Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Урок по теме Саша Черный  "Что ты тискаешь утенка?" с использованием прослушивания аудиотеки, походом в Музейный дом и рассматриванием картины А.Дюрера "Заяц" имеет огромное воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sasha_chernyy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

-познакомить учащихся со стихами Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей»;

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-способствовать формированию УУД;

  • Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция,  постановка учебной задачи; планирование
  •  Личностные: действия смыслообразования
  • Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли
  • Познавательные: умение структуировать знания

     общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов       информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

       логические: построение логической цепи рассуждений

      Постановки и решения проблем: самостоятельное сознание способов решения проблем поискового характера

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Чураковой Н.А. 2 часть, 3класс

-сборники со стихами Саши Черного

-презентация «Саша Черный»

-аудиозаписи «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Воробьиная дискотека»

Ход урока

1.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений

                                                                           Слайд     РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ .

Прочитайте строки с доски про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

-с интонацией – восклицательной

-сердито

-весело

-быстро и весело

У: О чем говорится в этом предложении?

Почему перепел прятал их от ребят?  Какая опасность может угрожать птицам?

( Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? ( Это скороговорка).

У: Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?

( Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

слайд

 ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА   ЗАГАДКА      БАСНЯ  СКАЗКА    ПЕСНЯ     НЕБЫЛИЦЫ  

У: Кто создает жанры?        (Народ, писатели, поэты.)

У: Что создают поэты?

3.Изучение нового материала

У: Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века».

Ребята, вы получили данную информацию.    Какие цели поставим на данном уроке?

(Узнать об интересном человеке. Кто этот поэт? Какие стихи он писал? О чем он хотел рассказать нам в своих произведениях?)

У: Этот поэт написал много стихов для детей.                      Выставка книг

У: Вы догадались, кто этот поэт?

У: О чем его стихи?

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ.

Ученик:  Может быть, слыхали все вы и не раз,

Что на свете есть поэты.

А какие их приметы

Расскажу я вам сейчас.

Уж давным-давно пропели петухи,

А поэт еще в постели.

Днем шагает он без цели,

Ночью – пишет все стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,

Весел он под каждым кровом

И играет звонким словом,

И во все сует свой нос.

Он, хоть взрослый, но совсем такой, как вы

Любит сказки, солнце, елки.

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы.

У него есть белоснежный резвый конь.

Конь – пегас – рысак крылатый

И на нем поэт лохматый

Мчится в воду и в огонь.

Ну, так вот, такой поэт примчался к вам.

Это ваш слуга покорный.

Он зовется – Саша Черный.

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,

Все стихи при свете свечки.

До свиданья, человечки!

Надо чайник снять с плиты.

                                                             слайд

Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках.

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

У: Что вы узнали о поэте? 

                                                 физпауза

Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте.

Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

 Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок..)

 Давайте прочтем его  еще раз.

 Все ли слова и выражения были понятны вам?

Как вы понимаете значения этих слов?  (Высказывания детей)

Подтвердились ли ваши предположения?                        слайд

Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут»  (Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя).

У: На сколько строф можно поделить это стихотворение? 4

Какие две темы обсуждаются в стихот.?

 1 тема - взаимоотношения мальчика и утенка (1 и 4 строфы)

2 тема – взаимоотношения бегемота и мальчика (2 и  3 строфы)

Вам уже встречалось стихотворение, где автор в конце возвращается к той теме, которая звучала в начале? (В горах мое сердце)

Какие бы иллюстрации вы нарисовали к стихотворению?

Как автор убеждает мальчика не тискать утенка?(Советует, убеждает, настойчиво просит).

Как будем читать стихотворение?          (Будем убеждать).

      Попробуем вместе с автором убедить мальчика.

Прочитайте стихотворение про себя.

     Прочитайте выразительно стихотворение в паре. 1-2 пары заслушать

У: Что хотел сказать автор нам этими стихами?  Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?   НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ !  ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ !

                   Объявляется физминутка.  «Воробьиная дискотека»

У:  А еще хотите стихи послушать?

                                                ВЫСТУПЛЕНИЯ ребят

У: Каждое произведение  нас чему-нибудь учит. Чему научили вас стихи ?

У: Что объединяет эти произведения?

У: О каких личностных качествах Саши Черного вы узнали на уроке?

( Этот человек неравнодушен к происходящему вокруг. Он призывает и нас быть неравнодушными.)

4. ПОХОД в музейный зал

 А. Дюрер «Заяц»

Рассмотрите внимательно зайца. Что подметил художник, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния? Художник писал этого зайца зимой или летом? Как вам кажется. Заяц сидит спокойно, расслабленно или он напряжен, боится чего-то? По каким признакам можно это определить? (как сложены передние лапки, как раздвинуты ушки- заяц напряжен, ему неуютно) на каком фоне изображен заяц? Догадались где он находится? Можно взять лупу. Как вам кажется. Где же ему будет уютнее, как дома? (в траве, лесу)

5. Итог урока   Рефлексия учебной деятельности. Урок закончился. А какой след в вашей душе он оставил?  Какие выводы вы сделали?

У: В начале урока вы изъявили желание поработать и узнать новое на уроке. Достигли ли вы своей цели?

6. Д.З: Дома выучите одно из стихотворений Саши Черного, которое вам больше понравилось. Нарисуйте иллюстрации к выбранному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения  по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....

Урок литературного чтения Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

Урок литературного чтения Н. Артюхова "Саша - дразнилка"  1 класс по программе "Школа России"...

Конспект к уроку литературного чтения "Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

Конспект к уроку литературного чтения в первом классе Н. Артюхова «Саша - дразнилка»...

конспект урока по литературному чтению по теме "С.Черный. Что ты тискаешь утенка", 3 класс

данный конспект урока разработан по теме "С. Черный. Что ты тискаешь утенка"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Н. Артюхова «Саша-дразнилка»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" (УМК "Школа России" - 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Саши Черного и с его стихотворением «Что ты тискаеш...