Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_1_klass_programma.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1 класс программа «Школа России»

Тема: С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

Предметные результаты: учащийся читает и анализирует произведении С.Я. Маршака, выявляет их внутренний смысл. Читает по ролям и наизусть.

Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует учебную задачу уроков, сохраняет и стремится её выполнить, использует метапредметные понятия (правила поведения в школе), тренирует навыки выборочного смыслового чтения текста, совершенствует логические УУД, оценивает свои достижения.

Личностные результаты: учащийся рассуждает о правилах поведения детей в школе при изучении стихотворений С.Я. Маршака.

Ресурсы и оборудывание: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора, аудиозапись стихотворения «Угомон».

Ход урока

I Организационный момент

 На доске – портрет С.Я. Маршака, рисунки детей к произведениям автора.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

 и внимательно читать

II Актуализация знаний

- Сейчас мы закроем глаза и попадём в книжный мир. Помогут нам в этом ваши рисунки. Закройте глаза. (Доска открывается, там детские рисунки к произведениям Маршака). Откройте глаза. Ребята, кто из вас хочет рассказать, к какому стихотворению выполнен рисунок и чем оно понравилось стихотворение.

III Изучение материала урока

  1. Целеполагание (на доске появляются буквы САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК, записанные в обратном направлении)

- Прочтите буквы с права налево. Что получилось?(Самуил Яковлевич Маршак)

- Правильно. Вам знакомо это имя? (Ответы детей)

  1. Основной этап
  • Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.

- Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. Он родился в городе Воронеж. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным  человеком.

  • Чтение учащимися статьи учебника о С.Я. Маршаке с.100.
  • Беседа. Подготовка к первичному восприятию.

- Сегодня на уроке уже звучали строки произведений Маршака. Вспомните и назовите их. (Учащиеся называют названия произведений, отрывки из которых они читали наизусть в начале урока)

- Сейчас мы познакомимся с новым произведением С.Я. Маршака, которое называется «Угомон».

  • Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Угомон»

    - Чем вам понравилось это стихотворение?

    - О чём рассказывает автор?

- Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

 - Могла ли в действительности произойти эта история?

  • Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» (дети предлагают свои версии его значения). Если мы заглянем в словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

  • Подготовка к выразительному чтению

- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)

Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова. (Прочитать первое предложение)

Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга.

Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание детей на темп чтения. Он зависит от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением героя «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается. Последняя фраза читается медленно.

  • Чтение стихотворения 2-3 учащимися
  • Беседа по вторичному восприятию текста

- Что случилось нынче в школе? (ответы детей своим словами или по тексту)

- Что же предпринял дежурный?

- Послушали ли его другие ученики?

- Смогла ли успокоить класс учительница пения?

- Кто пришел на шум и помог всем?

- Как вы представляете себе «Угомона»?

  • Чтение по цепочке ( по ролям)
  • Физминутка

Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился и назад не воротился.

  • Работа в парах

- Самостоятельно прочитать стихотворение «Дважды два» на с. 101 и объяснить почему «таблица умножения достойна уважения»?

Дети читают стихотворение, обсуждают ответ на вопрос. Во время ответа пары один ученик читает стихотворение, а другой высказывает свое мнение на вопрос учителя.

- Стихотворение небольшое, его можно легко выучить наизусть.

  • Работа в группах

Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе учитель раздаёт отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память».

- Прочтите отрывок и расскажите, о каких правилах поведения рассказывает автор и какие советы даёт ученикам?

         Учащиеся читают в группе отрывок, обсуждают и советуются. Отвечает один ребёнок из группы.

IV Закрепление

С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок.

  • Игра «Угадай-ка»

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буква)

Это книга не простая:
По ней буквы изучаю. (Букварь)

Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)

Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка.

Ты встречал меня, нередко

На страницах дневника.

                                 (Единица)

  • Игра «Доскажи словечко»

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё …
(АЛФАВИТ)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …
(ЗАДАЧА)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно …
(КАРАНДАШ)

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и …
(ПЕНАЛ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе …
(ПЯТЬ)

Чтобы было где писать.
В школе нам нужна …
(ТЕТРАДЬ)

 V Итог урока

- С произведениями какого автора мы работали на уроке?

- Текст, напечатанный в учебнике только часть сказки об Угомоне. Полностью вы можете прочитать её, взяв книгу в библиотеке или найти в интернете, написав название и автора произведения.

VI Рефлексия

- Выразите своё настроение, продолжив предложение:

- Мне понравилось…

- Особенно запомнилось….

- Хорошо получилось…

- Вызвало затруднение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения. Е.Благинина "Посидим в тишине". УМК "Школа России" 2 класс

Цель урока: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с авто...

Конспект урок литературному чтению "Стихи И. Токмаковой" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 29.04.2020                                                     ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...