КТП по чтению "Перспектива"
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) на тему

Минниханова Евгения Александровна

Календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение по программе "Перспектива" расчитана на 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit.cht_._3kl.docx80.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Заинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО                          

Будилкина Т.Н._________                

  Протокол № 1

«31» августа 2013 г

«Согласовано»                                

Зам. директора по УР              

ЕфремоваЛ.А..________            

                                                                                           

«31»августа 2013 г.                        

«Утверждено»

Директор  МБОУ«Заинская

средняя общеобразовательная школа №1»                                                                                                              

Исрафилова В.К. _________            

 «02» сентября 2013 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по предмету

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 б класс

на 2013-2014 учебный год

                                    Учитель: Минниханова Евгения Александровна

                                    Категория: СЗД

                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                 педагогического совета

                                                Протокол № 1    

                                                             « 31 » августа  2013г.

2013 год

Учебно-тематическое планирование

по предмету

Класс: 3 б

Учитель: Минниханова Евгения Александровна

Количество часов:

Всего: 68 часов; в неделю 2 часа

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.
  • Примерной программы начального общего образования по учебным предметам.
  • Учебного плана МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013-2014 учебный год.
  • Приказа МО и Н РФ от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год».
  • На основе авторской программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина «Литературное чтение».

Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования

на 2013-2014 учебный год.

Общая характеристика курса

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет  два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучении литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех осмтальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.  Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.

Основой составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с нгаучно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интригующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.

Цели обучения

  • Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • Введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

                                                     Актуализация обучения младших школьников: 
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

                                             Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

                                              Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Используемый учебно-методический комплекс:

  1.  Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений . В 2ч. / Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская ,В.Г.Горецкий / -  М.: Просвещение, 2013.

На изучение литературного чтения отводится  68 часов, 2 часа в неделю.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  2.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Основные содержательные линии

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 3 класса и программы, которая включает следующие разделы:

   1. «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».

2. «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

3. «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».

4. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

        Раздел ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

  • Поэтапное формирование навыка чтения (чтение вслух и про себя);
  • Умение слушать речь (высказывание)(внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.;
  • Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог);
  • Развитие умения писать (создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения);
  • развитие устной и письменной речи;
  • совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение).

  • Освоение разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий. Составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами);
  • Формирование умений соотносить заглавие и содержание текста;
  • Определять их роль в процессе общения;
  • Наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Раздел нацелен на развитие художественно эстетической деятельности. Формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

  • Знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства;
  • Различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя);
  • Анализировать произведение на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).
  • Развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных;
  • Развитие и стимулирование творческой активности учащихся.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов учащихся.

  • «Книги - мои друзья»
  • Жизнь дана на добрые дела
  • Волшебная сказка
  • Люби все живое
  • Картины русской природы
  • Великие русские писатели
  • Литературная сказка
  • Картины родной природы
  • Расширять границы читательской компетенции;
  • Формировать готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций;
  • Расширять границы коммуникативно-речевого общения;
  • Совершенствовать читательскую культуру (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянную потребность в чтении художественной литературы).

                                                     Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Часть 1. Книги - мои друзья

2

Жизнь дана на добрые дела

7

Волшебная сказка

7

Люби всё живое

9

Картины русской природы

6

Часть 2. Великие русские писатели 

16

Литературная сказка

10

Картины родной природы

11

Всего:

68  часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
  • 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
  • наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
  • имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь:

  •  читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту (70 – 80);
  • читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
  • читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
  • делить несложный текст на части;
  • соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
  • самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
  • рисовать словесные картины к художественным произведениям;
  • находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
  •  различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
  • выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
  • басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
  • ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
  • различать художественные и научно-познавательные произведения;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
  •  найти книгу из рекомендованного списка литературы.

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 60 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 70 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении в 3 классе читает целиком, в словах не допускает искажений, замены, перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного. В 3 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 60 слов в минуту, во II полугодии не менее 70 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. В 3 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 60 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 70 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении целым словом даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

 

Учебно-методическое обеспечение

В целях реализации учебного курса используются:

  1.   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. -  

      М., Просвещение, 2010.

  1. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников

     «Перспектива».  1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных      

      учреждений. - М., Просвещение, 2011.

  1. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго

     поколения). /Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др./ -  М.,      

     Просвещение,  2011.      

                                                                             

Учебники

  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.

Рабочие тетради

  •  Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2013.


Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год

уро-

ка

Тема урока

Характеристика

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Кол-

во

ча-

сов

Дата проведения

При-

ме-

ча-

ние

план

факт

Часть 1. Вводный урок. Книги - мои друзья (2 часа)

1

Б.  Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Книги Древней Руси. Пословицы, поговорки, загадки о книге.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Учить ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.

Иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, составлять сообщения на темы «Рукописные книги Древней Руси- настоящие произведения искусства» и «Первопечатник Иван Федоров».

1

02.09

2

Проект. Мы идём в музей книги.

1

06.09

Жизнь дана на добрые дела (7 часов)

3

Вводный урок  «Жизнь дана на добрые дела»

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

Предполагать на основе названия раздела учебника какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; слупили герои рассказа; объяснять, в чем  была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Писать отзыв на прочитанную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; ; планировать работу на уроке; выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

1

09.09

4

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.Характеристика героя.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

13.09

5

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Пересказ.

1

16.09

6

Л.Каминский. Сочинение.

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в  группе.

1

20.09

7

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

Мы  идем в библиотеку. Рассказы о детях.

1

23.09

8

Самостоятельное чтение.  

Н. Носов. Трудная задача.

Семейное чтение. Притчи.

1

27.09

9

Наш театр. В. Драгунский. Где это видано. Где это слыхано… Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

30.09

Волшебная сказка (7 часов)

10

.Вводный урок по теме «Волшебная сказка».

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.

Основные понятия раздела:народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки, какие предметы являются сказочными. Характеризовать героев сказки. Группировать книги по подтемам. Составлять план текста, делить его на части, подробно пересказывать по плану. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность обытий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

1

04.10

11

В Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

1

07.10

12

Русская сказка.

Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев.

1

11.10

13

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

Самостоятельное чтение. Русская сказка Морозко. Характеристика героев. Пересказ.

1

14.10

14

Семейное чтение.

Русская сказка Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ.

1

18.10

15

Наш театр.

Русская сказка По щучьему велению.Инсценирование.

1

21.10

16

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

25.10

Люби всё живое (9 часов)

17

Сравнение научно-познавательной и художественной литературы.

К.Паустовский.Барсучий нос. Особенности художественного текста. Пересказ.

 Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Сравнивать виды текстов. Составлять план. Характеризовать героев. Выразительно читать стихотворения. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать  научно-популярный текст. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала, находить в нём нужную информацию. Обсуждать в паре. Группе поступки героев, определять свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь прогнозировать  содержание произведения; планировать работу на уроке; читать и планировать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

1

28.10

18

В Берестов.  Кошкин кот. Особенности юмористического произведения.

Выразительное чтение.

Б Заходер.Вредный кот.

Смысл названия стихотворения.

1

01.11

19

В.Бианки Приключения муравьишки.

Правда и вымысел в сказке.

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

1

11.11

20

О.Полонский. Муравьиное царство.

Особенности научно-популярного текста. 

Краткий пересказ.

1

15.11

21

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Периодика. Журналы для детей.Выставка.

1

18.11

22

Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Пересказ.

1

22.11

23

Семейное чтение.

Н.Носов. Карасик.

Смысл поступка героев и их характеристика.

1

25.11

24

Наш театр. М.Горький Воробьишко. Инсценирование.

1

29.11

25

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

Отзыв на книгу о природе.

Контрольная работа.

1

02.12

Картины русской природы (6 часов)

26

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности:сравнение.

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, ср-ва художественной выразительности(сравнения, эпитеты). Рассматривать картины, описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова. кот. помогают представить изображённые автором картины. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения.  Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя  и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь читать стихотворения, передавая спомощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова

1

06.12

27

М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.

Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

А.Фет. Осень. Настроение стихотворения.

1

09.12

28

И. Бунин. Первый снег.

 В. Поленов. Ранний снег.

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

13.12

29

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Самостоятельное чтение.

К. Бальмонт. Снежинка.

1

16.12

30

Семейное чтение.

К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

1

20.12

31

Картины природы в произведениях живописи.                                                                                                                       И.Остроухов. Парк. А.Саврасов.Зима.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

23.12

Часть 2.  Великие русские писатели (16 часов)

32

Вводный урок по разделу.

Великие русские писатели.

 В. Берестов.А.С. Пушкин. Краткий пересказ.

 Основные понятия:сказка в стихах, басня, иллюстрация.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий:литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова. необходимые для краткого пересказа, кратко пересказывать текст. Находить слова. кот. помогают представить изображённые автором картины. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки.  Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёт комара, мухи, шмеля. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни Крылова. Объяснять смысл басен Крылова. Анализировать поступки героев произведения, соотносить их поступки с реальными жизненными ситуациями. Делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни, распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; ; планировать работу на уроке; выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как как средство создания картин.

1

27.12

33

А.Пушкин. Зимнее утро.

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

10.01

34

А. Пушкин. Зимний вечер.

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. .

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

13.01

35

А. Пушкин. Опрятней модного паркета…

П. Брейгель. Зимний пейзаж. .

В. Суриков. Взятие снежного городка.

Устное сочинение по картине.

 Сравнение произведений лит-ры и живописи.

1

17.01

36

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтпновиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой.

Нравственный смысл литературной сказки.

Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.

1

20.01

37

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтпновиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

1

24.01

38

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтпновиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев.

1

27.01

39

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтпновиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.

1

31.01

40

Сказки А. Пушкина.

 И. Билибин - иллюстратор сказок Пушкина.

Уметь сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников иллюстраторов; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

1

03.02

41

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням Крылова.

Уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

1

07.02

42

И. Крылов. Слон и Моська.

Чиж и голубь. .

Особенности структуры басни.

1

10.02

43

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

Л.Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке; выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

1

14.02

44

Л.Толстой. Лебеди. Составление плана.

1

17.02

45

Л.Толстой. Акула.

Смысл названия. Составление плана.

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей.

1

21.02

46

Самостоятельное чтение. Л.Толстой. Волга и Вазуза. 

Как гуси Рим спасли. Особенности жанра

1

24.02

47

Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Что такое согласие?

Контрольная работа.

1

28.02

Литературная сказка (10 часов)

48

Вводный урок по содержанию раздела.

В Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий:литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Составлять план сказки.Рассуждать о том, что для героев важнее:свои собственные интересы, или интересы других. Объяснять что значит поступать по совести. Выявлять особенности переводной лит-ры. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя  и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержания произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

1

03.03

49

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

1

07.03

50

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеивича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Герои произведения.

1

10.03

51

Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух(предисловие). Особенности переводной литературы.

Уметь планировать работу на уроке; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.

1

14.03

52

Р.Киплинг. Маугли.

Герои произведения.

1

17.03

53

Дж. Родари. Волшебный барабан. 

Сочинение возможного конца сказки.

1

21.03

54

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

04.04

55

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

07.04

56

Наш театр.

С. Михалков. Упрямый козлёнок. 

Инсценирование.

1

11.04

57

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Контрольная работа.

1

14.04

Картины родной природы (11часов)

58

Вводный урок по содержанию раздела.

Б. Заходер. Что такое стихи . Основные понятия: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и сочетания, помогающие услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова. помогающие увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Уметь читать стихотворения, передавая спомощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

1

18.04

59

И.Соколов-Микитов. Март в лесу.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

1

21.04

60

А.Майков. Весна. Е.Волков . В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. 

Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

25.04

61

С. Есенин. Сыплет черёмуха… В.Борисов-Мусатов. Весна.

С. Есенин. С добрым утром! Сравнение произведений живописи и литературы.

1

28.04

62

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

А.Васнецов. После дождя.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 

Сравнение произведений искусства.

1

02.05

63

О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик.

М.Пришвин. Золотой луг. Сравнение образов.

1

05.05

64

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…

Авторское отношение к изображаемому.

1

09.05

65

Саша Чёрный. Летом.

А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

12.05

66

Ф.Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

16.05

67

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

 Самостоятельное чтение.

 Г. Юдин. Поэты.

1

19.05

68

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Обобщающий урок .

1

23.05

Всего:

68 часов