Рабочая программа Литературное чтение 3 класс
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе:

- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.);

- программы автора В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение»  (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

- программы автора В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение»  (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

    Содержание курса литературного чтения  разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.  Учтены межпредметные и внутрипредметные  связи,  логика учебного процесса по литературному чтению.

    В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.

Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения  в 1-4 классах, составляет 540 часов. В каждом классе урок литературного чтения  проводится 4 раза в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 136 ч (34 учебных недели).

Обучение  литературному чтению в начальной школе направлено на достижение следующей цели:

воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.

Важнейшими задачами обучения являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;
  • развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
  • создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;
  • развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.

В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста. Это происходит через:

–   работу с более сложными и объемными текстами;

–  освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;

– усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в            письменных и творческих работах учащихся.

Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических

умений:

–   осмысливать эволюцию художественного образа;

–   выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;

–   находить в тексте и объяснять эпитеты;

–   видеть сюжет произведения;

–   находить средства художественного изображения и выражения чувств.

 Главные учебные цели и задачи этого года обучения:

–  продолжить формирование навыков анализа художественных текстов  разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;

– углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;

–  познакомить детей с драмой как особым литературным родом;

–  углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;

– начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими   учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;

– продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.

     Логика изложения и содержания  авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

В авторскую программу изменений не внесено.

Данная программа обеспечена следующим  учебно-методическим комплектом:

  • Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.. – 224 с.
  • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г..
  • Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г..
  • Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.

Программа  3 класса составлена из расчёта 4 часа в неделю,  136 часов в год, в том числе 8 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах.

В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

         Используемые  методы и формы обучения обеспечивают:

  • адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
  • достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
  • учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
  • учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
  • включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
  • дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
  • обратную связь;
  • объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
  • контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
  • профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
  • доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

2. Результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;
  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
  • понимания своей семейной и этнической идентичности;
  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
  • чувства ответственности за мир природы;
  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Метапредметными результатами являются:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
  •  пересказывать текст по плану;
  •  структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
  •  применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
  •  искать информацию, представлять найденную информацию;
  •  уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
  •  понимать структуру построения рассуждения;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
  •  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
  •  проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
  •  участвовать в учебном диалоге; проявлять самостоятельность в групповой работе;
  •  принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

3. Планируемые результаты обучения

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  •         читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  •  читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
  •  ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание,

     рассуждение;

  •  кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  •  выявлять авторское отношение к герою;
  •  понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
  •  соотносить главную мысль и название произведения;
  •  находить портрет и пейзаж в произведении;
  •  видеть особенности юмористических текстов;
  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
  •  сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
  •  представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
  •  осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
  •  находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
  •  понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
  •  понимать особенности жанра басни;
  •  определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
  • находить в юмористических текстах приемы создания комического;
  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

  •  самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
  •  самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
  •  осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
  •  осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
  •  готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
  •  понимать назначение аннотации на литературное произведение;
  • называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
  •  составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
  •  писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
  •  создавать презентации книг различной тематики;
  •  сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
  •   участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  •         представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
  •  различать малые жанры фольклора;
  •  различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
  •  определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
  •  выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
  • понимать многозначность поэтического слова

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
  •  находить и различать средства художественной   выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
  •  обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
  •  обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
  • выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
  • понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
  •  самостоятельно находить мораль басни;
  • понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

  •  пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
  • читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
  •  передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
  •  выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
  • создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  сознательно пользоваться различными   средствами   выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
  •  читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
  •  подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
  •  читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
  • сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

4. Содержание программы учебного курса

3 класс (136 ч)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Общие мотивы в сказках разных народов.

Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения третьего  года обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.

Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов

«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.

«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский,  А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.

И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература

М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»;   И.   Пивоварова  «Плохие  сны»,

B.        Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Человек вступает в неизведанный мир

1

Развитие навыков выразительного чтения. Ю.Мориц "1 сентября"

Участие в беседе. Слушание. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания текста. Характеристика книги. Анализ и характеристика иллюстраций. Характеристика поэтического текста.

1

02.сен

 

 

2

Формирование общего представления о мифе

Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Слушание. Участие в беседе, в анализе текста. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме. Участие в диалоге.

1

03.сен

 

 

3

Что такое миф. "Калевала"

Чтение вслух. Слушание. Участие в беседе, в анализе текста. Выразительное чтение.

1

05.сен

4.09 

 

4

Бинарные представления в мифе. Русская народная сказка «Яичко»

Участие в беседе. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Построение монологической речи. Выразительное чтение. Пересказ. Анализ произведения.

1

06.сен

 7.09

 

5

Связь стихотворения с народной сказкой. С.Маршак "Дом, который построил Джек"

Сравнивать стихи с фольклорными произведениями, находить сходство с народной сказкой. Творческая работа « сочиняем докучные сказки». Чтение с разной мотивацией

1

09.сен

 

 

6

Связь стихотворения с народной сказкой. М.Бородицкая "Убежала молоко"

Сравнивать стихи с фольклорными произведениями, находить сходство в народной сказкой. Творческая работа « сочиняем докучные сказки». Чтение с разной мотивацией

1

10.сен

 

 

7

Представление о мировом дереве

Презентация своего сочинения. Выразительное чтение. Участие в беседе. Участие в диалоге, групповой и парной работе.

1

12.сен

11.09 

 

8

Представление о мировом дереве. Русская народная сказка "Петушок-золотой гребешок и жерновцы"

Выразительное чтение. Анализ произведения. Составление плана. Словесное рисование. Пересказ по картинному плану.

1

13.сен

 14.09

 

9

Отражение мифологических представлений о мире. Русская народная сказка "Царевна-лягушка"

Анализ картины В.Васнецова «Царевна- - лягушка»

1

16.сен

 

 

10

Особенности сюжета (помощь волшебного помощника). Русская народная сказка "Сивка-бурка"

Выразительное чтение. Анализ произведения. Составление плана. Словесное рисование. Пересказ по картинному плану.

1

17.сен

 

 

11

Особенности сюжета. Русская народная сказка "Сивка-бурка". Загадки

Анализ загадок. Сравнение их со сказкой. Сочинение собственных загадок на тот же сюжет.

1

19.сен

18.09 

 

12

Особенности сюжета (помощь волшебного помощника). Русская народная сказка "Хаврошечка"

Выразительное чтение. Участие в беседе и анализе сказки. Деление текста на смысловые части. Пересказ. Исследование текста. Составление отзыва о произведении.

1

20.сен

21.09 

 

13

Особенности поэтического взгляда на мир. Г.Новицкая "Берёза", И.Бунин "Всё лес и лес", Ф.Тютчев "Полдень"

Презентация отзыва по произведению. Выразительное чтение стихов. Участие в анализе стихотворения. Сравнение стихов со сказками. Рассматривание и анализ картины М.Врубеля «Пан»

1

23.сен

 

 

14

Герой рассказа: особенности характера. Н.Носов "Шурик у дедушки"

Выразительное чтение по ролям. Анализ произведения. Участие в диалоге. Деление текста на части и составление плана. Пересказ по плану. Рассматривание и анализ картины Поля Синьяка «Красный буй»

1

24.сен

 

 

15

Средства художественной выразительности. М.Исаковский "Попрощаться с тёплым летом…"

Выразительное чтение стихотворения. Работа с толковым словарем. Анализ стихотворения. Участие в диалоге.

1

26.сен

 

 

16

Контрольная работа № 1 "По дорогам сказок"

Творческая работа. Работа с лентой времени.

1

27.сен

 

 

17

Виртуальная экскурсия в художественные музеи. Работа над проектом.

Участие в беседе. Презентация своих сказок и иллюстраций к ним. Составление сборника сказок.

1

28.сен

 

 

В единой семье всего живого

18

Представление о пантеоне богов  (древние греки)

Построение предположений на основе имеющихся знаний. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов.

1

30.сен

 

 

19

Подвиги героя. "Прометей"

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме

1

01.окт

 

 

20

Подвиги героя. "Подвиги Геракла"

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Формулирование предположений и простых выводов.

1

03.окт

 

хрест

21

Создание яркого образа. В.Жуковский "Родного неба милый свет…", А.Толстой "Край ты мой, родимый…"

Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выделение в текстах сравнения. Сравнение стихотворений.

1

04.окт

 

 

22

Представление о пантеоне богов  (древние славяне). Легенда "Земля со дна океана"

Построение предположений. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика древнегреческих и славянских богов.

1

07.окт

 

 

23

Одухотворение сил природы. Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер"

Презентация своих рисунков. Выразительное чтение. Пересказ. Словесное рисование. Анализ текста.

1

08.окт

 

 

24

Образ ветра в литературе, живописи, музыке.

Рассматривание и анализ картины А.Рылова «В голубом просторе». Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений.

1

15.окт

 

 

25

Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Высказывание оценочных суждений. Восприятие на слух информации учителя. Упражнение в восприятии на слух стихотворного текста в исполнении учителя или ученика.

1

17.окт

 

 

26

Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текста. Определение цели, средств выразительности, отношения автора к изображаемому. Анализ сюжета авторской сказки, нахождение сходства и различия с сюжетом фольклорной сказки. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Нахождение и зачитывание тех частей текста, которые подтверждают или опровергают высказанное суждение. Рассматривание и анализ иллюстрации

1

18.окт

 

 

27

Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1

21.окт

 

 

28

Авторские сказки классической русской литературы. А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1

22.окт

 

 

29

Выбор книг в библиотеке. Алфавитный каталог

Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Работа в группе. Характеристика книги, рассматривание и анализ иллюстраций

1

24.окт

 

сказки Пушкина

30

Использование в мини-сочинениях выразительных средств языка

Рассматривание и анализ картины А.Рылова «Зеленый шум». Творческая работа Создание собственного текста. Выразительное чтение собственного текста с подчеркиванием с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей.

1

25.окт

 

сочинение по картине

31

Олицетворение в поэтическом и живописном образах. А.Фет "Глубь небес опять ясна"

Декламировать стихотворный текст, выразительно читать на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических).
Осознанно воспринимать содержание стихотворения А.А. Фета, оценивать его характер.
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

1

28.окт

 

 

32

Олицетворение в поэтическом  образе. М.Лермонтов "На севере диком"

Выразительное чтение стихотворного текста, с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)

1

29.окт

 

 

33

Авторские сказки современной литературы. С.Козлов "Такое дерево"

Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение текста.

1

31.окт

 

 

34

Необычное в обычном. Г. Снегирёв "Чудесная лодка"

Упражнение в восприятии текста. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение.  Выразительное чтение текста.

1

01.ноя

 

 

35

Олицетворение в поэтическом образе. А.Фет "Летний вечер тих и ясен". Е.Евтушенко "Заря у клёна на руках"

Осознанно воспринимать содержание текста стихотворений. Оценивать характер, настроение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение,
сюжет, средства выразительности.

1

04.ноя

 

 

36

Необычное в обычном. С.Козлов "Как поймать облако"

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного: поэтические открытия. Анализировать средства выразительности.

1

05.ноя

 

 

37

Сравнительный  анализ характеров героев в сказках  С.Козлова

Осознанно воспринимать сказки  или мультфильмы, снятые по сказкам. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст: выделять способ передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки.

1

07.ноя

 

 

38

Необычное в обычном. Хокку Басё, Кикаку, Исса. С. Есенин "С добрым утром"

Упражнение в восприятии текста на слух. Анализ текстов. Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов.

1

08.ноя

 

 

39

Контрольная работа № 2   "Тема и идея произведения"

Самостоятельная работа

1

11.ноя

 

 

Открываем мир заново

40

Пословицы. "Мать сыра Земля"

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения.

1

12.ноя

 

 

41

Отношения человека и Природы в древности. "Похищение Персефоны"

Чтение и толкование пословиц. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Формулирование вопросов одноклассникам. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника.

1

14.ноя

42

Отношения человека и Природы в древности. "Небесные великаны"

1

15.ноя

43

Времена года в художественной литературе. К.Паустовсукий "Прощание с летом"

Уметь различать художественное и научно-популярное проведение; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли. Анализ текста. Деление на смысловые части, пересказ. Отзыв о произведении. Выборочное чтение.

1

18.ноя

 

 

44

Особенности поэтического взгляда на мир. А.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя", Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою"

Выразительное чтение, чтение наизусть. Анализ стихов. Словесное рисование. Участие в диалоге. Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст.

1

25.ноя

 

 

45

Создание собственного текста

Творческая работа. Презентация своего сочинения "Чудесная жизнь леса зимой".

1

26.ноя

 

46

Особенности фольклорного текста. Корякская сказка "Хитрая лиса"

Чтение по ролям. Пересказ. Характеристика героев. Образ. Мораль.

1

28.ноя

 

 

47

Особый почерк автора. Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Особенности характеров героев в сказке. Уметь озаглавливать части произведения. Уметь представлять творческую работу.
Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения

1

29.ноя

 

 

48

Особый почерк автора. Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

1

30.ноя

 

 

49

Сказка или рассказ? Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

1

02.дек

 

 

50

Особенности поэтического взгляда на мир. М.Яснов "Мы и птицы"

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение,
сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы.

1

03.дек

 

 

51

Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце"

Оценка своих эмоциональных реакций. Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои). Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь», поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики.

1

05.дек

 

 

52

Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце"

1

06.дек

 

 

53

Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце"

1

07.дек

 

 

54

Особая повествовательная манера писателя. П.Бажов "Серебряное копытце"

1

09.дек

 

 

55

Точность поэтических образов. А.Фет "Чудная картина", М.Лермонтов "Горные вершины"

Выразительное чтение (или наизусть) стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.  Представлять отзыв, обсуждать представленные работы.  Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем.

1

10.дек

 

 

56

Поэтические образы малой родины. Н.Рыленков "Все в тающей дымке"

Выразительное чтение. Анализ стихотворения. Рассматривание картины и ее анализ. Участие в обсуждении. Построение монологического высказывания. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Презентация своей работы одноклассникам.

1

12.дек

 

 

57

Проверь себя  по теме «Открываем мир заново»

Уметь работать в группе, координировать свои действия. Работа с лентой времени. Отбор произведений для сборника. Презентация сборника  пословиц, загадок, закличек и др. создание иллюстраций для общего сборника.

1

13.дек

 

 

58

Контрольная работа № 3 "Учимся понимать стихи"

Самостоятельная работа

1

16.дек

 

 

Времена, когда звери говорили

59

Этиологическая сказка о животных. "Почему звери друг от друга отличаются" (нанайская сказка)

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Определение жанровых особенностей произведения, нахождение и зачитывание частей текста, подтверждающих или опровергающих суждение. Осознанно воспринимать содержание, оценивать его характер, особенности, анализировать текст

1

17.дек

 

 

60

Этиологическая сказка о животных. "Почему у зайца длинные уши" (мансийская сказка)

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости, художественной выразительности. Нахождение черт различия между "объяснительными" сказками, сказками о животных и волшебными. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Выразительное чтение, чтение по ролям.

1

19.дек

 

 

61

Этиологическая сказка о животных. "Медведь и бурундук" (нивхская  сказка)

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Уметь интерпретировать прочитанное, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. Работать со словом, различать слова, выражающие отношения между героями произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1

20.дек

 

 

62

Особенности поэтического взгляда на мир. А.Барто "Зимние гости"

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текстов, сравнение цели их написания, использованных средств художественной выразительности.

1

23.дек

 

 

63

Авторские "объяснительные" сказки. Р.Киплинг "Отчего у Верблюда горб"

Выявление в тексте поучительного смысла, особенностей выразительных средств. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в авторском  произведении черт «объяснительной» сказки. Выявление в тексте особенностей авторских средств выразительности.

1

24.дек

 

 

64

Авторские "объяснительные" сказки. Р.Киплинг "Отчего у Верблюда горб"

1

26.дек

 

 

65

Наедине с книгой. Сказки Р.Киплинга о животных

Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации, аннотации. Выбор книги в библиотеке. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование монологического высказывания

1

27.дек

 

хрест

66

Определение особенностей научно-популярного текста.    И. Акимушкин "Обезьяньи носы"

Высказывание оценочных суждений. Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. Уметь высказывать оценочное суждение (в соответствии с правилами речевого этикета).

1

30.дек

 

 

67

Определение особенностей научно-популярного текста.      И. Акимушкин "Броненосцы"

Осознавать отличия научно-популярного текста от научного и художественного. Уметь выделять признаки принадлежности текста к тому или иному стилю. Участвовать в диалоге, приводить аргументированные доводы для доказательства собственного суждения. Воспринимать содержание художественного текста.

1

09.янв

 

 

68

Авторские произведения о происхождении животных. Т.Собакин "Две коровы и коровка"

Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Участие в диалоге.

1

10.янв

 

24-25

69

Создание собственного текста на основе художественного произведения

Выразительное чтение собственного текста, подчеркивание с помощью темпа, интонации, других средств выразительности его деталей и особенностей. Высказывание оценочных суждений. Проведение оценки результата работы группы, оценка собственного вклада в общую работу

1

13.янв

 

 

70

Создание собственного текста на основе художественного произведения

1

14.янв

 

 

71

Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко"

Уметь приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе диспута. Уметь определять жанровую принадлежность текста (сказка или рассказ), выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста. Устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного. Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализировать текст

1

16.янв

 

 

72

Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко"

1

17.янв

 

 

73

Жанровые особенности сказочной повести. К.Паустовский "Стальное колечко"

1

20.янв

 

 

74

Создание собственного текста на основе  художественного произведения

Использование в письменной речи выразительных средств языка

1

21.янв

 

соч-отзыв

75

Представление о проявлении любви к родине в литературе. И.Бунин "Родник"

Понимать эстетическую ценность стихотворного текста, уметь  высказывать собственное суждение. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

1

23.янв

 

 

76

Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Тузик"

Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

1

24.янв

 

 

77

Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Висячий мостик"

Определение настроения художественного произведения, нахождение отражения авторского отношения к изображаемому. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, особенностей и причин его поведения. Участие в диалоге.

1

27.янв

78

Развитие представлений о жанре рассказа. Ю.Коваль "Тучка и галки"

1

28.янв

 

 

79

Особенности поэтического взгляда на мир. А.Фет "Весенний дождь"

Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению

1

30.янв

 

 

80

Особенности поэтического взгляда на мир. С. Маршак "Ландыш"

1

31.янв

 

 

81

Особенности поэтического взгляда на мир. Н.Матвеева "Солнечный зайчик". И.Грабарь "Мартовский снег"

Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины. Создание устного текста (анализ репродукции картины).

1

03.фев

 

 

82

Создание собственного текста на основе  репродукции И.Грабаря  "Мартовский снег"

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Уметь письменно выражать отношение от увиденного.

1

04.фев

 

 

83

Мир чувств героя. В.Драгунский "Красный шарик в синем небе"

Осознанно воспринимать содержание авторского текста. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

1

06.фев

 

 

84

Проверь себя по теме "Времена, когда звери говорили".

Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики «Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени

1

07.фев

 

 

Всмотрись в мир своей души

85

Мифы о происхождении человека. "Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины"

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий,
учебную информацию.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного
чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывка из мифа. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

1

10.фев

 

 

86

Раскрытие внутреннего мира. Н.Матвеева "Девочка и пластилин". В.Кандинский "Два овала"

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

1

11.фев

 

 

87

Контрольная работа № 4 "Сказка. Рассказ. Стихотворение"

Самостоятельная работа

1

13.фев

 

 

88

Двучленная структура басни. И.Крылов "Ворона и Лисица"

Осознанно воспринимать содержание текста басни. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Знать понятие мораль басни; уметь сравнивать басни и сказки о животных. Уметь сравнивать образы Эзопа и героев русских сказок, басен; Уметь различать автора и героев басни. Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка жанра. Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне. Участвовать в инсценировании басни, декламировать ее. Осознанно воспринимать содержание текста.

1

14.фев

 

 

89

Двучленная структура басни. И. Крылов "Ворона и Лисица". Иллюстрации  В.Серова

1

17.фев

 

 

90

Использование сходных сюжетов. Басни Эзопа

1

18.фев

 

 

91

Сочинение басни в прозе

Конструирование высказывания на заданную тему: формулировка главной мысли, продумывание сюжета, логичное и последовательное построение текста, выбор средств выразительности.

1

20.фев

 

 

92

Библиотечный урок. Работа с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова

Высказывание оценочных суждений. Упражнение в восприятии на слух басни в исполнении учителя или ученика и затем при самостоятельном чтении. Сравнение басен, написанных в разное время, разными авторами. Объяснение нравственного содержания произведения. Выбор книги в библиотеке

1

21.фев

 

 

93

Жизнь жанра басни во времени. С.Михалков "Два барана"

Выразительное чтение стихотворного текста на основе эмоционального восприятия. Объяснение нравственного содержания произведения. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения. Сравнение басен разных авторов. Определение жанровой принадлежности стихотворения.

1

03.мар

 

 

94

Сказка, похожая на басню. Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Актуализация знаний об этапах бытования сказки. Уметь анализировать построение сказки, его традиционность. Пересказывать близко к тексту с использованием языка сказки.

1

04.мар

 

 

95

Поучительный смысл сказки. В.Гаршин. "Лягушка-путешест-венница"

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Уметь  прогнозировать содержание текста. Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу; прослеживать композицию сказки. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Создавать собственный текст – мораль к сказке. Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки

1

06.мар

 

 

96

Поучительный смысл сказки. В.Гаршин. "Лягушка-путешест-венница"

1

07.мар

 

 

97

Басенная основа сказки (фрагмент из "Панчатантры"

Высказывание оценочных суждений. Анализ текста фрагмента и сравнение со сказкой Гаршина (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев). Дополнение своего или чужого высказывания. Упражнение в восприятии информации на слух. Рассмотрение книги, знакомство с ней по обложке, аннотации и иллюстрациям.

1

10.мар

 

 

98

Выявление средств художественной выразительности. К.Паустовский "Кот Ворюга"

Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности.  Участие в диалоге. Формулирование выводов. Выразительное чтение текста с передачей авторского и собственного отношения к описываемому

1

11.мар

 

 

99

Выявление средств художественной выразительности. К.Паустовский "Кот Ворюга"

1

13.мар

 

 

100

Анализ характеров героев. И.Пивоварова "Плохие сны"

Осознанно воспринимать содержание текстов и оценивать их юмористический и поучительный характер. Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

1

14.мар

 

 

101

Анализ характеров героев. В.Голявкин "Был не крайний случай".

Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Рассмотрение и характеристика составленных одноклассниками сборников. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. Высказывание оценочных суждений.  

1

17.мар

 

 

102

Контрольная работа № 5 "Басни"

Работа с лентой времени.  Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников.

1

18.мар

 

 

Пересоздаем мир в творчестве

103

Формирование представления о мифе. Миф "Орфей и Эвридика"

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Восприятие текста мифа в исполнении учителя или при самостоятельном чтении.

1

20.мар

 

 

104

Формирование представления о мифе. Миф "Орфей и Эвридика"

Построение предположения о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника

1

21.мар

105

Особенности поэтического взгляда на мир. М.Бородицкая "Художник". А.Герасимов "После дождя"

Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Определение настроения произведения. Выявление главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства

1

24.мар

 

 

106

Выявление средств художественной выразительности. Ю.Коваль "Соловьи"

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова, изобретенные писателем», «повторы».

1

25.мар

 

 

107

Раскрытие внутреннего мира автора. Б.Заходер "Что такое стихи?", К.Бальмонт  "Трудно Фее", "Гномы"

Уметь понимать секреты  поэтического творчества. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер и особенности. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества.

1

27.мар

 

 

108

Отзыв о произведении. «Терешечка», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

Характеристика книги.  Нахождение  книги по определенной тематике в школьной библиотеке. Упражнение в восприятии учебной информации на слух

1

28.мар

 

 

109

Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка"

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

1

31.мар

 

 

110

Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка"

Строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе осознания того, что сказка - волшебная. Иметь представление об особенностях авторской сказки. Объяснять секрет имени героини. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. Уметь сравнивать составленные планы

1

01.апр

111

Авторские сказки зарубежной литературы. Г.Х.Андерсен "Дюймовочка"

1

03.апр

 

 

112

Инсценирование отрывков из сказки "Дюймовочка"

Инсценировать художественное произведение (его часть): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные средства выразительности, мизансцены

1

04.апр

 

 

113

Жанровые особенности сказочной повести. С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценивание своих эмоциональных реакций. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке. Анализ текста. Уметь представлять рассказ о характере Нильса

1

07.апр

 

 

114

Жанровые особенности сказочной повести. С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

1

08.апр

 

 

115

Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком"

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Отслеживание развития характеров героя и персонажей, дальнейшего развития сюжета. Анализ текста (сюжет, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою). Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Обсуждать нравственную проблему, формулировать выводы.

1

14.апр

 

хрест

116

Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком"

1

15.апр

 

 

117

Нравственное содержание прочитанного. С.Лагерлёф "Как трудно стать человеком"

1

17.апр

 

 

118

Создание собственного текста на основе художественного произведения (мини-сочинение)

Уметь представлять свой отзыв. Понимать учебную информацию об аннотации. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом, высказывать оценочные суждения.

1

18.апр

 

 

119

Выявление средств художественной выразительности. М.Пришвин "Разговор деревьев"

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение.

1

21.апр

 

 

120

Выражение чувства в поэзии. М.Бородицкая "В гостях у лесника"

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. Уметь анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, выявлять прием олицетворения.

1

22.апр

 

 

121

Контрольная работа № 6 "Авторские сказки"

Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. Работать с лентой времени.

1

24.апр

 

 

Без тебя мир неполный

122

Бинарные представления в мифе. "Девкалеон и Пирра"

Сравнение мифологических представлений разных  народов с опорой на информацию учебника и информацию, предоставленную  читателем. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения,  проведение аналогий. Понимать нравственные ценности мифа. Уметь высказывать собственное суждение.

1

25.апр

 

 

123

Сюжетное развёртывание переживания. Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Ориентироваться в нравственном содержании, понимать сущность поведения героя стихотворения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

1

28.апр

 

А.Дюрер. Заяц

124

Средства художественной выразительности. Ю.Кушак "Подарок в день рождения", М.Бородицкая "Котёнок"

Выразительное чтение стихотворения. Оценивание достоинства выразительного чтения учеников. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, средств выразительности, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

1

29.апр

 

 

125

Выявление средств художественной выразительности. И.Тургенев "Воробей"

Анализ текста. Уметь определять главную мысль рассказа. Подробный пересказ текста. Определение особенностей художественного текста.

1

02.май

 

 

126

Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Строить предположение о дальнейшем развитии событий, о  причине поступков Темы. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя. Высказывать предположения о характере Темы, подтверждать суждения цитатами из текста. Деление текста на части, озаглавливание каждой части, пересказ. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Уметь интерпретировать прочитанное, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа.

1

05.май

 

 

127

Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"

1

06.май

 

 

128

Герой рассказа: характер и мир чувств. Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка"

1

08.май

 

 

129

Использование в письменной речи выразительных средств языка (письмо Тёме)

Уметь конструировать высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, логично и последовательно строить текст, отбирать средства выразительности

1

12.май

 

 

130

Итоговая контрольная работа  (№ 7)

Самостоятельная работа

1

13.май

 

 

131

Открытое выражение чувства. Э.Мошковская "Нужен он…"

Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

1

15.май

 

 

132

Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре"

 Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношениях Дениски и отца.

1

16.май

 

 

133

Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре"

1

19.май

 

 

134

Мир чувств героя. В.Драгунский "Девочка на шаре"

1

20.май

 

 

135

Контрольная работа № 8 "Характер литературного героя"

Самостоятельная работа

1

22.май

 

 

136

Особенности поэтического взгляда на мир. С.Махотин "В тридцатом веке"

Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения. Чтение стихотворения наизусть.

1

23.май

 

 

6. Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические контрольные работы (8). Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». 

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по литературному чтению:

  • текущий устный опрос;
  • проверочная работа;
  • текущая самостоятельная работа;
  • контрольная работа;
  • итоговый контроль;
  • тест-опрос;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальные задания;
  • тематический контроль;
  • контроль навыков чтения вслух,
  • чтение наизусть,
  • пересказ по готовому плану.

Примерный график контрольных работ


п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Контрольная работа № 1

 "По дорогам сказок"

27.09

2

Контрольная работа №  2  

“Тема и идея произведения”

11.11

3

Контрольная работа №  3  

“Учимся понимать стихи”

16.12

4

Контрольная работа №  4  

“Сказка. Рассказ. Стихотворение”

13.02

5

Контрольная работа №  5  

“Басни”

18.03

6

Контрольная работа №   6

“Авторская сказка”

24.04

7

Контрольная работа №   7

Итоговая

13.05

8

Контрольная работа №   8

"Характер литературного героя"

22.05

        Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 2

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащённости

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1

1

100

Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова.

1

1

100

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл.: В 2 частях.

22

22

100

Хрестоматия   по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова.

22

22

100

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл.

1

1

100

Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 кл.: В 2 частях.

22

22

100

Дополнительная

Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск).

1

-

-

Наборы сюжетных картинок.

1

1

100

Портреты поэтов и писателей.

1

1

100

Репродукции  картин и художественные фотографии.

1

1

100

Детские книги различных типов из круга детского чтения.

+

+

+

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

1

1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Ноутбук

1

1

100

Мультимедиапроектор

1

1

100

Интерактивная доска

1

1

100

Кодоскоп

1

-

-

Транспоранты к кодоскопу

+

-

-

Учебные кинофрагменты

+

-

-

Телевизор

1

-

-

Диапроектор

1

-

-

Магнитная доска

1

1

100

Диапозитивы, диафильмы, слайды

+

-

-

Учебные звукозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

+

-

-

Фонохрестоматия для начальной школы

1

-

-

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

+

+

+

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.

1

1

100

Мультимедийные образовательные ресурсы.

+

-

-

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

+

-

-

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны

иметь представление:

– об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

– об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

– об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

– об особенностях жанра басни;

знать:

– наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;

– имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту;

– различать малые жанры фольклора;

–находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературы;

– отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– рассказывать о любимом литературном герое;

– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)

Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...