Совершенствование навыков чтения
учебно-методический материал по чтению по теме

 

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой  в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем не совершеннее способ, тем медленнее читает ребенок.

Понимая, что "велосипед уже изобретен", я направила усилия на решение обозначенных проблем.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения, как навык сложный, требует времени для своего формирования. Начиная с 1 класса нужно вести кропотливую работу, направленную на формирование этого навыка.

Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению. Взяв за основу передовые педагогические технологии Ш.А. Амонашвили, Софьи Николаевны Лысенковой, я собрала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников.

Два года назад я решила  опробировать программу факультативного курса «Школа оптимального чтения и грамотного письма». Для этого в течение года адаптировала программу, призванную оказать дополнительную помощь учащимся со слабыми навыками чтения, основанную на подтвержденной практическим опытом последовательности фонетических и грамматических упражнений и текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_navykov_chteniya2.pptx200.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.

Слайд 2

Содержание программы. Программа реализуется в течение 126 часов: 1 класс – 24 часа (начиная со 2 четверти) 2, 3,4 классы - по 34 часа, по 1 часу в неделю, Формы контроля - по 5 часов в год во 2,3 ,4 классе.

Слайд 3

Цель курса . Целью курса является повышение грамотности школьников, уменьшение количества орфографических ошибок в работах учащихся, посредством формирования у младших школьников читательских навыков, речевой и познавательной деятельности.

Слайд 4

Задачи курса . - учить младших школьников сознательному, правильному, выразительному чтению вслух со скоростью 110-120 слов в минуту, про себя 130-150 слов в минуту (по окончании начальной школы), обучать приемам чтения про себя, развивать умение переходить с одного вида чтения на другой; - формировать умение полноценно воспринимать художественные и научно- познавательные тексты; - обогащать лексический запас учащихся, совершенствовать речевые умения; - формирование навыка сознательного чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой;

Слайд 5

- создание предпосылок к общему литературному развитию, культуре коммуникации, реализация творческих способностей; - учить самостоятельно строить диалог и монолог, связанно рассказывать о прочитанном, услышанном, увиденном, обосновывать свои суждения; -формировать интерес к традициям своего народа, его прошлому, настоящему и будущему; к самостоятельному чтению; - обогащение чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе. - формировать умение анализировать ошибки в письменных работах; - развивать орфографическую зоркость.

Слайд 6

Планируемые результаты : - повышение качества обучения; - развитие оперативной памяти и устойчивости внимания; - овладение синтетическим чтением (слияние техники чтения и понимания текста); - повышение уровня успеваемости по предметам основной школы.

Слайд 7

Приемы работ по развитию техники чтения -Фонетическая зарядка -Дыхательная гимнастика -Речевая зарядка -Артикуляционная гимнастика - Фотографирование - Таблицы Шульте - Методика Федоренко: жужжащее чтение, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомый текст, зрительные диктанты - Щадящее чтение - Чтение перед сном

Слайд 8

Речевая зарядка 1. Дифференциация сходных слогов и слов: ла-ра ма - мя дом-том ло-ро мо-мё Дима- Тима лу - ру му-мю кадушка-катушка 2. Чтение слогов по подобию: а о у ма мо му са со су ла ло лу 3. Чтение слов по подобию: сом Маша шапка лом Даша лапка ком Паша папка 4. Чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами или порядком их расположения: кто-кот следы-слёзы так-тот мука-муха рам-как лыжи-ложись

Слайд 9

Таблицы Шульте

Слайд 10

- жужжащее чтение - многократное чтение - чтение в темпе скороговорки - выразительное чтение с переходом на незнакомый текст - зрительные диктанты Методика И.Т. Федоренко

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ 1. Что общего в словах и чем они различаются? мел – мель, мал – мял, мыл – мил 2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свёкла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца;

Слайд 12

3. Какое слово лишнее и почему? красивый, синий, красный, желтый; минута, время, час, секунда; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; 4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5. Путем перестановки букв составь слово. у к л б о; с н о а с; у п к с. 6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.

Слайд 13

7 . Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Зима, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; 8. Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружье; соломка, пора, мель; смола, слеза берет. 9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. а) Песня – композитор; самолет - ? б) школа – обучение; больница - ? в) нож – сталь, стул - ? 10. Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец; корова, шкаф, стул, диван, овца, коза, стол; апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша; мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Лед на реке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Малыши" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "На горке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....