Коррекционно-развивающая работа по формированию навыка чтения в классах с ЗПР.
учебно-методический материал по чтению по теме

Капцова Марина Валерьевна

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Данный материал содержит упражнения для развития навыка чтения у детей с медленным темпом чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Основное предназначение курса – обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение их в мир художественной литературы. На уроках чтения решаю как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. А именно.

  • формирование фонематического восприятия звукового анализа и синтеза;
  • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
  • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  • развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных и педагогов – новаторов, работающих в этой области.

За основу в коррекционно-развивающем процессе я взяла рекомендации кандидата психологических наук Н.П.Локаловой  «Как преодолеть медленное чтение у школьников» и методику профессора Фёдорова, который рекомендует 8 резервов обучения чтению.

В процессе работы использую систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения: сознательность, беглость, правильность и выразительность. Это упражнения:

  • направленные на развитие чёткости произношения;
  • вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • развивающие оперативное поле чтения и память;
  • развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
  • для развития выразительности чтения.

Также применяю коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения, предложенные Н.П.Локаловой. (Смотри приложение)

Из резервов обучения чтению я взяла в свою практику шесть.

1. Жужжащее чтение.

2. Ежедневные пятиминутки чтения.

3. Режим щадящего чтения.

4. Чтение на время на уроке.

5. Чтение перед сном.

6. Замер скорости чтения для сравнения результатов.

Чтобы дети правильно читали, с меньше затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, можно дать им определённые ориентиры, составить памятки, правила. Например:

ПАМЯТКА

«Учись читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чём читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и про себя.

Приведу примеры упражнений, используемых для совершенствования навыка чтения.

«Звуковая разминка»

1. Артикуляция.

Гласные: а, о, ы, у, и, э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с, з-с-ш.

2. Слова, трудные для произношения. Электрификация, портфель, директор и др.

3. Чистоговорки и скороговорки.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата и чёткость произношения.

«Чтение слов и словосочетаний на определённое время»

1. Слова с общим корнем: вода, водный, водяной; Родина, родной, родители.

2. Сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса.

3. Слова, отличающиеся одной буквой: чистота – частота, девушка – дедушка, булка – белка.

Упражнение вырабатывает внимание к слову и его частям, являясь предпосылкой правильного чтения.

«Фотоглаз»

Этот приём использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов, ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Использование этого приёма помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет приём и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 секунд (вначале) до 2-х минут.

Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

«Губы»

Упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

«Угадай»

1. Антиципация слов, предложений, пословиц.

2. Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 – в зависимости от того, как читают дети).

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

«Буксир»

Я читаю текст,  варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.

Упражнение вводилось для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. С этой целью я использую задания, формирующие интерес к чтению.

  • Чтение по ролям.
  • Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
  • Заканчиваю чтение на самом интересном месте, предлагая ребёнку дочитать.
  • Конкурсное чтение стихов или отрывков.
  • Инсценирование.

Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами, могу заметить, что мои ученики хорошо читают, являются частыми посетителями школьной библиотеки, приносят книги из дома и обмениваются ими, на доступном для них уровне обсуждают прочитанное, высказывают своё мнение. С удовольствием заучивают наизусть стихи, участвуют в различных литературных конкурсах, викторинах, проводимых в классе и в школе.


Приложение

Коррекционно–развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения.

Задания на синтез звукобуквенных элементов.

«Сложи слово». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая– на другой. Слева кладут карточки с началом слова, а справа с их вторыми половинами. Нужно сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. Усложнение: половинки слов перемешать, и ученик должен сам найти начало и конец слов. Можно попросить подобрать похожие по написанию слова

(мо–локо, молоток, молодец; по–года, победа, посуда; бе–седа, берег, берёза...).

«Синтез звуковых элементов». Ученику произносят отдельные звуки и предлагают сказать, какой слог получился. Материалом для занятий являются прямые слоги (си, на, ко), обратные (оп, ом), закрытые (сап, лам), слоги со стечением согласных (сто, при). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, и нужно назвать какое слово получилось.

«Упреждающий синтез». Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ученик должен определить недостающий слог в слове.

«Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, т.е. каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее из 15–16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

Чтение пунктирно написанных слов. Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых записаны не полностью, а с отсутствием некоторых из частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание ученику: Слова разрушились, но их нужно прочитать. Степень разрушения букв постепенно увеличивается.

 Задания на упрочнение ассоциативных связей между буквой и звуком.

Поиск заданной буквы. Ученик должен в течении 30 секунд найти в тексте заданную букву. Отыскав, её он подчеркивает или обводит кружком. Ошибки анализируются (пропуск, подчеркивание другой буквы). Затем дается задание на отыскание другой буквы.

Мягкие буквы. Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная строчная буква.

Задания на развитие зрительного анализа.

Найди слова. Ученику дают 18–20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Надо найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. (Малина–машина, Маша–Миша, стойка–стайка).

Прочитай быстро. (Для развития целостности и дифференцированности восприятия). Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий–ближний, дедушка–девушка, редкий–резкий.

Задания на увеличение объема восприятия.

Чтение строчек с  прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком несколько строк.

Словесные столбики. Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнение продолжать до тех пор, пока ребёнок не научится читать слова, состоящие из 10 букв.

Мгновенное восприятие слов и словосочетаний. Для расширения «поля зрения» ученик должен охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

Задания для улучшения артикуляции.

Произнеси быстро. Даётся предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести её слух–без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Произнеси гласные звуки. Ученики должны произносить гласные звуки в различных темпах, повышая и понижая голос. Например, и–э, и–о, э–у, э–и.

Отчётливо произнесём. Дети должны отчётливо произнести согласные, которые слабо дифференцируются (ш–с, ж-с, р–л, с–з) и пары слов, различающихся одним звуком (мышь–мыс, нож–нос, жарко–жалко, суп–зуб).

Данные коррекционно–развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми медленно читающими детьми. Однако, особого внимания и тщательной отработки требуют те задания, которые учениками выполняются с затруднениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию навыка чтения

Презентация к выступлению с отчётом по плану самообразования....

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Из опыта работы по формированию навыков чтения (методические разработки). В педагогическую копилку.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

Этапы работы по формированию навыка чтения детей с ОВЗ.

Этапы работы по формированию навыка чтения детей с ОВЗ (умственно отсталых детей).Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения зн...