

Составные арифметические задачи в 2 действия.

Составление задач по краткой записи. Решение задач.

Взаимное положение линий на плоскости.

Контрольная работа. Работа над ошибками


Порядок арифметических действий (7ч)

Порядок арифметических действий.

Числа, получаемые при счёте и при измерении двумя мерами.

Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 минут.


Повторение (16ч)

Получение чисел из десятков и единиц.

Сравнение чисел.

Виды углов. Луч, отрезок.

Многоугольники.

Решение примеров и задач.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Упражнения для повторения.



Подведение итогов за год.




2

2

1

2

1




1

2

2

1

2

1

2

2




2


2

1

1

2

2

1

2


1

1

1

3

1

2






3


2


2

3

2

2

3

2

3

2

2


4

3

2







2


2

3


2


3

2


2


3

2

2



2

2

2



2

2


2




2

2

2

2

2

2


2


2

1

2


2

1


2

2


1


2


2


2


1

2

2





2

1

1

2

2


1

2




2

2

2

1

3


1

2

2

2

2



3

2


2




2

2

2

2

2

2

3

1

 

,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое

 Конаковского района Тверской области.

СОГЛАСОВАНО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ

методический совет                                                                              Приказ от _____________ № ____

Протокол от _____________ № ____                                                  Директор школы: _____________

                                                                                                                                                (Леонюк КА.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

по

математике в 3 классе

2013 – 2014 учебный год

Составитель программы: Карпенко В.В., учитель начальных классов.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю. 1 четверть-40 часов, 2 четверть-40 часов, 3 четверть-50 часов, 4 четверть-40 часов. (34 учебные недели).

      В младших классах школьникам с особыми образовательными потребностями даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

      Во 2—4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Школьники с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.  

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки   школьников с особыми образовательными потребностями к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с особыми образовательными потребностями часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(5 ч в неделю)

Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

      Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

      Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

      Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

      Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

      Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

      Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

      Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

      Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

      Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

      Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

      называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

      нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

      подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

      согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

      Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

      Разделительный ъ.

      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.  Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

      Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

      Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

      Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

      Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Связная письменная речь. Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

      Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

      Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

      Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

      Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

      1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

      2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

      3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

      4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

      5-я группа — э, х, ж, к;

      письмо заглавных букв:

      1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

      2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

      3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

      4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

      Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

      Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

      Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

      Выборочное списывание по указанию учителя.

      Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

      Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь. Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

      Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

      Повторение пройденного за год.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

      Учащиеся должны уметь:

      - составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

      - анализировать слова по звуковому составу;

      - различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

      - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

      - списывать текст целыми словами;

      - писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

      Учащиеся должны знать:

      - алфавит;

      - правильное написание словарных слов.

СПИСОК СЛОВ, ПРАВОПИСАНИЕ КОТОРЫХ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

      Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, жёлтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, чёрный, четверг, шёл, яблоко, язык.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 по письму и развитию речи

3 класс  8 вида

170 часов, 5 часов в неделю.

1 четверть-40 часов, 2 четверть-40 часов, 3 четверть-50 часов, 4 четверть-40 часов. (34 учебные недели).

Дата

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов




1


2


3-4

5


6-7

8

9-10






11

12

13

14-15



16

17-18

19

20

21-22



23-24


25

26- 27




28

29

30

31

32

33-34




35

36-37

38-39


40-41


42

43-44

45



46

47

48

49




50

51-52

53

54



55

56-57


58-59


60


61-62

63




64-65


66-67


68-69

70



71


72

73

74

75

76-77

78

79




80

81-82

83


84


85-87


88


89

90-91



92

93


94


95


96


97-98


99-100






101


102-103


104-105


106-108

109


110-111


112-113

114-115





116-118


119


120




121-123


124-125


126


127-128

129

130-131


132-133



134-135



136-137

138-139

140-141


142



143-144

145

146-147

148





149


150


151


152


153


154


155


156-157

158


159

160





161


162

163

164

165

166

167-168


169


170

ПОВТОРЕНИЕ


Предложение (10ч)

Употребление простого предложения. Выделение предложений из текста.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Составление предложений по вопросу.

Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Составление схем предложений.

Составление предложений по картинке.

Коллективное составление текста изложения с последовательной записью предложений.


ЗВУКИ И БУКВЫ


Звуки и буквы (5ч)

Количество букв и звуков в слове.

Составление пар слов, их сравнение.

Образование новых слов путём замены букв.

Анализ слов по звукобуквенному составу.


Порядок букв в русской азбуке (7ч)

Алфавит.

Расположение в алфавитном порядке слов.

Составление списка учащихся по алфавиту.

Работа со словарём. Нахождение слов в словаре.

Диктант. . Работа над ошибками


Гласные и согласные звуки и буквы (5ч)

Звуки гласные и согласные. Обозначение звуков на письме буквами.

Выделение гласных и согласных букв на письме.

Восстановление деформированного текста по картинкам.


Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я (7ч)

Гласная буква И в начале слова и после гласных.

Гласная буква Е, Ё.

Гласная буква Ю.

Гласная буква Я.

Гласная буква Э. Закрепление.

Контрольное списывание. Анализ выполненной работы.


Ударение в слове (11ч)

Ударные гласные. Обозначение.

Безударные гласные в словах.

Различение гласных ударных и безударных.

Обозначение ударных гласных в однокоренных словах.

Ответы на вопросы по заданной теме. Составление предложений.

Диктант. . Работа над ошибками

Повторение пройденного. Работа со словарём.


Слог как часть слова (4ч)

Деление слов на слоги.

Запись слов по слогам. Составление слов.

Звукобуквенный анализ слов.

Составление рассказа по картинке. Запись предложений.


Перенос слов при письме (5ч)

Слова, состоящие из одного слога.

Правила переноса слов.

Упражнения на закрепление.

Контрольное списывание.


Твёрдые и мягкие согласные (9ч)

Согласные твёрдые и мягкие.

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме.

Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме.

Диктант. . Работа над ошибками

Письмо по памяти.


Мягкий знак (ь) на конце

и в середине слова (7ч)

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь.

Закрепление: буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

Составление предложений по вопросам.

Словарная работа.


Гласные после шипящих (9ч)

Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Правописание жи-ши.

Сочетание гласных с шипящими.

Правописание ча-ща.

Правописание чу-щу.

Закрепление. Анализ слов по звуковому составу.

Диктант. . Работа над ошибками

Работа с деформированным текстом.

Последовательное расположение предложений по смыслу.


Парные звонкие и глухие согласные (12ч)

Согласные звонкие и глухие.

Парные звонкие и глухие согласные.

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы).

Объяснение написания звонких и глухих согласных на конце слова.

Слова с «опасными» согласными на конце. Выборочный диктант.

Написание рассказа о своём друге по вопросам.

Диктант. . Работа над ошибками


Разделительный мягкий знак (ь) (9ч)

Слоги с разделительным мягким знаком.

Объяснение написания слов с разделительным мягким знаком.

Списывание слов  со вставкой в них пропущенных букв.

Списывание предложений со вставкой в них пропущенных  слов.

Различение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком.

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.

Составление предложений по картинке. Запись рассказа.


СЛОВО


Названия предметов (15ч)

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

Умение выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что?

Употребление в речи в различных формах названий предметов.

Обучение изложению.

Связь названий предметов с другими словами в предложениях.

Обозначение названий предметов на письме в предложении ().

Выполнение упражнений на закрепление.

Диктант. . Работа над ошибками


Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц (5ч)

Большая буква в именах людей, кличках животных.

Большая буква в названиях населённых пунктов, улиц.

Упражнения в написании своего домашнего адреса, адреса школы.


Названия действий (13ч)

Слова, обозначающие действия. Нахождение их в тексте и различение по вопросам.

Изменение слов по вопросам Что делал? Что делает? Что будет делать?

Согласование в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий. Определение предмета по ряду действий.

Обозначение действий предметов в предложении на письме ( ═ ).

Диктант.


Названия признаков ( 9ч)

Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества) данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?

Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ).

Сравнение двух предметов по их качествам.

Подбор и название ряда признаков одного предмета.

Определение предмета по ряду признаков.


Предлоги (6ч)

Предлог. Умение находить предлоги в тексте.

Написание предлогов.

Разделительный Ъ.

Умение использовать предлоги в речи.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Предложение (12ч)

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Умение отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса.

Составление предложений с употреблением винительного падежа.

Составление предложений с употреблением родительного падежа.

Составление предложений с употреблением дательного падежа.

Составление предложений с употреблением творительного падежа.

Диктант. Работа над ошибками.

Составление предложений с употреблением предложного падежа.

Составление предложений на заданную тему.

Составление рассказа по картинке. Запись текста.


ПОВТОРЕНИЕ


Повторение пройденного (11ч)

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

Словарный диктант.

Имена собственные.

Действия и признаки предметов.

Обучение изложению.

Запись рассказа по вопросам.

Диктант. Работа над ошибками

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Подведение итогов за год.




1


1


2

1


2

1

2






1

1

1

2



1

2

1

1

2



2


1

2




1

1

1

1

1

2




1

2

2

1


2


2

1



1

1

1

1




1

2

1

1



1

2


2


1


2

1




2


2


2

1



1


1

1

1

1

2

1

1




1

2

1


1


3


1


1

2



1

1


1


1


1


2


2






1


2


2


3

1


2


2

2





3


1


1




3


2


1


2

1

2


2



2



2

2

2


1



2

1

2

1





1


1


1


1


1


1


1


2

1


1

1





1


1

1

1

1

1

2

1




1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.

2. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская. Москва, «Просвещение», 2005 год.

Муниципальное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое

 Конаковского района Тверской области.

СОГЛАСОВАНО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ

методический совет                                                                              Приказ от _____________ № ____

Протокол от _____________ № ____                                                  Директор школы: _____________

                                                                                                                                                (Леонюк КА.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

3 класс

2011 – 2012 учебный год

 

Составитель программы:Карпенко В.В.. учитель начальных классов.

2010 г.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(5 ч в неделю)

Техника чтения

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

      - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

      - трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

      - отвечать на вопросы по прочитанному;

     -  высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

      - пересказывать содержание прочитанного;

      - устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

      - наизусть 5—8 стихотворений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю. 1 четверть-40 часов, 2 четверть-40 часов, 3 четверть-50 часов, 4 четверть-40 часов. (34 учебные недели).

      Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

      У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

      В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

      Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

      Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.

      Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

      Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

      Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

      Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Уроки внеклассного чтения проводятся 1 раз в месяц.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.

2. Чтение. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители: Ильина С.Ю и др. С.птб,  филиал изд-ва «Просвещение», 2005 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое

 Конаковского района Тверской области

СОГЛАСОВАНО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ

методический совет                                                                              Приказ от _____________ № ____

Протокол от _____________ № ____                                                  Директор школы: _____________

                                                                                                                                                (Леонюк К.А.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

3 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель программы: Карпенко В.В., учитель начальных классов.

2013 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по чтению и развитию речи

                                               в 3 классе 8 вида

 170 часов, 5 часов в неделю. 1 четверть-40 часов, 2 четверть-40 часов, 3 четверть-50 часов, 4 четверть-40 часов. (34 учебные недели).

Дата

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов

1  



2

3-5

6-7

8




9-10

11

12

13

14-15

16

17

18



19-20

21

22

23

24-25

26

27

28-29

30-32

33-35

36


37- 38

39

40-41

42-43

44

45

46-50

51

52


53



54

55-56

57

58-59

60

61-63

64-65

66-69

70


71

72

73-75

76-77

78

79-81

82-84

85


86-88

89-91

92-94

95-96



97

98-99

100-101

102

103-104

105


106

107-108



109

110

111-112

113-116

117

118-119

120

121-123

124

125-126



127-129

130-132

133-134

135-136

137-139

140-141

142




143-144

145-146

147-148

149-150

151-152

153-154



155-156

157-158

159-160

161-162

163-164

165-166

167-168

169


170

Вводный урок. Обзор книг школьной библиотеки.


О школе и школьниках (7ч)

Г. Белова. Мы хотим учиться.

В. Сухомлинский. Лисёнок-первоклассник.

С. Баруздин. Стихи о человеке и его часах.

В. Голявкин. Как я под партой сидел.


ВСПОМНИМ ЛЕТО! (10ч)

Г. Демченко. Луг.

Е. Серова. Одуванчик.

По И. Соколову-Микитову. Незабудки.

По И. Соколову-Микитову. Рассвет в лесу.

С. Козлов. Ливень.

По Л. Воронковой. Жаркий день.

Т. Днепровская. Летний дождь.

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.


ОСЕННЯЯ ПОРА (35ч)

По В. Пескову. Листья опадают с клёнов.

По В. Бианки. Осени щедрые дары.

По Я. Тайцу. В поле.

Сказка. Два лентяя.

Н. Сладков. Осень на пороге.

И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!

И. Бунин. Осыпаются астры в садах.

Г. Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся.

По В. Сутееву. Яблоко.

Г. Скребицкий. Осень.

Внеклассное чтение. Рассказы детских писателей о природе.

Е. Трутнева. Осень.

И. Соколов-Микитов. Осень в лесу.

И. Соколов-Микитов. Улетают журавли.

В. Катаев. Грибы.

А. Прокофьева. В лес по грибы.

Н. Сладков. Эхо.

Н. Грибачёв. Рыжие листья.

К. Бельмонт. Осень.

А. Плещеев. Осень наступила…

Внеклассное чтение. Русское народное творчество: загадки, пословицы, скороговорки.


ЗИМУШКА-ЗИМА, КАК ТЫ ХОРОША (43ч)

Л. Яхнин. Зима.

М. Пляцковский. Какая бывает зима.

А. Пушкин. Зимнее утро.

Сказка. Отчего у белого медведя нос чёрный?

А. Шабаев. Загадка.

Н. Сладков. Суд над декабрём.

Е. Ровинская. Загадки на снегу.

Сказка. Лиса и волк.

Внеклассное чтение. Русские народные сказки о животных.

А. Прокофьев. Как на горке, на горе.

А. Фет. Чудная картина…

По Г. Скребицкому. Редкая гостья.

И Суриков. Зима.

В. Орлов. Никто не обижается.

Н. Носов. На горке.

Сказка. Проказы старухи зимы.

Внеклассное чтение. Статьи из детских журналов об изменениях в природе.

Е. Пермяк. Знакомые следы.

Сказка. Два Мороза.

Сказка. В гостях у дедушки Мороза.

А. Барков. Кот в сапогах.


О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ (12ч)

М. Пляцковский. Урок дружбы.

По М. Бартеневу. Как трудно бить баклуши!

В. Осеева. Просто старушка.

М. Зощенко. Смелый, да не очень.

По Б. Бушелевой. Ко мне пришёл гость.

Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и товариществе.

В. Осеева. Три товарища.

Ю. Ермолаев. Два пирожных.


ВЕСНА ПРИШЛА (18ч)

Г. Ладонщиков. Весна.

По Л. Толстому. Весна.

Е. Серова. Подснежник.

Х.К. Андерсен. Подснежник.

Внеклассное чтение. Творчество В. Осеевой.

В. Бирюков. Весенняя песня.

Н. Найдёнова. Поздравляем с женским днём!

Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.

И. Токмакова. К нам весна шагает…

А. Усанова. Улетела злая вьюга.


ХИТРОСТЬ, МУДРОСТЬ И СМЕКАЛКА (16ч)

Сказка. Как мужик гусей делил.

Сказка. Каша из топора.

Сказка. Ворона и рак.

Н. Сладков. Двое на одном бревне.

По В. Сутееву. Палочка-выручалочка.

Сказка. Мужик и медведь.

Внеклассное чтение. Произведения об отношении людей к труду.


О ТЕХ, КТО РЯДОМ С НАМИ (12ч)

К. Россетти. Никого не обижай.

По Л. Толстому. Лев и собачка.

Б. Жидков. Как слон спас хозяина от тигра.

Л. Толстой. Пожарные собаки.

Е. Пермяк. Двойка.

В. Орлов. Хрюшка обижается.


МЕСЯЦ МАЙ (16ч)

Е. Серова. Ландыш.

И. Соколов-Микитов. Ландыши.

Г. Виеру. Девятое мая.

А. Митяев. Вечный цветок.

И. Соколов-Микитов. Черёмуха.

И. Яковлева. Драчуны.

Г. Скребицкий. Лесной голосок.

Внеклассное чтение. Чтение произведений о Родине.

Подведение итогов за год.

1




1

3

2

1



2

1

1

1

2

1

1

1



2

1

1

1

2

1

1

2

3

3

1


2

1

2

2

1

1

5

1

1

1




1

2

1

2

1

3

2

4

1


1

1

3

2

1

3

3

1


3

3

3

2



1

2

2

1

2

1


1

2



1

1

2

4

1

2

1

3

1

2



3

3

2

2

3

2

1




2

2

2

2

2

2



2

2

2

2

2

2

2

1


1



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1 ч в неделю)

Декоративное раскрашивание

      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

      Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

      Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

(2 раза в четверть)

      Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

      Учащиеся должны уметь:

      - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

      - самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

      - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

      - правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

      - делить лист на глаз на две и четыре равные части;

      - анализировать с помощью учителя строение предмета;

      - изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

      - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

      - в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

      - различать и называть цвета и их оттенки;

      - узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

      - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по изобразительному искусству в 3 классе 8 вида

34 часа, 1 час в неделю. 1 четверть-8 часов, 2 четверть-8часов, 3 четверть-10 часов, 4 четверть-8 часов. (34 учебные недели).

Дата

№ п/п

Тема урока

Колич. часов

1


2


3


4


5

6

7

8

9

10

11

12


13

14

15


16


17

18

19

20


21

22


23


24

25


26


27

28


29


30


31


32

33


34

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисование узора в полосе из веток с листочками (веточка вишнёвого дерева).

Рисование на тему «Парк осенью». Акварель. Беседа по картинам об осени.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование дорожных знаков. Беседа по ПДД.

Печатание текста (рисунка) по трафаретам путём набивки.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работой гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма).

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Рисование сказочного зимнего домика.

Беседа «Каким бывает снег?» Рисование на тему «Нарядная ёлка».

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование узора на рукавичке (рукавица – готовая форма).

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» (чёрная бумага, белила).

Рисование с натуры молотка.

Беседа по картинам художников на тему «Славные защитники Отечества». Рисование игрушки.

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам «Конец зимы».

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробочки квадратной формы).

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование на тему «Деревья весной».


Беседа по картинам о весне. Рисование с натуры весенней веточки.

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат – готовая форма).

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Беседа по картинам художников.

Рисование с натуры весенних цветов.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Рисование на свободную тему. Подведение итогов года.

1


1


1


1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1


1

1

1

1


1

1


1


1

1


1


1

1


1


1


1


1

1


1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. 1 четверть-8 часов, 2 четверть-8часов, 3 четверть-10 часов, 4 четверть-8 часов. (34 учебные недели).

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

        Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

        Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры.

       Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

       Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

       Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

      На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы.

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

      В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

      Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве.

      Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

      В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

      Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

      В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

      Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

2. Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.

3. Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.

4. Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.

5. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

6. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.

7. Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним.

8. Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2004 год.

2. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, «Просвещение», 2000 год.

Муниципальное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое

 Конаковского района Тверской области.

СОГЛАСОВАНО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ

методический совет                                                                              Приказ от _____________ № ____

Протокол от _____________ № ____                                                  Директор школы: _____________

                                                                                                                                                (Леонюк К.А.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

по изобразительному искусству

в 3 классе

2011 – 2012 учебный год

 

Составитель программы: Карпенко В.В., учитель начальных классов.

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО МАТЕМАТИКЕ специальной коррекционной школы 8 вида

Данный материал поможет учителям начальной  коррекционной школы....

Рабочие программы по VII виду, адаптированные для общеобразовательного класса (надомное обучение) 2 класс

Рабочие программы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (надомное обучение)...

рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...