Доклад "Развитие литературного творчества через компьютерную игру"
материал по чтению по теме

Корнилова Марина Алексеевна

 

     В связи с развитием информационных технологий, появилась проблема не любви к чтению. Современного ребёнка не интересует скучное чтение, анализ произведений, изучение биографии классиков. Готовый материал он найдёт по интернету, в различных энциклопедиях.   В связи с этим у ребёнка не формируется творческое воображение как важнейший атрибут творчества.

Цель работы: разработка компьютерной игры по литературному творчеству.

Задачи.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по основам литературного  творчества младших школьников.
  2. Разработать компьютерную игру для младших школьников для развития литературного творчества младших школьников.
  3. Использовать в игре методы и приемы по развитию литературного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_literaturnomu_tvorchestvu.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие литературного творчества

через компьютерную игру

                                                                                           Выполнила: Корнилова

                                                                                                            Марина Алексеевна,

учительница начальных

 классов Майской СОШ

                                                                                                           им. Е.Л. Чистякова

Покровка, 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………….....5

  1. Литературное творчество как предмет психолого-педагогического исследования …………………………………………………………………………………………….5
  2. Литературное творчество как основа духовного развития  младших школьников………………………………………………………………………………8

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА……………………………………………………………………………….....10

  1. Разработка урока-игры по литературному творчеству…………………………………………....………………………………….10
  1. Организация методов и приемов литературного творчества. Рекомендации…………………………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....22

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….........................23

Введение

  Актуальность. Именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.

   В связи с этим, образовательно-воспитательная система должна развивать творческую индивидуальность человека. Всякая индивидуальность имеет собственное миропонимание и стремится к реализации своих замыслов. Реализация этих замыслов и есть творчество.

   Познакомившись с работами В.А. Сухомлинского, В. В. Степановой, В. А. Левина, И. Кузьмичёва, Н. В. Нечаевой, В. В. Иванихина, я пришла к выводу, что литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия.

   Литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство:

* формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер);

* обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся;

* воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение;

* формирования потребности в общении средствами искусства;

* преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы;

* осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний;

* оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.

   Но в связи с развитием информационных технологий, появилась проблема не любви к чтению. Современного ребёнка не интересует скучное чтение, анализ произведений, изучение биографии классиков. Готовый материал он найдёт по интернету, в различных энциклопедиях.   В связи с этим у ребёнка не формируется творческое воображение как важнейший атрибут творчества.  

Цель работы: разработка компьютерной игры по литературному творчеству.

Задачи.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по основам литературного  творчества младших школьников.
  2. Разработать компьютерную игру для младших школьников для развития литературного творчества младших школьников.
  3. Использовать в игре методы и приемы по развитию литературного творчества.

   В ходе работы были применены следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- игра на развитие творческих способностей;

   Методологической основой явились труды Л.С. Выготского, А.Я. Дудецкого, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, Е.А. Лустиной, О.И. Никифоровой, З.Н. Новлянской, А.В. Петровского, Н.В. Пьянковой, И.М. Розет, И.В. Страхова,  В.А. Сухомлинского, В. В. Степановой, В. А. Левина, И. Кузьмичёва и др.

   Практической значимостью работы состоит в возможности применения педагогами начальных классов, родителями предложенной игры по развитию литературного творчества с целью привлечения  детей младшего школьного возраста к литературному чтению.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

  1. Литературное творчество как предмет  психолого-педагогического исследования

   Некоторые психолого-педагогические школы считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех, а следовательно, развивать и работать в этой области особенно не над чем. Подобная точка зрения основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов деятельности. Этот критерий вполне применим для выявления "более" творческих индивидуумов, но мало полезен для стимулирования творческой активности детей.

   Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в общеобразовательной школе развивать в нем умение мыслить нестандартно. Развивать и направлять творческие способности детей; готовить их к сознательному, творческому восприятию учебного материала в школе и в жизненных обстоятельствах – есть главные задачи развития литературно-творческой мысли. Чтобы творчество стало потребностью ребенка, учитель должен суметь познать, почувствовать внутренний мир ребенка, раскрыть его духовные силы, дать им простор и направление. 

   Что же такое творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих, прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.

   Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П. Торранс пишет: «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее».

    С точки зрения М.Р. Львова, «Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.

    Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на три основные группы:

-  способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

- способности, связанные с темпераментом  (эмоциональность);

- умственные  способности.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху».

    «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, – писал Л.С. Выготский, – но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе, уже в самом раннем детстве…  Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Литературно-творческая деятельность невозможна без активной работы воображения. У младших школьников, обладающих известным жизненным опытом, воссоздающее воображение становится по сравнению с воображением дошкольников более точным, а фантазия (творческое воображение) – более глубокой по своему содержанию. Эмоциональность, свойственная младшему школьному возрасту, особенно влияет на процесс воображения, определяет его «силу» и «слабость». К семи годам воображение ребёнка постепенно приобретает относительную независимость от его внешней деятельности, что особенно важно для литературного творчества. Психологические исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.С.Лейтеса, А.А.Леонтьева показывают, что дети младшего школьного возраста способны переживать в воображении: «содействие» и «соучастие» при восприятии художественных произведений сменяется у них более высокой ступенью – «сопереживанием». Эмоциональность, живость воображения ребёнка, его непосредственность, отсутствие стереотипных и шаблонных представлений способствуют созданию художественного образа даже в тех случаях, когда у детей нет достаточного читательского опыта.

   Проблемы воображения включены в сферы изучения целого ряда наук: философии и психологии, эстетики и литературоведения, медицины и ^ педагогики.
  Представители эстетики видят в воображении, прежде всего ведущую
предпосылку к художественному отражению мира, проявляющуюся в ходе самореализации личности в создании эстетически значимых ценностей. При этом оно воспринимается как универсальная творческая способность к переработке материала действительности и переосмыслению фактов объективного мира на языке искусства.
  Для литературоведов воображение писателя или поэта - специфический духовный феномен, движущая сила литературно-художественного творчества, сопровождающая и направляющая работу автора на всех этапах создания произведения от возникновения замысла до его реализации. Это то, без чего «нет подлинной прозы и нет поэзии».
  В исследованиях педагогов особое внимание уделяется воображению обучаемых в процессе усвоения знаний и формирования умений. В частности, ими признается, что ни один учебный предмет не может быть надлежащим образом изучен кем бы то ни было без опоры на воображение.

  1. Литературное творчество как основа

 духовного развития  младших школьников

   Воспитание есть сотворение образа человека, и в учебном процессе воспитание должно стоять на первом месте. Ведь дать знания не главное, главное – какой человек будет этими знаниями владеть, на зло или на добро будут они направлены. «Имей сердце, имей душу, и будешь Человек во всякое время…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище», - писал Д. И. Фонвизин (комедия «Недоросль»).

   И. А. Ильин в статье «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1934) писал: «Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера…Русский человек силён тогда, когда он целен…Образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя…». Ведущую роль учителя в процессе жизни отмечает и С. П. Капица, упоминая в своей статье слова Бисмарка, что «франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель».

      «Воспитание, бесспорно, одна из вечных областей человеческой деятельности, причём самая значимая. Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей», описывая тех, кого уважал и кем восхищался, справедливо отмечал, что «восхищения достойна прежде всего почва, их взрастившая». Этой почвой безусловно можно назвать литературное творчество.  

. Литературное творчество, являясь средством обучения и саморазвития учащихся и одновременно результатом их самореализации, служит основой духовно-нравственного воспитания и объединяет все составляющие образовательно-воспитательной системы.

    Концепция системного подхода к духовно-творческому развитию подрастающей личности предполагает реализацию общественно значимых задач эстетического воспитания усилиями различных социальных институтов. В этой связи ведущим фактором, определяющим преемственность эстетической направленности воспитательного процесса, становится деятельность внешкольных учреждений: досуговых центров, музыкальных и художественных школ, детских библиотек.

   Приобщение подрастающего поколения к литературному творчеству является важнейшим компонентом системы эстетического воспитания ребенка-читателя, так как именно в литературном творчестве происходит развитие образного мышления, способности к чуткому различению смысловых оттенков родной речи, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, творческого воображения.

  Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов  педагогов.

    В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства (и это позволяет ему при восприятии узнавать их и открывать заключенное в них значение), приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное, что до сих пор не привлекало к себе того внимания, какого заслуживает: в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развитого художественного восприятия.

   Одно из условий очевидно: взрослый, который руководит творчеством ребенка, должен ориентироваться на воспитание читателя. Ученый-педагог М.А. Рыбникова еще в 1929 году сформулировала этот принцип в виде лозунга: «От маленького писателя – к большому читателю». Отсюда вытекает стратегия воспитания литературным творчеством, сущность которой можно коротко выразить так: стимулировать творчество и общение, чтобы в литературной деятельности ребенка воспитывать у него потребность читать и способность постигать подлинно художественные произведения.

   Если проанализировать работу учителей, которым удается сформировать у своих учеников читательский талант, мы увидим, что все они в своей практике исходят (в той или иной мере осознанно и последовательно) именно из этой стратегии.

   Поэтому, В.А. Левин предположил: «Если занятия творчеством – надежный путь к развитию потребности в чтении и умения читать, то почему же литературная самодеятельность должна оставаться уделом лишь тех, кто проявил к ней особую склонность? Разговор о воспитании литературным творчеством всех без исключения школьников назрел»

2.1. Разработка урока-игры по литературному творчеству

Форма занятия: компьютерная разноуровневая  игра.

Класс: учащиеся начальных классов.

Цель: зажечь творческий потенциал детей.

Задачи: 1) обеспечить сетевое окружение;

2) организовать разноуровневую игру;

3) проводя игру систематически, развивать творческие способности.

Используемые методы и технологии: разноуровневое обучение, игровой метод, поисковое обучение, ситуация успеха, (возможны  индивидуальная и групповая формы работы).

Оборудование: тетрадь, ручка

Ход занятия:

  1. Вводная часть (если игра проводится впервые, используется групповая форма, если повторно – индивидуальная работа).
  2. Основная часть.

Первый уровень.

1.  Найдите рифмующееся  (созвучное) слово к слову звезда.

а) небо;     б) еда;  в) ручка;  г) гнездо.

 2. Найди лишнее слово:

Тень, пень, лень, тюлень, тюль, день.

3.  Найди пары:

Тон                                                 ножка

Простой                                      перестать

Читал                                           картон

Ложка                                           мечтал

Спать                                            постой

4. Найди похожие по звучанию слова к слову   воробей: 

вор, правей, правый, славный, соловей,

главней, вора бей, лук-порей, быстрый, быстрей.

  1. Угадай словечко:

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки…

Кто придумает конец,

Тот и будет …

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился…

6. Подбери к данным рифмующимся словам свои слова:

кот, рот, порт, сорт, компот, пот…

7. Представь, что так обозначается ударный слог , так  безударный слог . Найди слово

по схеме:   —

   Ласточка, книжка, некрасивый, переехал,

карточка, магнитофон, тетерев.

8. Подбери к слогу  ра слова, оканчивающееся на на него.

9.Подбери рифмующиеся слова к слову крокодил.   

                Второй уровень.

1. Найди рифмующуюся строчку к строчке

Глазки шире открываем…

А) Удивляемся всему;

Б) И закрыли поскорей;

В) Ни минуты не теряем;

Г) Мы пример так подаём.

2. Подбери рифмовку. Например,

Ра-ра-ра – лето – классная пора.

Ре-ре-ре - …

Ру-ру-ру - …

 

3. Продолжи строчку :

У меня заболел живот…

4. Подставь слова.

Кто учиться хочет с толком,

Пусть забудет в школе лень…

«Л» – лисица, «М» – мартышка,

«Н» - _____, «О» - _________.

5. Придумай строчку.

Ты беги, беги, играй

На свободной воле,

И расти, и расцветай,

_________________.

6. На заданную рифму  придумай двустишие: ералаш – репортаж

7. Придумай пропущенные строчки.

Дети! В школу собирайтесь, -

______________________

Попроворней одевайтесь –

____________________.

8. В конце отрывков стихотворений Л.М. Квитко

вставь слова, связанные с растительным миром.

а) Из Сибири их родитель –

     И не страшен им мороз,

     Мать из Ялты – потому-то

     В них замешан запах…

                б) Пилят пилы без умолку,

                    Пилят пилы дуб да … .

            Третий  уровень.

  1. Из рассыпанных слов составь двустишие.

Прошёл, наши, гурьбой, бегут, день, домой, школьники.

2. Придумай диалог дедушки и внука.

  • Дедушка ____________
  • Ой, внучок_____________.

3. Продолжи известные строки на  свой лад.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

4. Придумай   пословицу о маме, используя созвучные слова. 

5. Придумай свой вариант  стихотворения с началом:

На что похожи облака? 

6. Представь, что ты – бабочка. Напиши стихами о себе.

7. Используя данные слова, придумай стих.

Утюг, макароны, книги.

8. Придумай считалку:

Раз, два, три, четыре,  пять…

9. Сочини колыбельную для щенка.

  1. Заключительная часть.

(Подведение итога, рефлексия).

  1. Организация методов и приемов литературного творчества. Рекомендации.

   На сегодняшний день учеными и методистами разработаны различные методы, приемы, направленные на развитие творческих способностей учащихся младших классов. На сочинительской деятельности, которая “красной нитью” проходит через все формы работ на уроках “Литературы как предмета эстетического цикла”, разработанных Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, с первых уроков дети знакомятся с “секретами”, которые автор “прячет” в своем произведении. Разгадывая эти “секреты”, дети сами учатся работать в позиции “автора”, то есть творить, сочинять, придумывать.

   Знакомим учеников с четырьмя “секретами” стихотворений, которые можно объяснить так:

  • авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они звуками пишут. И секрет этот называется “звукопись”;
  • в стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихотворения звучат размеренно, ритмично;
  • в стихах есть рифма, т.е. слова, похожие по звучанию;
  • писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.

    Существует истина, что писать стихи ещё не значит быть поэтом.

    Для того, чтобы быть поэтом, нужно многое, помимо технических знаний и навыков. Ясно, что если мы упражняемся в писании стихов с целым классом (группой) учеников, то не во имя массовой подготовки поэтов, даже и не во имя тех одного-двух учеников, которым может быть, действительно суждено стать впоследствии творцами-поэтами. Обучение писанию стихов имеет целый ряд ближайших, непосредственно ценных для всех учеников класса воспитательных результатов.

   Знакомство с техникой и процессом поэтического творчества заставляет ученика сознательно и с любовью относиться к красотам поэзии.

   Только ребёнок, обученный хотя бы только элементам теории стихосложения, сможет понять и принять стихи. Он будет искать и просить книжки стихов, а не отворачиваться от них.

   Обучать детей писанию стихов, - значит открыть им доступ к бесконечному источнику чистой радости и благих порывов.

   Обучение писанию стихов есть наиинтереснейшее, буквально захватывающее, средство развития учащихся выразительной, краткой, но точной, меткой и образной речи.

   Писание стихов – это наихитрейшее, но в то же время и наиприятнейшее упражнение свободно владеть и свободно распоряжаться своим словесным запасом.

   Писание стихов влечёт за собой не писание пустых фраз, напротив того – навык к сжатой и продуманной до последнего слова речи.

   Даже Л.Н.Толстой, не признающий  стихописание, и тот на уроках русского языка своей Ясной Полянской школе постоянно прибегал к писанию стихов. Обучение стихам он ставит даже на одно из видных мест среди приёмов и методов, вырабатывающих чутьё к родному слову.

   Обучение писанию стихов необходимо начинать с младших классов. Начинать подробную работу с детьми среднего и старшего возраста не только трудно, но и почти совсем невозможно для общей массы учеников. У детей младшего школьного возраста ярче конкретное мышление, а в старших классах мышление ближе к абстрактному, далеко не поэтическому мышлению.

   Младшие школьники, кроме того, свободнее обращаются со своим словарным багажом, у них ещё нет боязни «употребить не то слово», что создаётся у учеников старших классов и в результате постоянной логической работы над выяснением понятий и терминов.

   Чтобы правильнее велась работа, следует придерживаться определенных условий:

  1. Искреннее увлечение поэзией и любовь к ней со стороны руководителя. Однако совершенно необязательно самому «уметь писать стих».
  2. Дети должны учить стихи наизусть, но не те, что «требуются» программой или понравились руководителю, а те, что им нравятся.
  3. Постепенное практическое ознакомление детей с техникой стихотворения: рифмой, ритмикой, строфикой (элементарной) и с другими приёмами поэтического стихотворного творчества.

    Особое внимание уделяется развитию ритмического чутья, уже от природы присущего детям. Благодаря этому, дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. Радость словотворчества – самая доступная для ребёнка интеллектуальная одухотворённость.

   В стихосложении в 1 классе ребёнок улавливает специфичность звукового построения речи, ощущает её выразительность, постигает значение отдельных слов, сопоставляя их со словами-синонимами, учится эмоциональной речи.

   Во втором классе ребёнок более отчётливо чувствует единую звуковую структуру, ярко выражает своё отношение к окружающему, ко всему увиденному, стилистически более точно оформляет свои высказывания.

   В 3-4 классах дети начинают более осмысленно ориентироваться в жанрах и стилях речи, выбирать тот или иной жанр для написания стихотворного текста по заданной теме и по интересующему их вопросу.

   Система работы с первого по четвёртый классы предполагают следующие виды практических заданий:

 - наблюдения рифм в стихотворном произведении;

 - подбор слов, рифмующихся с данным и другим;

 - договаривание словечка в неполном четверостишии;

 - дополнение фразы рифмующимся словом и другим.

   Непосредственно на развитие творческого воображения литературных способностей читателей младшего школьного возраста направлена игра “Что на что похоже”, методика которой представлена в работе В.А. Левина “Воспитание творчества”.

  Для игры «Допиши две строки!» предлагается неизвестное участникам «неоконченное» четверостишие (обычно юмористическое). Его заранее подбирает или сочиняет кто-нибудь из воспитанников или их родителей, а чаще педагог. Для начала можно предложить дополнить одну строчку.

Начало строк: У слона заболел живот…

Получаются такие:

Завершающие строки: И со лба побежал пот. (Роза Н.)

                                      Он сказал: «Помоги, кот!» (Оля С.)

Начало строк: Жил на свете старый пёс…

Завершающие строки: У него хозяин – босс. (Таня Н.)

                                      Он пролил немало слёз. (Лена М.)

                                      Он любил таскать овёс. (Оля С.)

                                      Он дарил собачкам роз. (Алёша К.)

   1)  Ассоциации по сходству.

Задумать предмет и найти для него 3-5 сравнений. По этим сравнениям дети должны угадать задуманный предмет.

    2) Найди пару.

Небо – земля, пол – ?.

Стакан – подстаканник, свеча – ?.

    3) Отгадка в рифму.

   С помощью этой игры можно незаметно подвести малышей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания. ( Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

  Распространенный прием - «оживление», «очеловечивание» неодушевленных предметов, явлений природы. Постепенно ребята могут представить себя снегом, почкой, листиком, сосулькой и т.д.

Карина М. «Я – линейка. Моё любимое занятие измерять в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах. Я бываю пластмассовой, деревянной и железной. Меня нельзя гнуть, потому что я могу сломаться. Мне нравится находиться в пенале со своими друзьями. Я очень люблю менять свой наряд: бываю то оранжевой, то жёлтой, то пятнистой. Я такая нужная и незаменимая вещь.  Не забывайте меня брать с собой на урок математики».

   Ученики, приобщенные к стихописанию, начинать любить поэтов и с особой внимательностью, можно сказать, с жаром, набрасываются на поэзию.

   Сначала выбираем тему. Писали мы на различные темы, иногда на свободные, чаще на заданные, писали дома, писали в классе. Например, о родителях.

Мама

   Мама – самый лучший друг!

                                            Мама, мама, мама!

Нет на свете нежных рук.

                                             Мама, мама, мама!

         Кто нам вяжет, шьёт рубашку,

                                             Мама, мама, мама!

  Мама наша просто сказка,

                                             Мама, мама, мама!

Мясоедова Таня, 4 класс

О маме

                                             Утром меня провожает,

  Днем с улыбкой встречает,

                                              Вечером сказки читает,

   А ночью мой сон охраняет.

                                              Милая моя мамочка,

                                              Нежная ты моя ласточка,

                                              Буду тебе помогать,

                                              Вместе по жизни шагать.

Роза Николаева, 2 класс

   Расскажу я вам про маму

    Про красивую, любимую,

                                               Нежную и милую.

        Мама очень любит стряпать

                                                И картины вышивать,

        Любит спортом заниматься

                                                И активно отдыхать.

                 Перед сном прочтёт мне сказку,

                                                Песню нежную споёт.

                                                В доме мама создаёт

                                                И уют, и чистоту.

    Мамочка, я тебя люблю!

Макарова Карина, 2 класс                                                              

Папа

                                                Папа – самый сильный

                                                Для меня на свете.

             Он нам дом построит светлый,

  Где жить будем вместе.

   Что захочешь, смастерит

  И в хотон скорей бежит,

      А потом нам ужин варит…

                  Вот, что значит, настоящий папа,

                                                Всё равно, что мама

Мясоедова Таня, 4 класс

   Тема родины вызывает патриотический дух.

Наша Амга

                                                                    Амга красива и мила,

Перед ней никто не устоит.

                                           «Самая красивая река!» -

      Каждый покровчанин говорит.

   Всё лето в реке мы купаемся,

    Любуемся природной красой

И каждое утро встречаемся

У речки, с погодой любой.

      Гости каждый день являются

 И любуются нашей Амгой,

  Что каждый год собираются

 Летом на денёк, на другой.

Саввина Оля, 3 класс

 

Защитник

   Защитник, защитник

                                                  На страже стоит!

  Он Родину-матушку

 От врагов защитит!

 За всех он в ответе,

За всех он не спит!

     За землю Российскую

                                                   Его сердце болит!

       С праздником сегодня

Поздравляем его!

   Спасибо, защитник,

За покой и добро.

       

Ковалик Кира,  4 класс

   Коллективное творчество детей имеет и огромное моральное значение. Также единение в творческом акте имеет и колоссальное моральное (воспитывающее) значение и для педагога. 

    Писали каждый за страх и риск, писали  коллективно, даже на переменах. Опыты коллективного писания стихов особенно ценны, как лучшая стилистическая школа. Здесь ученик видит, как, что и почему. Каждое слово взвешено, профильтровано, принято иногда из нескольких вариантов.

Чудо-хлеб

                                            Вкусный, вкусный хлеб!

                                            Мы его так любим все,

                                            Приготовленный из теста

                                            Мы его лепили вместе.

  Получился самым вкусным,

  Потому что он – искусство,

                                            Созданное нами,

                                            Нашими руками.

Никитина Таня,

Макарова Лена,

     Макарова Карина,

2 класс

     При коллективном способе написания сказок можно использовать игру-задание «Я начну, ты продолжи». Начинает один, второе предложение говорит второй, третье – следующий и так далее. У нас получился такая сказка.

Злой Дом.

    В некоторой деревне жили-были дома. Они жили дружно и мирно. Но среди них был один Злой Дом – дом с привидениями. Его все боялись.

   Однажды случилось несчастье: ночью внезапно сгорел один дом. Дома очень расстроились, горевали. Это был их лучший друг. Стали поговаривать, что во всём виноват Злой Дом. Все дома в округе стали обвинять его. Он не признавал свою вину.

    Как-то раз случилось чудо: Злой Дом стал добрым и ласковым. Остальные дома его спросили:

- Из-за чего ты стал такой добрый?

- Потому что из меня вылетели все привидения, и теперь я стал как прежде. Меня раньше заколдовала Злая Ведьма за то,  что я был самым красивым и роскошным домом. Она видимо позавидовала мне, превратила меня в злого. Но дух сгоревшего дома, не давал покоя Злой Ведьме (он ведь раньше был моим другом).  И в конце концов она всё-таки сняла заклятие.

   После этого все стали с ним дружить. На месте сгоревшего дома построили новый».

    Сухомлинский В.А. в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" писал: "Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем".

   Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.

   Например, детям можно предложить написать письмо одному из сказочных героев. Прочитав сказку Д.М. Мамина-Сибиряка «Сказка о Храбром Зайце Длинные Уши Косые Глаза и Длинный Хвост», ребята решили написать письмо Зайцу.

   «Храбрый Заяц! Пишет тебе Оля Саввина. Сначала ты мне не очень понравился, когда хвастался, что ты победишь Волка. Я думала, что все зайцы трусливые, но ты оказался не таким трусливым. Можно сказать, что ты победил волка, ты оказался храбрым. И я тоже, благодаря тебе, чуть стала храбрей. Спасибо за это!»

   «Уважаемый Заяц! Пишет тебе ученица 3 класса Макарова Карина. Недавно на уроке литературы мы прочитали про  Вас сказку. Сначала вы мне не понравились тем, что очень много хвастаетесь. Вот я, например, знаю по сказкам и по мультфильмам, что все зайцы трусливые и плаксивые. Но Вы оказались не таким. Я просто восхищаюсь Вашей храбростью и смелостью».

   «Здравствуй, Заяц! Мне очень понравилась твоя история с Волком. Конечно, я понимаю, что ты не такой уж и храбрый, но случай с тобой  произошёл смешной. В следующий раз будь осторожней. Серёжа».

   Умение сочинять сказки  - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи. Конечно же, успешная работа по развитию индивидуальных творческих способностей детей невозможна без учёта их психофизиологических особенностей: темперамента, типа мышления, типа памяти, уровня самооценки. Важное значение имеет также отношение к учению, и в частности, к предмету.

   Существуют возражения о том, что детское творчество несовершенно по форме, наивно по содержанию, возможно, это так. Но если говорить о сказке, то именно наивность придаёт сочинению особую прелесть. Конечно, можно подождать лет пять-десять и талантливые заговорят, и то, что им положено написать, напишут. А остальным это не нужно. Так сказали бы, если бы речь шла о воспитании писателей.

   Но мы не стремимся воспитывать «маленьких писателей». Задача школы другая, но не менее важная – воспитать талантливого читателя, обладающего тонким эстетическим вкусом, умеющего глубоко понимать произведения искусства, созданные другими. Единственный возможный путь к этому совершенству – собственный труд, от азов овладения техникой до самостоятельного творчества. И начинать здесь надо раньше, когда этот вид творчества носит для детей привлекательный характер.

   Конечно, будет трудно, но по словам  Г.А. Гуковского: «Кто сказал, что школа должна учить тому, что легко школьникам? Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, то есть радостною победой…» (Гутовский Г.А. Изучение литературного произведения в школе, с. 262).

   Научить творчеству, наверное, нельзя, но помочь ребёнку стать на этот путь можно. В качестве подготовительной работы учащихся  знакомят с общими теоретическими положениями, касающимися особенностей сказочного жанра (наличие специфического построения: присказка, зачин, концовка; волшебных предметов, животных, событий; победа добра над злом; троекратные повторы с усилением, постоянные эпитеты, ритмические рисунки, рифмы, инверсии подлежащего и сказуемого, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы и др.).

   Характерные черты сказки – это переплетение реального и фантастического, многослойность содержания,  особое видение мира, метафоричность, наличие определённых типических сюжетов, особая стилистика жанра и др.

   А детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично. Сказка входит в его мир с самых ранних лет как реальность. Он верит в волшебство. Сказка привлекает ребёнка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворённым чувством справедливости. Часто ребёнок не только воспринимает сказку, но и создаёт её, живёт в ней. Занимаясь литературной работой с детьми, нужно опираться на эту особенность детской психологии.

   Творческую деятельность в области сказки следует дополнять просмотром мультфильмов, составлением подборки иллюстраций, комиксов к собственным сказкам, кукольными спектаклями по мотивам сказочных произведений, инсценированием, импровизациями, конкурсами, викторинами и т. п. Все эти виды творческой работы также способствуют развитию эстетического вкуса учащихся, охотно выполняются школьниками, и интерес к ним не угасает.

   Учащиеся начальных классов очень любят играть. И элементы игры могут присутствовать в сочинении сказок. Допустим, даю задание сделать комикс к сказке Гаршина «Лягушка-путешественница». Предваряю его такими словами «Сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссёрами. Ваша задача…» Объясняю её. Если какое-то понятие (например, профессии) встречается впервые, кратко объясняю особенности деятельности того или иного работника искусства. Составление комикса – работа трудная. И очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают «комикс», спорят, предлагают своё решение, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характеры героев. Порой поражаешься, насколько серьёзно это делается: никто не сомневается, допустим, что он «сценарист». И это хорошо. Играя во взрослых, дети учатся соучастию. И от этого, и от чувства обязанности идут к творческой деятельности. Затем, разглядывая готовый выполненный коллективно комикс, замечаешь дополненные от самих детей элементы – это и есть полёт фантазии.

   Для представления художественного произведения можно провести довольно распространённый приём – игру с иллюстрациями, используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, братьев Гримм. Сначала прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку и её автора, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Такая работа, в основном, даёт наглядное представление о композиции, развивает речь. Но всё же это и первая ступенька к творчеству. Можно попросить учащихся добавить  ещё картинку от себя – домыслить действия.

   Похожий  прием используется в задании «Совместить несовместимые картинки». Детям даётся задание придумать сказку, объединив в целое несовместимые картинки.

Заключение

    Развивая творческие способности учащихся, мы способствуем формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.

   Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ученике обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления. Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.

   По словам М. Пришвина, «писательство – это концентрация личности в слове». Поэтому в современной школе слово должно стать орудием духовной культуры, духовного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акутина С. П. Воспитание – семья и школа // Классный руководитель. Москва: 2007. - №3. – С. 130
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Бушман Е.А. Развитие творческих способностей учеников на уроках словесности // Народное образование Якутии. Якутск: 2006. - №1 – С. 75
  4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. – 1996. - №9 – С. 57-60
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Владос, 1990. – 157 с.
  6. Веселова Т.С. Художественно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения сказки // Детская литература. – 2000. - №3. – С. 53
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. – 2-е изд. – М., 1967. – С. 27
  8. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников. С-Петербург.: «Специальная литература», 1996.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
  10. Головёнкина Г.В. Литературное творчество младших школьников в начальных классах. М.: 2008. – С. 16
  11. Грачёва И.С. Уроки литературы. СПб., 1996. – С.5
  12. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс». 2004. – 416 с.
  13. Ильин И. А. «Творческая идея нашего будущего», 1999.
  14. История эстетики Памятники мировой эстетической мысли. Том IV.  – М.: Изд-во «Искусство», 1969. – С. 402.
  15. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1999.
  16. Колесникова Н.А. Сказки и дети. К проблеме формирования эстетического вкуса учащихся младших классов // Литература в школе. Москва: 1999. - №2 – С. 79
  17. Кузьмичев И. «Литература и нравственное воспитание личности». М., «Просвещение», 1980.
  18. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
  19. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка //Начальная школа, 1993, № 1,с. 13.
  20. Левин В. А. «Воспитание творчества». Томск, «Пеленг», 1992.
  21. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
  22. Пранцова Г.В. Развитие творческих способностей // Литература в школе. Москва: 1989. - №1 – С. 67
  23. Миртов А. В. Поэтическое творчество в школе // Литература в школе. Москва: 1997. - №4 – С. 92
  24. Миртов А.В. Сочинение в школе // Литература в школе. Москва: 1996. - №6 – С. 84
  25. Николаева М.А. Развитие литературного творчества в процессе выпуска классной газеты // Народное образование Якутии. Якутск: 2007. - №2 – С. 91
  26. Нечаева Н. В. «Организация литературного творчества». М., 1993.
  27. Одаренные дети. Пол ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.:

Прогресс. 1991.

  1. Степанова В.В. «Школа развития индивидуальности». Смоленск, Универсум, 2003.
  2. Чукрова Ф.Н. Уроки творчества – уроки гражданственности // Народное образование Якутии. Якутск: 2007. - №3. – С. 85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютерные игры-добро или зло"

Классный час для учащихся о вреде компьютерных игр....

Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность

В работе рассказывается о работе над творческим долгосрочным проектом, посвященным творчеству С.В. Михалкову...

Нет - компьютерным играм, да - подвижным!

Различные варианты игр помогут вам провести с пользой свободное вермя!...

Компьютерные игры

Презентация-исследовательская работа учащихся под руководством учителя.Используется для проведения классного часа...

Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.

Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.Обобщение опыта работа. (2015 год)...

Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....