Индивидуальная программа коррекции нарушений навыка чтения
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

 

 

В настоящее время отмечают значительное увеличение числа детей, имеющих трудности в развитии навыка чтения. За время работы  мною  были изучены особенности детей и причины, вызывающие те или иные отклонения при формировании навыка чтения. На основе этого  была составлена программа коррекции  нарушений навыка чтения на каждого ученика. Данная программа  помогает решать задачи своевременной и активной помощи ребенку с трудностями в формировании навыка чтения, обеспечивает коррекцию индивидуальных недостатков в формировании навыка чтения,  способствует личностному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сызранский филиал государственного бюджетного  специального (коррекционного) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной

 школы – интерната № 2 г.о. Жигулевск

Индивидуальная  программа

 коррекции нарушений навыка чтения

Введение

     В настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность  школы  становится немыслимой без организации системы КРО детей, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению.

     За время работы, изучив особенности детей и причины, вызывающие те или иные отклонения при формировании навыка чтения  была составлена программа коррекции и нарушений навыка чтения на каждого ученика. Данная программа  помогает решать задачи своевременной и активной помощи ребенку с трудностями в формировании навыка чтения, обеспечивает коррекцию индивидуальных недостатков в формировании навыка чтения,  способствовать личностному развитию.

     Андрей М. обучается в данной школе два года. Текущая диагностика показала, что  ребенок в основном овладел навыком  чтения целыми словами, но незнакомые слова и слова сложной слоговой структуры читает с затруднениями. Скорость чтения 30 слов  при норме чтения  50 слов в минуту. Смысл прочитанного понимает, но при наводящих вопросах. Чтение маловыразительное.   При чтении не соблюдает паузы между предложениями и абзацами, допускает орфоэпические ошибки, фонематические - замены и искажения. Овладел навыком пересказа, но нарушает последовательность и причинность событий. Бедный словарный запас. Нарушен грамматический строй речи.  

     Для диагностики сформированности навыка чтения  были использованы следующие методики:

     1. Тест звукобуквенного кодирования и декодировании. (В.В.Тарасун, 1996 г.)

     Этот тест позволяет учителю изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию. С этой целью подобраны специальные задания для изучения состояния зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этом в задания целенаправленно включен тот материал, который также позволяет всесторонне оценить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из необходимых предпосылок различения и усвоения букв.

     Данный тест показал, что Андрей правильно соотносит фонему со зрительным образом буквы, выделяет заданную букву от других

     2. Задания для исследования чтения слогов

Цель: оценка сформированности навыков чтения (слого-слияния).

     Ребенку предлагаются слоги и инструкция: "Прочти слоги" или "Прочти, что я покажу".

     Для исключения трудностей произношения ребенка используется инструкция: "Покажи, где написано то, что я читаю".

Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений.

В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА). При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки.

В результате диагностики было выявлено:

- Андрей в основном овладел навыком чтения целыми словами, простые по слоговой структуре слова читает быстро

- допускает ошибки (смешивает близкие по акустическим и артикуляционным признакам букв в слогах)

 3. Задания со словами для исследования чтения слов

Цель: оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.

Ребенку предлагались задания  со словами: 

- простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников;

-  сложными по слоговой структуре и звуковому составу;

- малознакомыми, редкоупотребляемыми;

в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов.

Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т. е. схожие по написанию (переполох—перепонка—перепелка). При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать, звуки, часто используемые в устной речи.

 Ребенку предлагаются слова и инструкция: "Прочти слова" ("Читай вслух слова") или "Прочти, что я покажу".

Диагностика показала:

- испытывает затруднения при чтении незнакомых слов и слов сложной слоговой структур;

- не всегда понимает смысл прочитанного, требуется многократное прочтение.

  4. Задания 28-34 с фразами различной синтаксической конструкции для исследования чтения фраз и текста.

- простые по конструкции с прямым порядком слов;

- с увеличенным объемом слов;

- сложные по грамматической структуре: атрибутивные, инвертированные, сравнительные конструкции и т. п.;

     Ребенку предлагаются фразы и инструкция: "Прочитай предложения" ("Читай вслух предложения") или "Прочти то предложение, которое я покажу".

В процессе обследования обращается внимание на то, при чтении каких фраз у ребенка возникает больше всего затруднений (например, простые фразы прочитываются правильно, а безошибочное прочтение предложений с увеличенным объемом слов становится недоступным).

Если ребенок справляется с чтением отдельных фраз, ему предлагается прочесть отрывок или отдельный текст, соответствующий его знаниям, доступный ему по объему и содержанию. Тексты должны отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый, с тем чтобы определить уровень овладения навыком чтения. В тех случаях, когда ученик не справляется с текстом, обследующий путем варьирования материала выявляет уровень, который доступен ученику.

Обследующий фиксирует приемы чтения, которыми ученик пользуется при чтении слов различной структуры в тексте, отмечает количество и качество ошибок. Также ведется наблюдение за темпом чтения, что является весьма важным компонентом техники чтения, показателем его автоматизма.

В ходе обследования выявлено:

- низкая скорость чтения (30 слов в минуту при норме 50 слов)

- при чтении допускает искажения слов

- не соблюдает паузы при прочтение предложений с увеличенным объемом слов;

- допускает орфоэпические ошибки.

     5. С целью выяснения понимания смысла прочитанного могут использоваться следующие приемы обследования:

- пересказ прочитанного рассказа;

- ответы на вопросы о прочитанном;

- объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений;

- соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках; прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.

Данное обследование показало, что Андрей смысл прочитанного понимает, но при наводящих вопросах, не выделяет главную мысль текста.

     6. Методика обследования лексики (Щ.Е. Грибова)

     Позволяет обследовать словарный запас детей, умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы.

     Данная методика показала, что у Андрея бедный словарный запас, испытывает затруднения при образовании новых слов.

     7. Методика обследования грамматического строя речи.

     Цель: выяснить как понимает и употребляет в речи предлоги, существительные родительного падежа множественного числа, как образовывает сравнительную степень прилагательных, как пользуется глагольными формами и т.д.

      Было выявлено, что Андрей при пересказе текста, при ответах на вопросы, при составлении небольших текстов путает родовые формы, допускает ошибки в согласовании  слов в предложении, неправильно употребляет предлоги в своей речи.

     На основе данных методик подобраны следующие формы, методы и приемы:

- словесный метод,

- практический метод,

- игровой метод,

- наглядный метод.

     Подобраны разнообразные приемы работы, задания, упражнения

- на развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико – фонематического восприятия,

- на формирование артикуляционного аппарата,

- на формирования когнитивного компонента навыка,

- на развитие познавательных процессов,

- на формирование двигательных навыков чтения,

- на формирование умения расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

- на обогащение словарного запаса,

- на формирование запоминания слухо-двигательных образов,

- на формирование умения синтезировать смысловые единицы текста,

- на развитие мыслительной деятельности.

Используются следующие формы работы:

- индивидуальная работа,

- урок,

- работа в парах.


Программа коррекции нарушений навыка чтения (работа над текстом)

ФИО ученика_____ Андрей М.____

ФИО учителя_____ Серова Т.Н

Класс 3 «Г»                           Учебный год 2013-2014

Период реализации программы конец первой четверти

        

Выявленное нарушение навыка чтения

Группа трудностей

Планируемый результат

Методы

Формы, приёмы

Формы организации

(урок, ИГЗ, индив.работа)

Сроки

достижений

Реальный результат

                      коррекции

1

Неправильное чтение похожих по начертанию букв в слогах, словах

Вторая группа трудностей

недостатки

 формирования когнитивного компонента навыка чтения

- замена букв, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

II. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико – фонематического восприятия

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

-умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Правильно читает похожих по начертанию букв в слогах , словах

Словесный метод,

Практический метод

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная разминка

Упражнение «Фотоглаз»

Чтение слогов на время

Упражнение «Укрась волшебную елочку» (пирамидки)

В гостях у чистоговорок

Урок

Урок

Инд. Работа

Работа в парах

Инд. Работа

Урок

Ноябрь 2013

2

- не всегда понимает смысл

Прочитанного

Первая группа трудностей

- низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Вторая группа трудностей

недостатки

 формирования когнитивного компонента навыка чтения

-Недостаточность

В развитии познавательных процессов

 Непонимание переносного смысла слов, фраз;

искажения смысла слова

понимает смысл прочитанного

Практический метод, игровой метод,

словесный метод

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Чтение слов с закрытой нижней половиной

Чтение наложенных друг на друга слов

Поочередное чтение слов прямо и наоборот

Поиск в тексте заданных слов

Упражнение «Спаси слово от Буквоежек»

Упражнения «Слова в темнице»,

 «Части слов поссорились»

Задание «Объясни значение»

Игра «Найди пару»

Урок

Урок

Инд. Работа

Инд. Работа

Урок

Урок

Работа в парах

Урок

Инд. Работа

Работа в парах

Ноябрь 2013

3

-низкая скорость чтения (30 слов в минуту при норме 50 слов)

Первая группа трудностей

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

Вторая группа трудностей

недостатки

 формирования когнитивного компонента навыка чтения

-затруднения при слиянии слогов в слова;

Скорость чтения соответствует норме

Практический метод, игровой метод,

словесный метод

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Игра « Пальцы здороваются»

Упражнение

« Покажи мне»

Игра «Кто всех переговорит»

Игра «В гостях у чистоговорок»

Игра «Собери слово»

Чтение за диктором

Упражнение «Найди лишнее слово»

Упражнение « Найди пару»

Урок

Урок

Урок

Инд. Работа

Работа в парах

Урок

Инд. Работа

Инд. Работа

урок

инд. работа

Ноябрь

2013

4

Не всегда синтаксически правильно обозначать границы предложения

Вторая группа трудностей

Недостатки формирования

звукобуквенного анализа и синтеза

Несформирован-

ность

способности

расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

синтаксически правильно обозначать границы предложения

Практический метод, наглядный метод, словесный метод.

Упражнения: «составить предложение по картинке», «определить количество слов в предложении», «Найди слово в предложение»,

-закончить предложение по образцу,

-придумать предложение с заданным количеством слов,

- составить схему предложения,

- составить предложение по схеме

-расставить точки в тексте,

- определить главные слова в предложении).

Инд.работа

Урок

Инд работа

Урок

Инд. Работа

Урок

Инд. Работа

Инд работа

урок

Ноябрь

2013

5

Несформированность навыка выделения ударного слога;

Вторая группа трудностей

Недостатки в развитии познавательных процессов

- ограниченном словарном запас

- плохое запоминание слухо-двигательных образов слов

Выделяет ударный слог

Практический метод, игровой метод, наглядный метод.

Упражнение . "Игра в слова". Упражнение "Угадайка".

Упражнение  "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Упражнение . "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Игра Наоборот (антонимы).

Упражнения:  

-отхлопывание ритмического рисунка слова,

-соотнесение ритмического рисунка со словом,

-составление графических схем с выделением гласного и ударения.

Урок

Инд. работа

Урок

Урок

Урок

Инд. работа

Урок

Инд.работа

Ноябрь

2013

6

С трудом понимает

смысл прочитанного

Первая группа трудностей

- умение синтезировать смысловые единицы текста,

Вторая группа трудностей

Недостатки в развитии познавательных процессов

-Недостаточность развития мыслительной деятельности

понимает

смысл прочитанного

игровой метод, практический метод,

наглядный метод,

Упражнения:

-расставь предложения по порядку,

-найди название,

-задай вопрос,

-выборочное чтение,

Работа с иллюстрациями.

Игра «Найди друзей»(классификация слов),

игра «Слово потерялось»,

ребусы,

Путаница

Инд. работа

Урок

Работа в парах

Урок

Инд. работа

Урок

Урок

Инд. работа

Ноябрь

2013

7

Не умение выделять главную мысль в тексте

Вторая группа трудностей

Недостатки в развитии познавательных процессов

- недостаточная обобщенность мышления

выделяет главную мысль в тексте

игровой метод

практический метод

Чтение текста через слово

Игра « Раскопки»

Игра «Певец»

Игра « Почему? Зачем?»

Нахождение хвостика предложения

Урок

Урок

Урок

Работа в парах

Инд. работа

Ноябрь

2013

8

Несформированность

экспрессивной стороны речи

-нарушен лексико-грамматический строй речи

Первая группа трудностей

- умение синтезировать смысловые единицы речи

несформированность

артикуляционного

аппарата

Правильно образовывает слова

игровой метод

словесный метод.

Игра «Разбуди ленивые буквы»

Работа со схемами

Игра «Составь пару»

Игра «Наряди фразу»

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Звуковая разминка

Чтение “Спринт”.

Инд работа

Инд. работа

Урок

Работа в парах

Урок

Урок

Урок

Инд. работа

Ноябрь

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Причины нарушения навыка чтения".

Несколько основных причин нарушения навыка чтения....

программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Коррекция несовершенного навыка чтения. Буквы с недописанными элементами.

Цель данного упражнения научить распознавать буквы с недописанными элементами, читать слоги , слова и предложения из букв с недописанными элементами. Этот вид чтения развивает и совершенствует втричну...

Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи

Нейропсихологический подход как  здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи....