Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Поурочные разработки по литературному чтению, Москва, «ВАКО», 2010 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева.

Цели:

      -  продолжить знакомство с  творчеством А. П. Платонова;

  • учить детей анализировать текст;
  •  обучать сравнивать тексты.

 -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления.

Задачи урока:

-развивать умение работать с текстом; навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь и  уважение к матери, к учителю,  интерес к учёбе.
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы
Тип урока: комбинированный.

Технология:

  •  развитие критического  мышления через чтение и письмо.

 Приёмы:

  • чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.

Оборудование: ИКТ, мультимедиа система, презентация, учебник «Литературное чтение»  3 класс, часть 2,  В. Г.  Горецкий.

 

                                 Эпиграф: Чтение без размышления –  пустое занятие.

                                                                                             пословица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eshchyo_mama.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное                    учреждение

                          средняя общеобразовательная  школа  № 4

                                          Левокумского района

                                          Ставропольского края

                                                с. Правокумское

Конспект

открытого урока литературного чтения,

проведённого в 3  классе Глазуновой Еленой Анатольевной

по теме: А. П. Платонов «Ещё мама»

14 апреля  2011 год

 

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Поурочные разработки по литературному чтению, Москва, «ВАКО», 2010 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева.

Цели:

      -  продолжить знакомство с  творчеством А. П. Платонова;

  • учить детей анализировать текст;
  •  обучать сравнивать тексты.

 -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления.

Задачи урока:

-развивать умение работать с текстом; навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь и  уважение к матери, к учителю,  интерес к учёбе.
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы
Тип урока: комбинированный.

Технология:

  •  развитие критического  мышления через чтение и письмо.

 Приёмы:

  • чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.

Оборудование: ИКТ, мультимедиа система, презентация, учебник «Литературное чтение»  3 класс, часть 2,  В. Г.  Горецкий.

                                 Эпиграф: Чтение без размышления –  пустое занятие.

                                                                                             пословица

                                     

                                                               

                                                                        Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Повторение.

2. 1. Речевая разминка.( чтение птичьим базаром, хоровое, повторение о звуках [р], [р’].

Ра – ра – ра – идёт в школу детвора.

 Рок – рок- рок  – начинается урок.

Ры – ры – ры – в классе много детворы.

Ру – ру – ру – мы затеяли игру.

2. 2. Игровое упражнение « Собери пословицу» ( работа в парах), объяснение смысла пословиц.

1 ряд –Мир освещается солнцем, а человек знанием.

2 ряд – Кто много читает, тот много знает.

3 ряд – Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

2. 3. Просматривание слайдов, дети рассказывают стихи.

Школа! Школа! Ты – начало

Всех профессий и дорог.

Ты нам другом верным стала,

Чтобы по сердцу занятье

 В жизни каждый выбрать смог!

Учитель всюду вместе с нами,

Учитель учит нас добру,

Учит чтенью и письму,

Рисованью, пенью,

А ещё терпенью,

Учит честным, смелым быть,

Учит Родину любить!

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдёшь теплее рук

И надёжней маминых.

Не найдёшь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама самый лучший друг

Лучше мамы  - нету!

2. 4. Проверка домашнего задания. 

-Что вы знаете об авторе? 

Русский , советский писатель, прозаик,  первой половины XX века. Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андре́й Плато́нович Климе́нтов) — родился автор 28 августа 1899 года в Воронеже. Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка. Он  поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает  помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе,  в воронежских мастерских. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности  которой живёт простой человек. Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза».

 Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.

Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке?

   К какому литературному жанру оно относится? Почему?

    О ком этот рассказ?

   Расскажите как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?

 Чтение по ролям :  диалог « Мама провожает сына в школу».

   Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына?

   Какой наказ дала мама Артёму?

   Какие чувства испытал мальчик и его мама?  

Чтение по заданию :

     Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?

     Кого он увидел в школе?  

3. Стадия вызова.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом.  
- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.

-Кто встретил Артёма ?  Что его беспокоило?

Дерево предсказаний

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

3.Что может произойти

в рассказе с таким

названием?

                                                                   3группа- 3 вопрос   

1группа-1 вопрос

                                             

                                                  2 группа-2 вопрос

 4. Стадия осмысления

  • оробел - испугался
  • марля – тонкая ткань
  • спозаранку – рано утром
  • Лексическая работа.

5. Физ. минутка. 

Мы бросаем мяч друг дружке.

Мячик прыгал, как лягушка.

Укатился он куда – то.

Не найдут его ребята.

6.Сравнение.

  С каким произведением можно сравнить этот рассказ?

  В чём сходство,  а в чём различие?

  Вывод: разные писатели - разные герои и их характеры.

7.  Чтение текста.

7. 1. Чтение текса учителем. (1 остановка) 

Как Артём вёл себя  в классе?  

7. 2. Чтение учениками по «цепочке».

Учительница приводит Артёма к себе домой. ( 2 остановка)

7. 3. Самостоятельное «жужжащее» чтение . (3 фрагмент текста)

  Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться.

 Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина». Чем закончился рассказ?

   

 8. Игровая пауза.

8. 1.Задание в парах.
Составьте кластер – описание Артёма

8. 2. Работа по группам.
Составить синквейн-описание мамы.

  • Мама
  • 2 прилагательных - её описание
  • 3 глагола-её действия
  • Фраза по тексту из 3-4 слов.
  • Слово-синоним, как вывод.

9. Стадия рефлексии.

  • Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю?
  •  Совпали ли ваши предположения о содержании произведения?
  • Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?

10.  Домашнее задание:

 с.139 – 143 выразительно читать.

Напишите мини-сочинение

 (5-7 предложений)

от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы )

Не забудьте передать чувства и переживания героев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...