Коррекционные приемы работы в период обучения грамоте
статья по чтению (1 класс) по теме

Каждый учитель знаком с  работой по  разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально, но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Упражнения  с разрезной азбукой в период обучения грамоте

           Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания, воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться  - это значит не только дать  ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить,  работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка  в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности, приобретаются навыки самостоятельной  работы с учебным материалом.  К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы  - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно.  В настоящее время воспитание  активности и самостоятельности является одной из важных задач  образования учащихся. Каждый учитель знаком с  работой по  разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально, но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся  составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое  слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова, замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.

Упражнения с буквами:

  1. Покажите буквы: к, з, а, т и т.д.
  2. Назовите буквы.  (Учитель показывает  разные буквы.)

Упражнения со слогами:

  1. Покажите слоги:  шу, ты, но, па  и т.д.
  2. Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)

Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят  звук.  То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и   самостоятельно. Один учащийся показывает букву,  другой её называет. Потом играющие меняются ролями.  Упражнения с буквами чередуются  с упражнениями в  чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить.

Например: найдите и положите перед собой  слог  но,  затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет.  Такие  упражнения облегчают овладение навыком чтения.

  1. Работа со слоговыми таблицами:

Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и  укрепляет навык слогового чтения,  и развивает  самостоятельность учащихся.  Для детей это  интересная работа,  вызывающая дух соревнования.

Задание: Составить  из данных слогов слова. Кто отгадает  больше слов?

ЛИ

ША

ПИ

САЛ

ПА

МА

ЛАШ

ЛА

ЛИЛ

По этой таблице можно составить слова: липа, шалаш, пила, лапа, Маша, шалил, писал, мала.

МА

РА

ШУ

ЛА

УШ

МУ

 Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.

РА

О

НА

СА

УМ

НО

ЛО

РЫ

МЫ

Слова: рана,  оса, оно, она,  рано, норы, нора, мыло, умна, умно, рамы, сало.

УТ

МА

СИ

ШИ

ЛИ

НА

ПИ

ПА

ЛА

НО

РО

МОН

Слова: утро, лимон,  пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.

О

НЫ

РО

ПЫ

ПО

СИ

КИ

СОС

МА

ТО

МАШ

ЛИ

По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.

Слова: осины, тополи, сосны, липы.

Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена  детей:  Тома, Рома, Сима.

КА

ГИ

ТЫ

ЛАМ

ДОС

ЦВЕ

КНИ

ПА

ПАР

Задание: составить названия классных вещей.

Слова: книги, парты, цветы, лампа.

МА

СЕСТ

БА

БРАТ

ДЕ

ПА

БУШ

РА

ПА

КА

ДУШ

МА

Задание: составить названия членов  семьи и сложить из разрезной азбуки.

КО

ОВ

ЛИ

ГУ

КУ

ЗА

РО

СА

ВА

СИ

ЦЫ

РЫ

 Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...

Диагностическая работа в период обучения грамоте по УМК "Перспектива" за 1 полугодие 1 класса

Материал диагностической работы подбирала сама с опорой на перечень предметных умений учащихся....

Тренировочная работа в период обучения грамоте

Данные упражнения помогут учителю контролировать усвоение программы....

Проверочные работы в период обучения грамоте

Работа составлена по программе обучение грамоте....

Работы в период обучения грамоте.

Карточки для работы на уроках в период обучения грамоте...

Карточки для индивидуальной работы в период обучения грамоте

Методическая разработка может быть рекомнедована к использованию в работе учетелям, заинтересованным родителям....

Педагогические условия организации орфографической работы в период обучения грамоте

Формирование орфографического навыка у младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Общая характеристика орфографического навыка. Цель, задачи, содержание периода обучения грамоте.  ...