Урок- проект по литературному чтению для 4 класса "За что любят дети сказки А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Матанова Наталья Григорьевна

конспект урока и приложение творческих работ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_proekt_pushkin.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока – проекта по литературному чтению для 4 класса  (2012 г.)

Тема: « За что любят дети сказки А.С. Пушкина.»

ГБОУ СОШ с. Кашпир м. р. Приволжский Самарской области.

Автор: Матанова Наталья Григорьевна   (учитель начальных классов )

 Продукт проектной деятельности: создание  копилки творческих работ по теме.

Цель: создание педагогических условий для творчески мыслящей личности, способной к самовыражению и самоопределению;  прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;

 Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

 Учащиеся должны знать:  сказки А.С. Пушкина, их  особенности.

 Учащиеся должны уметь:

 1) анализировать художественное произведение;

 2) сравнивать  литературный материал;

 3) владеть элементарными способами получения и обработки информации;

 4) работать группами.

 Ход урока.

 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 - Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект.

 - Как вы понимаете слово «проект»? (план, замысел)

 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

 - Мы завершили изучение  раздела произведений А.С. Пушкина и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать таблицу для сообщения о сказках « За что любят дети сказки А.С. Пушкина?»

 - Как бы вы сформулировали цель и задачи урока?

 (выслушиваю ответы детей)

 Цель: собрать информацию о сказках - чему они нас учат.

 Задача: создать таблицу для сообщения.

 3.ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА.

 - Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить все сказки автора и чему каждая нас учит.

 4.ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

4.1.Создание классификаций.

4.2. Дети  отбирают и прикрепляют на доску карточки с названиями сказок и их иллюстрации.

 4.3. Определение особенностей сказок.

              (Герои-злодеи, герои-помощники,  волшебство, волшебные предметы, необычные испытания, троекратное повторение, таинственное настроение, герои – простые люди, смешные ситуации, высмеиваются плохие черты характера ,восторг умом, находчивостью, веселое настроение, герои-животные, веселое настроение  и др.)

 Вывод: все они создают хорошее настроение.

 Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

5.  ФИЗМИНУТКА (под музыку)

6. РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.

. Итак,  чему учат сказки мы определили, а теперь скажите, когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)

 А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки)

 А мне хотелось бы рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна народ придавал большое значение цвету.

 Красный цвет символизировал радость, красоту,  

 любовь, но с другой стороны – это цвет войны,

 вражды. Красное обозначает также власть, величие.

 Красную одежду, сапожки могли носить только

 цари.

Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ.

Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий верность.

 Зелёный – символизирует юность, веселье, действует успокаивающе, но может действовать и угнетающе. Недаром говорят - «тоска зелёная».

 -Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....Переверните карточки и прочитайте. (Вызываю одного ученика, на обратной стороне получается слово «КОЛОРИТ»)

 -Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях.

 УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.

 Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).

 - Какое настроение создаёт

 1–ая иллюстрация?   2-ая иллюстрация?

 - Какой из этого можно сделать вывод?

 УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки.

 УЧИТЕЛЬ: иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.

7. ИГРА: из какой сказки  или стихотворения А.С. Пушкина этот предмет? (рыбка, веретено, яблоко, зеркальце, петушок, орех, конь)

За что любите сказки А.С. Пушкина?

 8. ЭТАП ИСПЫТАНИЯ ПРОЕКТА.

 - Итак, в результате подробной обработки различных видов информации получилась опорная таблица для составления сообщения о сказках Пушкина, т.е. проект.  

Но закончен  наш проект будет, когда вы,  ребята, выполните творческие работы.  ( Стихи, сочинения, рисунки к сказкам Пушкина) – Д/З.

 9.ИТОГ УРОКА.

 - Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

 - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

 - Какие трудности встретились?

 - Что показалось наиболее интересным?

 10. ОЦЕНИВАНИЕ.

 - Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …)

 - Вам понравилось работать в этой группе?

11.РЕФЛЕКСИЯ.  

  Приложение лучших  творческих работ учащихся.

 Продукт проекта:

1. Стихотворение - песня «Зимним вечером».

2. Стихотворение «Мои детские сны».

3. Сочинение « Творчество А.С. Пушкина в моей жизни».

Зимним вечером (Песня о  творчестве Пушкина)

И грусть, и радость, волшебство  и драмы…

Как  учатся легко его стихи!

Их помнят все: и бабушки, и мамы.

В них  музыка, полёт его души.               Пусть ветер воет за окнами,

                                                                          Пусть стужа гулять не даёт,

                                                                          Читаю я Пушкина сказки,

                                                                           От счастья душа вся поёт.

Какие чудеса кругом: русалка, золотая рыбка,

Летающая ступа у бабушки Яги.

Нет!  Вряд ли мы, когда - нибудь забудем,

Эти  волшебные добрые стихи!                Пусть ветер воет за окнами,

                                                                           Пусть стужа гулять не даёт,

                                                                           Читаю я Пушкина сказки,

                                                                           От счастья душа вся поёт.

А кот учёный - просто загляденье!

Такой, что может сказку рассказать.

Не  как мой Барсик, ласковый  бездельник,

Ждет, когда Пушкина я сяду с ним читать.  Пусть ветер воет за окнами,

                                                                                 Пусть стужа гулять не даёт,

                                                                                 Читаю я Пушкина сказки,

                                                                                  От счастья душа вся поёт.

Мой кот мурлычет и как будто знает,

Что добрый в сказках Пушкина финал.

Так интересно просто не бывает!

 Это богатство нам  поэт великий   дал.      Пусть ветер воет за окнами,

                                                                               Пусть стужа гулять не даёт,

                                                                               Читаю я Пушкина сказки

                                                                           От счастья душа вся поёт.                      (Егоркина Кристина  10 лет)

Мои детские  сны.  (Стихотворение о творчестве Пушкина)

Не умела я читать,

Да и букв не знала,

Мама на ночь часто мне

Пушкина читала .

                               Про несчастную царевну,

                               Что в гробу лежала.

                                Про разбитое корыто

                                И царя Салтана.

И слетались ко мне сны

Из волшебных сказок.

Побывала я в гостях

 У всех  героев  сразу.

                                Черномор  силён, сердит.

                                Царевна милая   добра.

                                А старуха всё ворчит

                                И ругает старика.

Научилась я читать,

 И теперь сама  я

Часто с книжкою сижу,

Радость не скрывая.

                               Наслаждаюсь я сейчас

                               Лёгким слогом этим.

                               И понятным, и любимым

                               И большим, и детям.             (Синькевич  Таня    9 лет)

Сочинение на тему:  «Творчество А. С. Пушкина в моей жизни».

                                                                   Пушкин - чудо России. Он  единственный

                                                                      воистину любимый.  (Н. Теффи)

Все мы хорошо знаем известного писателя Александра Сергеевича Пушкина. Сколько замечательных стихов и сказок он написал! Стихи его прекрасны. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, ярких красок ,особенно золотистого цвета. Все волшебно в произведениях Пушкина. Мы его называем «Солнце русской поэзии».

 Пушкин  нисколько не состарился.  Ничего не устарело в языке, в речи, в тёплом   душевном отношении автора к  своим героям .

                                                                      «Все смолкли, слушают Баяна:

                                                                        И славит сладостный певец

                                                                        Людмилу-прелесть и Руслана

                                                                        И Лелем свитый им венец.»

Он писал не только для детей, но и для взрослых. Бабушка говорит, что в старших классах мы будем читать  «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку»  и откроем для себя немного другого Пушкина. Я сейчас начал читать  поэму«Руслан и Людмила» и восхищён , как кратко  и ярко , и как много мыслей приходят в голову…              « … Потупили  смущённый взгляд:

                                                                           То три соперника Руслана;

                                                                            В душе несчастные таят

                                                                            Любви и ненависти яд.»

Сказки А. С. Пушкина  поучительны: они учат нас не быть жадными на примере сказок«О рыбаке и рыбке» и «О попе  и  работнике  его  Балде». Держать данное слово и не «терять» голову от любви на примере сказки «Золотой петушок». А  в сказках «О мертвой царевне…»  и  «О царе Салтане…»    Пушкин предупреждает нас, что в жизни встречаются и жестокие люди,  будьте осторожны.

 Много бы ещё прекрасных стихов, сказок и поэм он мог бы написать, но жизнь его рано прервалась.

Его произведения воспитательны, понятны и здоровы для души. Я никогда не забуду его стихов и сказок. Они всегда будут в моём сердце.      

   ( Василенко Данила  10 лет)

Resource id #5638

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Урок-проект по литературному чтению 2 класс

Урок-проект для 2 класса по программе "Школа 21 века" по литературному чтению....

Урок-проект по литературному чтению 3 класс "Зимушка-зима"

Урок обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы с помощью наблюдений и литературных произведений.Цели урока:1) С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимн...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Проектная деятельность в начальной школе. Урок-проект по литературному чтению, 4 класс (2015-2016 уч.г.)

Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации,  листы для проектной деятельности...

Урок - проект по литературному чтению 3 класс

Урок -проект. Литературный журнал "Мороз и солнце, день чудесный"...