сказка "Иван Царевич и Серый волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Никифорова Светлана Николаевна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе русская сказка "Иван-царевич и Серый волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_cht_3_klass_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Урок по литературному чтению в 3 классе

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Подготовила и провела:

учитель  Никифорова С. Н.

16 октября 2013

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование:    презентация с иллюстрациями к произведению, тесты 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

(Слайд №2)

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

- На уроке мы познакомимся и проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)

III. Актуализация знаний

  1. - Докажите, что литературное произведение  - это сказка. Что такое сказка?

Сказка  это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (слайд №4)

  1. - К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)

  1. - Почему она волшебная?

                      Признаки волшебной сказки     (слайд №6)

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) (слайд №7)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка) (слайд №8)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд №9)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Учитель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61


Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова "Иван-Царевич на Сером волке"

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать  окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн...

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

презентация к сказке "Иван - Царевич и Серый Волк"

презентация к сказке "Иван - Царевич и Серый Волк"...

Тест к сказке Иван-царевич и Серый волк

Тест к сказке Иван-царевич и Серый волк...

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...

КВН по серии мультфильмов "Иван царевич и Серый волк"

Самсонова Марина АнатольевнаУчитель начальных классовПрезентация 1 слайд. Ведущий: Здравствуйте, ребята мы начинаем наш КВНЯ приглашаю на сцену две команды по 5 человек!Ребят вы будите получать п...