«Формирование навыков чтения младших классов и пути их совершенствования»
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Елена Владимировна Фёдорова
Изучение ключевых умений читательской деятельности и  определение наиболее эффективных методов  и приёмов, способствующих развитию навыков чтения.
Подбор  систем упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха),
 способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения с учётом индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1359310432.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование навыков чтения младших классов и пути их совершенствования»

Слайд 2

изучить ключевые умения читательской деятельности и определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Учитывать индивидуальные особенности детей.

Слайд 3

чтение с пониманием; пересказ; правильное, выразительное и беглое чтение; аудирование; литературоведческий анализ (на доступном для школьников уровне); работа с книгой; сочинительская деятельность.

Слайд 4

1 уровень : нетрудные в содержательном и лексическом отношении тексты 2 уровень : нетрудные в содержательном отношении тексты, в которых встречаются новые, ещё непонятные ребёнку слова 3 уровень : предлагаются тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом 4 уровень : большие по объёму и более сложные тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом

Слайд 5

определять тему и основную мысль текста; задавать вопросы по сюжету, отвечать на поставленные вопросы; делить текст на смысловые части; составлять план; сопоставлять и осмысливать поступки героев; выражать своё отношение к героям и обосновывать его; читать наизусть лирические стихи; выделять и объяснять из контекста и с помощью словаря непонятные слова; отмечать ключевые слова; передавать смысл прочитанного; находить в тексте фрагменты (отрывок, эпизод, выражение, слова) на заданную тему.

Слайд 6

индивидуальная групповая Работа в малых группах В постоянной паре

Слайд 7

Многократное обращение к тексту Работа по толковому словарю «чтение – спринт» Беседы по прочитанному

Слайд 8

подробно или кратко излагать прочитанный текст (можно опираться на план), соблюдая логику пересказа; при кратком пересказе придерживаться главной мысли; составлять план произведения; пересказывать от разных лиц; высказывать и обосновывать оценочные суждения.

Слайд 9

индивидуальное чтение текста; чтение и пересказ в малой группе или в паре; составление плана в паре, краткий пересказ текста (при обучении краткому пересказу); выбор фрагмента произведения в паре, составление плана, пересказ фрагмента (при обучении выборочному пересказу) индивидуальное, парное или групповое творческое завершение пересказа (рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить или изменить, предать содержание от другого лица или в иной логике).

Слайд 10

1. Замечать любые творческие проявления обучающихся; 2. Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной деятельности.

Слайд 11

недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний и ударений; соблюдение норм литературного произношения; читать сознательно; делать логические ударения; соблюдать паузы; находить и соблюдать нужную интонацию, в т. ч. передавать голосом эмоциональное состояние героя.

Слайд 12

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения

Слайд 13

работа над скороговорками - можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например: С енька с С анькой вёз С оньку на с анках. Ш ла С а ш а по ш о сс е и с о с ала с у ш ку. - начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например: Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.

Слайд 14

формирования трёх умений · Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. · Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). · Ставить логическое ударение в предложении. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.

Слайд 15

Набор 1. 1. Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Тексты зрительных диктантов ( по И. Т. Федоренко). - запишите предложения в обратном порядке; - запишите только второе и пятое предложения; - запишите предложения с третьего по шестое.

Слайд 16

рекомендации по выработке беглого чтения

Слайд 17

Ученик должен уметь: различать элементы книги (титульный лист, обложка, автор, заглавие, оглавление, иллюстрация); различать типы издания (художественное произведение, сборник, собрание сочинений, учебник, периодическая печать, справочник, энциклопедия); различать жанры произведений (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, былина); различать виды информации (художественная, научно-популярная, деловая и пр.) соблюдать правила обращения с книгой.

Слайд 18

к освоению произведений, ученик переходит только после успешного завершения предыдущего уровня; нужно учитывать связи между ключевыми умениями читательской деятельности; одно и то же произведение можно использовать для формирования разных ключевых умений, неоднократно возвращаясь к нему, решая те или иные задачи; учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников; создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их; только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков литературного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...

Формирование навыка чтения младших школьников

Формирование навыка чтения младших школьников...

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Статья на тему :Особенности формирования навыка чтения младших школьников....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ  ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ  НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...