Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Иванова Жанна Леонидовна

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 33 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»

Цели:  продолжать  знакомство  учащихся  с  русской  литературой XIX – начала XX века; познакомить с жизнью В. М. Гаршина, начать работу над произведением «Сказка о жабе и розе»; учить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; учить сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.

Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.

Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили  совершить  путешествие  именно  в  часы  (компьютер,  игрушку и т. п.).

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с жизнью писателя.

– Мы завершаем изучение раздела «Чудесный мир классики» произведением Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе».

– Знакома  ли  вам  фамилия  этого  писателя?  Знаете  ли  вы  его  произведения?

Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.

Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-либо в этом мире.

– Читая «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами. 

2. Работа над произведением.

Учитель читает произведение до слов: «В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок» (с. 174).

– Что хотите сказать?

– Каким вам показался Вася?

– Прочитайте о том, как мальчик вёл свои наблюдения.

– Как это его характеризует?

– Какой вы представляете розу?

– Что можете сказать о жабе?

IV. Итог урока.

 Домашнее задание:  перечитать ещё раз часть сказки, прочитанную учителем на уроке (с. 171–174, часть 1-я); в тетрадь по чтению выписать характеристики жабы и розы (в 2 столбика).

 

Урок 34 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ» (продолжение)

Цели: продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В. М. Гаршина; пробуждать в детях умение сострадать, сопереживать, понимать чужую боль; учить различать прекрасное и безобразное, проникать в глубину произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают характеристики розы и жабы, которые они выписали из прочитанной ими части произведения. Затем несколько человек выразительно читают отрывок из сказки, подготовленный дома.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение произведения.

Учитель выразительно читает сказку до конца. После паузы учащиеся высказывают свои мысли, говорят о своих чувствах, переживаниях.

2. Беседа по произведению.

– Что вас больше всего поразило в произведении?

– Какие чувства вы испытываете к Васе?

– Какой вы представляете Машу?

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

– Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки.

– Почему жаба хотела уничтожить розу?

– Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.

– Какова была роза? Прочитайте, как писатель передаёт внешний вид розы.

– Почему роза «чувствовала, что её срезали недаром»?

– Как  вы  думаете,  что  позволило  писателю  назвать  эту  историю сказкой?

– О чём это произведение? В чём его главный смысл?  

IV. Итог урока.

– Чему вас научил сегодняшний урок?

– Изменилось  что-то  в  вас,  ваших  душах,  сердцах  после  нашего урока?

 Домашнее задание:  в  тетради  дописать сравнительную характеристику жабы и розы; подготовить выразительное чтение наиболее тронувшего, поразившего отрывка.

Примечание. Так как урок эмоционально насыщен, то его не следует прерывать физкультминуткой. 

Урок 35 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского  сказочника  Павла  Петровича  Бажова;  показать  своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова; прививать интерес к литературе; воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают из тетради сравнительную характеристику жабы и розы, затем дети выразительно читают отрывки, которые их тронули, объясняя свой выбор.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся.

– Сегодня мы начнём знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Вот отрывки некоторых из них:

«– Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша? – Не вышла, – отвечает.

– А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

– Нет, – отвечает, – не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

– Показать-то, – говорит, – просто, да потом жалеть будешь.

– Не отпустишь из горы?

– Зачем  не  отпущу!  Дорога  открыта,  да  только  ко  мне  же  ворочаются».

(«Каменный цветок».)

«Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…

Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отдвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько».

(«Огневушка-Поскакушка».)

«Сказала это и прищурилась:

– Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела…

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног – лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

– Не забудь, Степанушко, как я говорила… Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!»

(«Медной горы Хозяйка».)

– Кто автор этих удивительных сказов? (П. П. Бажов.)

– Хотелось бы вам узнать, как создавались сказы?

– Тогда слушайте внимательно.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

– В один из жарких июльских дней 1936 года в саду, под развесистой липой, собралась семья Бажовых: дочери, жена – Валентина Александровна и он – Павел Петрович. Пришли соседи, родственники, друзья, знакомые. Отмечалась серебряная свадьба Павла Петровича и Валентины Александровны.

Когда были высказаны самые тёплые пожелания, съедены пироги, приготовленные хозяйкой дома, выпита не одна чашка чаю, поднялся Павел Петрович и сказал:

– Я вот подарок приготовил своей супруге Валентине Александровне. – Он отложил в сторону давно потухшую трубку и не спеша достал из внутреннего кармана пиджака исписанные крупными чёткими буквами листы.

– Подарок-то какой, – Павел Петрович обвёл глазами гостей.

– Сказ «Медной горы Хозяйка». Спешил к этому дню закончить. Успел…

Глуховатым голосом, изредка поглядывая в рукопись, он начал рассказывать:

– Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…

Существует мнение, что «Малахитовая шкатулка» оказалась полнейшей неожиданностью в творческой деятельности Павла Бажова. До появления сказов Бажова как писателя знали немногие, несмотря на то что он, активный журналист, был автором не только многочисленных газетных очерков, фельетонов, корреспонденций, но также автором двух книжек-очерков о Сысертских заводах, которые находились недалеко от Екатеринбурга, а позднее – автором историко-революционных книг. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году, когда её автору исполнилось 60 лет. Но появление сказов не было случайностью. Бажовские сказы – итог всей его долгой жизни.

Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Пётр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, высококвалифицированным рабочим, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза, давал меткие сатирические характеристики. Жил Пётр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.

Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Сказы П. П. Бажова очень полюбились читателям. Они издавались миллионными тиражами на многих языках мира. Необычайно высока была популярность Павла Петровича и его сказов в трудные военные годы. Поэт-фронтовик Алексей Сурков говорил о сказах Бажова: «В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту» (Фёдор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).

По  мотивам  сказов  П. П. Бажова  созданы  кинофильм  «Каменный цветок» (режиссер А. Л. Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С. С. Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К. В. Молчанов), симфоническая поэма  «Азов-гора» (автор А. А. Муравлёв)…

Высказывания детей.

Физкультминутка

3. Работа над произведением.

– Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце», который впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень». 

Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться».

– Что хотите сказать?

– Каким вам показался старик Кокованя?

– Подтвердите ваше мнение словами произведения.

– Какой  представили  себе  Дарёнку?  Как  о  ней  говорит  Бажов? Прочитайте.

– Как,  по  вашему  мнению,  автор  относится  к  девочке? Почему так считаете?

– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?

– Почему Дарёнка согласилась пойти жить к Коковане?

– Чем  был  необычен  Серебряное  копытце?  Как  говорится  о  нём в сказе?

– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?

– Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце?

IV. Итог урока.

– Чем вам запомнился урок?

– Какие открытия сделали?

 Домашнее задание:  перечитать часть сказа, прочитанную в классе; выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика); подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Урок 36 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» (продолжение)

Цели: продолжать работу над сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце»; учить детей проникать в глубину авторского замысла произведения, понимать его суть; развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение, прививать любовь к чтению.

Ход урока

IОрганизационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились, стараясь передать свои чувства, своё отношение к героям.

III. Работа над произведением.

– Хотелось бы вам узнать о том, что произошло дальше?

Учитель дочитывает произведение до конца (некоторые эпизоды могут читать учащиеся).

– Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем? Прочитайте об этом.

– Как вы думаете, почему Дарёнка не разрешила Коковане собрать все камни?

– Какую роль в сказе отводит П. П. Бажов Мурёнке? Подтвердите ваше мнение словами произведения.

Физкультминутка

– Прочитайте характеризующие Дарёнку слова и выражения, которые вы выписали дома.

– Как по-новому раскрывается перед нами образ девочки?

– Допишите в тетрадь характеристику Дарёнки.

– Каков Кокованя?

Учащиеся читают характеристику старика по прочитанной дома части сказа.

– Что нового узнали о старике Коковане? Допишите в тетрадь характеристику Коковани.

– Что вас особенно поразило в сказе?

– Как вы думаете, почему история о Серебряном копытце – сказ, а не сказка?

IV. Итог урока.

– Чем запомнился урок?

– Чему он вас научил?

 Домашнее задание:  перечитать  ещё  раз  сказ  П. П. Бажова «Серебряное копытце»; подготовить пересказ или выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал; подобрать пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказе; сделать рисунок к сказу. 

Урок 37 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Цели: продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками; начать работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; учить детей добру и состраданию; развивать мышление, речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают отрывки, которые наиболее заинтересовали их, а также подготовленные пословицы и поговорки, показывают свои рисунки.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сказку,  которую  мы  начнем  читать  сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

– Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки. (Сказка ключницы Пелагеи.)

– Что это значит? (Что сказку С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.)

– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Учитель  читает  сказку  до  слов:  «Поехал он в путь. Во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).

– Как вы думаете, сумеет ли купец выполнить просьбы своих дочерей? Легко ли ему будет это сделать? Почему?

Учитель продолжает чтение сказки до слов: «…а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).

– Как характеризуют купца его мысли, действия?

– Почему  «зверь  лесной,  чудо  морское»  не  взял  с  него  «записи заручной»?

Учитель продолжает чтение сказки до слов «…и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками» (с. 206, часть 1-я).

– Что хотите сказать о каждой из дочерей?

– Почему слова младшей, любимой, дочери не могли утешить отца?

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– Что он изменил в вас?

 Домашнее задание:  перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе (с. 195–206, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

Урок 38 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» (продолжение)

Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство справедливости, сострадания, добра, учить сопереживать; работать над развитием мышления, речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома у вас, ребята, была возможность еще раз перенестись в XIX век, побывать в богатом купеческом доме и удивительном дворце «зверя лесного, чуда морского» вместе с героями сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

– Какой же эпизод сказки вас тронул больше всего, заставил волноваться, переживать за героев или, наоборот, радоваться за них?

Учащиеся читают отрывок, который им понравился больше всего.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Итак, младшая, самая любимая дочь купеческая надела перстень на правый мизинец и...

Учитель читает сказку со слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного…» (с. 206, часть 1-я) до слов: «Так и стала жить да поживать молодая дочь купеческая, красавица писаная…».

– Как встретил девушку «зверь лесной, чудо морское»?

– Что вас удивило?

– А что удивило купеческую дочь?

Учитель продолжает чтение сказки до слов: «И прошло тому немало времени» (с. 210, часть 1-я).

– Какие новые качества купеческой дочери раскрылись перед вами?

– Каков «зверь лесной, чудо морское»?

Учитель продолжает чтение сказки до слов: «…Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг?…» (с. 213, часть 1-я).

– Каковы сестры?

– А каков купец?

– Что хотите сказать о младшей дочери?

Учитель дочитывает сказку до конца.

– Что хотите сказать?

– Благодаря чему королевич принял свой прежний облик?

– Какие слова в сказке вы считаете самыми главными?

IV. Итог урока.

– Понравился ли вам урок? Чем?

– Что особенно запомнилось, поразило?

 Домашнее  задание:  перечитать  еще  раз  отрывок  из  сказки
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», прочитанный в классе (с. 206–216, часть 1-я); подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки, сделать к нему рисунок.

 

Resource id #5694

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок"....